Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Здоровье

Заикание: как я с ним справился

Автор
Антон Костичев
Антон Костичев
Журналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
9 октября 19 в 18:00
Заикание: как я с ним справился

Больше 20 лет я страдал от заикания. Что это? Безобидная болезнь? Обычный детский и подростковый психологический недуг? Небольшое отклонение, которое не мешает нормально жить? Нет, конечно. Заикание – это проклятье. Заикание – это страшно и очень тяжело. Настоящее заикание – это приговор, это инвалидность. С этим проклятьем я жил больше 20 лет.

Представьте ситуацию: вам нужно прийти в магазин и купить молоко. Вы, обычный ребёнок, 7, 13 или 17 лет, заходите в магазин, обращаетесь к продавцу и просите: “Дайте мне, пожалуйста, м-м...”. И тут наступает приступ заикания. Минуту вы пытаетесь произнести заветное “молоко”, после чего забираете желанную бутылку и уходите домой.

Удивлённая продавщица, которая всё это время пыталась понять, что же мальчику нужно, бабушка в очереди, которая была готова уже вызывать скорую: “Наркоман какой-то пришёл, пускай его полечат”. Вслед вам смотрят окружающие, которые пытаются понять, что же такое с ребёнком: тяжёлое заикание или он действительно что-то употребил.

На самом деле это обычный для меня инцидент. В магазине, в библиотеке, звонки по телефону, общение с малознакомыми людьми – это всё не так страшно. Самое тяжёлое в детском заикании – общение со своими сверстниками.

“Антон, назовите классу, какой параграф нужно было выучить?” – “Па...па...па...па...параграф пя...пя...пя...пя...тьдесят пя...пя...пять”. Класс умирал со смеху, пока я пытался это произнести. Слова на “п” были моими самыми нелюбимыми. В общем, годы насмешек и издевательств мне были обеспечены.

Откуда берётся заикание, или Как я его прятал

Разновидностей заикания безгранично много. Так или иначе, важно одно – в подавляющем большинстве случаев заикание связано с нервозностью, страхами и тревожностью. Впервые проблемы с речью у меня были выявлены в начальной школе. Предположу, что они начали происходить гораздо раньше.

Психотерапевты разводили руками: позаикается и перестанет. Назначали витамины, электрофорез и ещё какие-то массажи. Не помогало. На все вопросы родителей успокаивали и отвечали: пройдёт. И ведь не ошиблись, прошло… спустя 20 лет.

Почему я заикаюсь? Этот вопрос я задавал себе на протяжении многих лет. Первые годы ответ был простой: я заикаюсь, так как страдаю от какого-то психического отклонения. И представлял себе, что мне нужно лечь в “жёлтый дом” и пожить вместе с другими ментально больными.

В средней школе я начал глубже изучать своё заикание. Я выяснил, что мои проблемы с речью гораздо сложнее, чем раньше мне это казалось. Допустим, мне было тяжело начинать разговор с некоторых согласных – например, с буквы “п” или “к”. Вот ну никак я не мог произнести свою фамилию на “к”. А вот гласные шли без проблем – например, “а”.

В итоге мне приходилось говорить “Антон Костичев”, когда у меня спрашивали фамилию. “Какая у тебя фамилия? Ещё раз?” – “Антон Костичев”. – “Зачем он постоянно называет своё имя?”. Это фрагмент из моей жизни на первой работе, в петербургском Дворце творчества юных, мне был 21 год. Нормальный парень, увлечённый своим делом, получил небольшую работу в таком хорошем месте в таком юном возрасте. Но почему он так странно говорит?

Заикание: как я с ним справился

После того, как я осознал, что не могу начинать речь с некоторых согласных, жить стало проще. Нужно было всего лишь говорить так, чтобы не делать паузы перед согласными. Это мастерство пришло ко мне в конце школы. Я придумывал фразы и тексты так, чтобы после паузы начиналась гласная! Что за бред, думаю я сейчас, но этот бред работал долгие годы.

Вдобавок к гласной можно было изменять тональность произношения, как бы петь, можно было, наоборот, произносить всё монотонно, не создавая паузы в тексте. Я научился скрывать своё заикание. Многие друзья, которые появились в старшей школе или позже, до сих пор не знают, что оно у меня было.

Заикание, почему ты приходишь в самый неподходящий момент?

Последнее моё открытие касательно заикания произошло в старших классах. То, что я не заикаюсь, когда один и читаю вслух – это я знал с детства. Также я давно знал, что я заикаюсь только в компании чужих людей, я прекрасно общаюсь с близкими, друзьями или даже с девушкой. Со всякими “п” и “к”.  Сейчас мне трудно поверить, что они у меня были – и друзья, и личная жизнь, учитывая все мои проблемы с речью.

В общем, это всё мне было давно известно. Но в старшей школе появилось кое-что ещё, что заставило меня пересмотреть своё отношение к заиканию. И это не что иное, как алкоголь. Алкоголь. Как только я выпивал совсем немного алкоголя, ну, пол-литра пива, речь становилась чиста. После литра пива из меня получался прекрасный оратор. Но почему, блин, это происходило?

Выводы я сделал быстро. Во-первых, и это ГЛАВНОЕ, я МОГУ говорить без заикания. Где угодно, с кем угодно, как угодно. Во-вторых, причина, которая вызывает заикание, подавляется алкоголем. А значит, её можно подавить и чем-то другим, более безобидным, а может быть, её можно подавить навсегда.

Первое время я начал пользоваться алкоголем как способом приглушить заикание. Перед важной лекцией, перед важной речью в университете я выпивал 50 грамм водки или крымского самогончика, привезённого с раскопок, зажёвывал жевательной резинкой и шёл на ответственное задание. Работало так себе – пока до меня доходила очередь, последствия алкоголя улетучивались.

Самыми тяжёлыми периодами были моя первая полноценная работа – в магазине, и вторая – в иностранной компании, когда моя работа была связана с телефонными звонками. Это был настоящий ад. Ничего не помогало. Ни алкоголь, ни чередование гласных.

Бывают болезни, которые с возрастом проходят 

Заикание – вещь страшная, не пожелаю никому это испытать. Впрочем, эта болезнь имеет одну особенность – хороший прогноз. Подавляющее большинство страдающих от заикания с возрастом справляются с недугом. Так произошло и у меня. Не так быстро, как ожидали врачи, но и не так медленно, как я сам от себя ожидал.

Почему же было заикание? Страх, тревожность. Про начальную школу и появление заикания сказать ничего не могу. Уж слишком сложно мне судить о тех годах. Тем более не могу вспомнить причину, психологический шок, вызвавший речевое отклонение. Возможно, его и не было, а заикание стало следствием моего общего состояния и психологических особенностей.

Зато я могу сказать, почему заикание у меня не проходило долгие годы. Из-за постоянных переживаний. В средней школе надо мной издевались одноклассники, били и оскорбляли. Учителя ко мне были настроены неблагосклонно, они не могли понять причину моей странной речи и считали меня обычным дурачком и двоечником. Даже в 10 класс переводить не хотели. Среди близких я также не встречал понимания: “Говори уже нормально, хватит заикаться!” – требовали от меня родственники, наивно полагая, что я могу так взять и перестать это делать.

Всё это росло, как снежный ком, и не давало мне избавиться от своих проблем. Только после того, как я уехал из родного города и начал жизнь с чистого листа, заикание начало уходить. Уходило больше 5 лет, волнами. Во времена сессий или каких-то тяжёлых, проблемных периодов возвращалось, в стабильные времена я про свою особенность речи просто забывал.

Окончательно заикание прошло, когда мне исполнилось 25 лет. Конечно, это условная точка. Даже сейчас я могу, распереживавшись, повторить это проклятое “п” или “к” несколько раз. Правда, случается это раз в несколько месяцев, а то и реже, поэтому это совсем не мешает жить.

А если мой ребёнок будет заикаться?

После того, как заикание ушло, я понял основную причину его существования. Самоуверенность и спокойная жизнь. Их у меня не было в школьное время. Проблемы с учёбой, буллинг и непонятное будущее. В университете стало немного легче – будущее стало более светлым, окружение стало совсем иным, а проблем с учёбой у меня не было.

Затем я устроился на работу, сменил её на вторую, на третью. Я стал полностью обеспечивать себя. Это всё придавало мне больше уверенности и спокойной жизни, а значит, и подавляло заикание. Наконец, последний удар по проблемам с речью был нанесён во время моего переезда за границу. Новая культура оказалась настолько расслабленной, беспроблемной и добродушной, что моё психологическое состояние быстро претерпело изменения.

Подводя итог, могу сказать следующее. Если у моего ребёнка будет заикание, то я буду работать в трёх направлениях:

  1. Я объясню ребёнку, что подобные проблемы были и у меня. Они не такие страшные и со временем пройдут. Я буду поддерживать ребёнка и время от времени разговаривать с ним о его проблемах. Если человек с заиканием не живёт один на один со своей проблемой, ему значительно проще справиться с отклонением.

  2. Я отправлю ребёнка к психотерапевту. Конечно, людям без заикания так просто говорить: “Ну ничего страшного, позаикается и прекратит”. Нет, ребёнка нужно вести к хорошему специалисту, который поможет поскорее справиться с отклонением.

  3. Я буду поддерживать психологическое состояние ребёнка. Буду помогать ему с его самооценкой и словами, и делом. Отправлять ребёнка на те занятия, которые будут нравиться ему, делать дома то, что нравится именно ребёнку, и каждый раз говорить о том, что он отличный человек и у него всё получится.

Фотографии из личного архива автора.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть