Вход на сайт

Регистрация

или

register
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Образование

Зачем выбирать детский сад с реджио-подходом и чем он отличается от обычного сада

Автор
Сергей Галиуллин
Сергей Галиуллин
Детский психолог, эксперт образовательного центра "Каменный город"
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
28 Октября 20 в 10:00
Зачем выбирать детский сад с реджио-подходом и чем он отличается от обычного сада

Источник фото: Gustavo Fring / Pexels

5 причин

У родителей сейчас много вариантов, в какой детский сад отдать ребенка. Можно выбрать не только воспитателя, но и подход к воспитанию и обучению детей. Их много, сегодня рассказываем о реджио. Почему стоит обратить внимание именно на этот подход?

Дисклеймер: В России становится все больше государственных садов, работающих с альтернативными подходами, в том числе с реджио. Чтобы выбрать такой сад, нужно указать его номер в заявлении, которое родитель подает в департамент образования. Лучше ставить детский сад первым в списке. Но это не гарантирует того, что ребенка отдадут именно в него. Еще один вариант для самых принципиальных и настойчивых – переехать и прописать ребенка рядом именно с таким детским садом.

Потому что здесь уважают ребенка

Педагог становится для ребенка не наставником, а партнером. Педагоги стараются общаться не с позиции «сверху», а на равных. Например, педагоги опускаются на корточки, присаживаются и разговаривают так, чтобы смотреть ребенку в глаза. Конечно, педагог знает больше, чем ребенок, но он дает ему свободу выбора. Не торопит и дает заниматься в своем темпе, не осуждает, если ребенок делает что-то не так. В реджио-подходе вообще нет слова «неправильно», есть слово «по-своему».

В обычном саду не всем педагогам удается быть на равных. Часто воспитатели общаются с детьми с позиции «я взрослый, мне виднее». В том числе детям не всегда дают свободу: они обязаны спать, есть, ходить на все занятия. Разумеется, это не происходит во всех традиционных садах, но такое случается.

Это подходит детям, которым в семье тоже не дают выбора. Они привыкают следовать желаниям взрослым, и в саду им привычно делать так же. Но есть риски потерять собственную позицию, разучиться слушать свои желания и добиваться их. Если ребенок не может сказать, что не будет суп, он в будущем не сможет принять не менее важные решения.

Потому что ребенка учат новому в любой ситуации

В реджио-подходе считают, что знания можно получать всегда – в игре, в работе, в наблюдении за природой, в общении. Получение знаний происходит ненавязчиво, не в форме урока.

В обычном саду часто разграничивают свободную игру, прогулки и занятия. Далеко не все педагоги умеют включать игровые элементы в процесс обучения. Это подходит для целенаправленного обучения, для оттачивания навыков. Но дошкольникам тяжело без игр: даже если они могут выполнять упражнения ради результата, их хватает на 15-20 минут. В игре они могли бы заниматься намного дольше.

Зачем выбирать детский сад с реджио-подходом и чем он отличается от обычного сада

Источник фото: Helena Lopes / Pexels

Потому что для развития ребенка создается специальная среда

В реджио-педагогике, как и в некоторых других подходах, стараются создать среду, которая соответствует потребностям и способностям ребенка. Территория группы или всего детского сада делится на несколько зон, среди которых – зоны прогулок, зоны экспериментов, зоны музыки, точных наук и многие другие. В каждой зоне находятся игрушки и развивающие средства, помогающие ребенку открывать новое и развивать свои способности в определенной сфере. Игрушки и развивающие средства создают из природных материалов, но при этом педагоги не против гаджетов, если они помогают ребенку развиваться и играть.

В обычном саду также создается развивающая среда, она считается неотъемлемой частью образовательной программы. У педагогов в традиционных садах не всегда получается правильно зонировать среду или не получается включить все виды зон в среду. Также в традиционных садах у ребенка не всегда получается самому работать со всеми зонами: например, педагоги оставляют только игрушки, но убирают канцтовары. Это лучше подходит для адаптации ребенка к детскому саду, ведь он быстрее осваивается в группе. Но в дальнейшем он может быть лишен ряда образовательных возможностей.

Современное образование пока еще требует от детей знания фактов, а мир – умения мыслить и взаимодействовать. Убираем разрыв и готовим детей к счастливому будущему на марафоне по навыкам XXI века. Родителям будет даже полезнее, чем воспитателям.

Потому что учат уважать культуру и природу

Игрушки в реджио-садах сделаны из природных материалов, часто даже из мусора. Из этого закладывается уважение к природе: из всего можно сделать все, всему можно дать вторую жизнь, не нужно проходить мимо некрасивых вещей.

Уважение к культуре связано с опорой на сказки, на праздники, на детское воображение. Реджио-сады будут отличаться друг от друга в каждом городе: педагоги в них опираются на местные традиции и в праздниках, и в песнях, и сказках.

В традиционных садах детей учат уважать культуру, но не всегда это происходит с согласия детей. Например, в праздниках, посвященных 8 Марта и 23 Февраля, редко пытаются найти важный для детей смысл и отмечают их формально, с опорой на атрибутику, а не на содержание. Также в детских садах учат делать поделки из природных материалов, но редко используют старые предметы, в том числе мусор, не акцентируют внимание на второй жизни каждого предмета.

Это привычно для педагогов и родителей и требует меньше сил и внимания с их стороны. Но детям не всегда понятно, зачем нужен тот или иной праздник или тот или иной природный объект.

Потому что учат работать в группе

В реджио-садах дети часто работают в микрогруппах: так они перенимают навыки и ценности друг друга, учатся слушать и слышать, уважать чужое мнение и отстаивать свое. Такие занятия включены в расписание, их проводят регулярно, это позволяет лучше усваивать материал и адаптироваться в группе.

В традиционных садах дети также работают в микрогруппах, но чаще это происходит не на занятиях, а в ролевой игре. Этого иногда достаточно, но требует внимания со стороны педагога, помощи в конфликтах. Педагог не должен вмешиваться в игру, но должен помогать, если она заходит в тупик всерьез и надолго.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи

Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте

Самые свежие новости из жизни города и не только

Интересные статьи

Ещё статьи

Внимание!

Закрыть