Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Демография

«Запрет аборта мало влияет на его распространенность»

Автор
Виктория Сакевич
Виктория Сакевич
Старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
9 апреля 24 в 15:41
«Запрет аборта мало влияет на его распространенность»

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

О контроле рождаемости, планировании семьи, контрацептивной культуре россиян и о том, почему снижение количества абортов не ведет к увеличению рождаемости, — в интервью старшего научного сотрудника Института демографии НИУ ВШЭ Виктории Сакевич.

– Виктория Ивановна, как можно охарактеризовать внутрисемейный контроль рождаемости в России сегодня?  – Контроль рождаемости — это всеобщая практика в современной России. Есть теория демографического перехода, описывающая историческую эволюцию демографических процессов. Так вот, рождаемость в России завершила этот переход — от традиционной (когда число детей предписывалось традицией, религией) к контролируемой на уровне семьи. Семьи задумываются, сколько они хотят иметь детей и когда им это удобно. 

– А когда произошел этот переход в рождаемости? 
– Это довольно длительный процесс. Наметился он в Российской империи в конце XIX века, ускорился с конца 1920-х годов и завершился к середине ХХ века. То есть в середине ХХ века рождаемость опустилась до современного уровня — уровня простого воспроизводства населения или чуть ниже, когда большинство семей мечтают о двоих детях. В Западной Европе переход начался раньше — в среднем во второй половине XIX века. 

– Почему вообще происходит демографический переход? 
– Наступает такой момент в историческом развитии, когда начинает происходить изменение демографического поведения. Прежде всего это связано со снижением смертности вследствие прогресса медицины и повышения санитарной культуры, гигиены, а также благодаря улучшению условий жизни. Постепенно прогресс в технологиях приводит к снижению смертности, прежде всего детской. До начала демографического перехода в России в отдельные годы треть младенцев не доживала до одного года. До 15 – 20 лет доживала только половина родившихся. Рождалось много детей, а выживало мало. Демографы называют подобное явление «неэффективной рождаемостью». По мнению специалистов, на самом деле у нас не было многодетности, а была многорождаемость, однако значительная часть детей не выживала. А тут дети стали выживать. Когда все больше детей в семье выживает, постепенно появляется осознание, что много детей — в тягость. Именно тогда и возникает потребность «контролировать» число детей. 

– Какие существуют способы внутрисемейного регулирования рождаемости? 
– Для регулирования числа детей и сроков их рождения пары используют либо методы контрацепции, позволяющие предотвратить нежелательную в данное время беременность, либо аборт, то есть прерывание наступившей нежелательной беременности. Лучше, когда преобладает первый способ. В советское время большую роль во внутрисемейном регулировании рождаемости играл искусственный аборт. СССР — а в его составе Россия — занимал одно из первых мест в мире по уровню абортов. За последние 25 лет ситуация кардинально изменилась. Россия добилась значительных успехов на пути перехода к более цивилизованному и более гуманному способу контроля рождаемости. С 1988 года по 2014 показатели абортов в России снизились в пять раз. В середине 1960-х на одни роды приходилось около трех абортов, а сейчас родов вдвое больше, чем абортов. 

– Как удалось добиться снижения абортов за эти 25 лет? 
– Прежде всего, за счет более эффективной контрацепции, которая пришла к нам после распада Советского Союза. В середине 1990-х годов в России впервые была создана специальная служба планирования семьи, которая поставила задачу помочь семьям планировать рождение здоровых и желанных детей. Аборты снижаются во всех возрастных группах, но при этом чем моложе женщины, тем быстрее снижаются аборты. Наиболее высокими темпами уровень абортов падает среди самых молодых россиянок — моложе 20 лет. Очевидно, что постсоветские поколения ведут себя иначе, чем их матери. 
Несмотря на эти успехи, Россия остается в ряду мировых лидеров по распространенности аборта (с оговоркой: среди стран, имеющих статистику прерванных беременностей, а это менее 1/3 стран мира). Современный российский коэффициент абортов в 3,5 раза выше, чем в Швейцарии, Германии, почти втрое выше, чем в Бельгии, Нидерландах, Португалии. Даже в Белоруссии, где в начале 1990-х годов показатель абортов был приблизительно на том же уровне, что и российский, к 2013 году он стал вдвое меньше российского. 

– Здесь возникает вопрос о запрете абортов, который поднимается в СМИ. Почему эта идея возникает с такой регулярностью? 
– Дискуссия вокруг абортов имеет долгую историю. Против искусственного прерывания беременности прежде всего выступают религиозные организации, но в советское время им не давали права голоса. Церковь всегда отрицательно относилась к абортам, поэтому я бы не сказала, что вопрос о запрете абортов возник только сейчас. Это всегда было довольно острым вопросом во всех странах. В России после 2006 года в государственной политике усилился так называемый пронатализм, провозглашена цель — повысить рождаемость и увеличить население. Среди развитых стран очень мало таких, которые бы ставили подобные цели. Это вызывает нехорошие аналогии с авторитарными режимами. По мнению некоторых российских политиков, аборты могут стать резервом для увеличения числа родившихся. Мы считаем, что это глубоко ошибочная точка зрения и запрет аборта совершенно не повлияет на динамику населения, однако такое заблуждение действительно распространено. 

Современный российский коэффициент абортов в 3,5 раза выше, чем в Швейцарии, Германии, почти втрое выше, чем в Бельгии, Нидерландах, Португалии.

– То есть исследования подтверждают, что снижение количества абортов и увеличение рождаемости не связаны? 
– Не связаны. Например, в ди­­на­­­мике рождаемости и абортов в нашей стране нет синхронности. В 1990-е годы одновременно снижались и рождаемость, и аборты; в последние годы динамика абортов и рождений имеет противоположное направление. Нет оснований говорить, что рождаемость в 2000-е растет за счет сокращения практики прерывания беременности. Иначе почему рождаемость не росла в 1990-е, когда темп снижения уровня абортов был выше, чем сегодня? Мировой опыт показывает, что законодательство об аборте мало влияет на его распространенность. В странах, где аборт запрещен, налажена система подпольных услуг, нередки случаи самоаборта, процветает абортный туризм. Все это оказывает влияние на репродуктивное здоровье женщин и просто осложняет жизнь семьям. 

Законодательство об аборте мало влияет и на рождаемость. После запрета аборта в СССР в 1936 году произошел небольшой всплеск рождаемости (причем рождаемость стала медленно расти еще до принятия этого закона как компенсация за спад во время голода начала 1930-х годов), но к 1940 году рождаемость стала даже ниже, чем в 1936. При этом резко возросла материнская смертность и число детоубийств. Запрет аборта по желанию женщины в Польше в 1993 году никак не отразился на динамике рождаемости, которая продолжила свое снижение до одного из самых низких в мире уровней. 

– Аборт — один из двух способов внутрисемейного планирования. Давайте поговорим о втором способе — контрацепции. 
– Контрацепция — более гуманный и современный способ. Средства контрацепции постоянно совершенствуются, над их развитием работают научные институты. Совершенный, идеальный метод контрацепции пока не придуман, однако к этому стремятся и фармацевтические компании, и научные центры — все пытаются найти удобный и эффективный способ, который смог бы помочь семьям заводить детей тогда, когда они хотят. Подбор контрацептивов должен быть индивидуален и основан на консультации с врачом. Для этого нужна соответствующая служба — служба планирования семьи, которая помогает паре подобрать метод контрацепции. Это такой цивилизованный способ, каким живут развитые страны. Наши женщины тоже не хотят делать аборты, а желают цивилизованно предохраняться, но у них не всегда получается. 

Исследования показывают, что в России аборты — это следствие неправильного применения контрацепции или ее срыва, контрацептивных неудач: например, какой-нибудь просроченный презерватив или если женщина, принимая гормональные таблетки, в один из дней о них забывает. Она не думает, что это очень важно, но ее защита уже снята и возникает риск нежелательной беременности. Необходимо, чтобы использование контрацептивов было грамотным, а для этого нужна информация, нужны квалифицированные консультации. Кроме того, должны быть в свободном доступе разнообразные методы контрацепции, чтобы у женщины, у пары был выбор, что им нравится, что подходит по состоянию здоровья. У нас самый главный и популярный метод — презерватив. Это, с одной стороны, хорошо, потому что это единственный метод, который защищает от СПИДа и венерических заболеваний, но, с другой стороны, презерватив не относится к самым эффективным методам защиты от беременности: по американским данным, его эффективность составляет 80%. То есть из 100 пар в течение года у 20 наступает беременность несмотря на то, что они уверены в своей защите. 

– Знакомы ли жители нашей страны с таким понятием, как «контроль рождаемости»? 
– Очень хорошо знакомы и широко применяют контрацепцию. В Москве абортов очень мало, московское население подковано в этом отношении. Однако если говорить о России в целом, то переход к эффективному планированию семьи не завершен. Например, по данным выборочного обследования репродуктивного здоровья 2011 года, которое проводил Росстат, около 40% произошедших беременностей были охарактеризованы россиянками как незапланированные или нежеланные, и большинство этих беременностей наступили на фоне применения контрацепции. А незапланированные и нежеланные беременности с большой вероятностью заканчиваются искусственным абортом. 

То есть аборты в России являются результатом не столько отказа от применения методов контрацепции, сколько неправильного или нерегулярного их применения. 

– Можно ли сравнить применение методов контрацепции в России и других странах? 
– Если сравнить использование контрацепции в России, Германии и Нидерландах, уровень рождаемости в которых довольно близок, то видно, что при одинаковой распространенности контрацепции, то есть доли пар, применяющих методы контрацепции, среди всех пар, существуют значительные различия в структуре применяемых методов. В Германии и Нидерландах большинство женщин — пользователей контрацепции (около 60%) используют гормональные таблетки, 14 – 16% женщин — стерилизацию; это очень эффективные методы предохранения. В России самый популярный метод — презерватив (около 40% пользователей), который является менее надежным, чем таблетки и тем более чем стерилизация, и еще 20% российских пар, использующих контрацепцию, полагаются на так называемые традиционные методы, которые относятся к малоэффективным методам защиты от нежелательной беременности. 

Мировой опыт показывает, что законодательство об аборте мало влияет на его распространенность. В странах, где аборт запрещен, налажена система подпольных услуг, не редки случаи само­аборта, также процветает абортный туризм.

– Есть ли пример стран, которые были на этапе, похожем на наш, а потом все-таки смогли как-то изменить в более адекватную сторону культуру контрацепции, изменить позицию с точки зрения государства? 
– Мы изучали и сравнивали Россию с Белоруссией и Украиной. Там уровень абортов сегодня вдвое ниже, чем в России. Притом что в годы, предшествующие распаду Советского Союза, показатели абортов были примерно на одном уровне. Они сумели добиться больших успехов за эти постсоветские годы в преодолении «абортной культуры». 

– За счет чего? 
– Ученые пока не нашли однозначного ответа. Видимо, влияют культурные факторы, которые надо изучать антропологам, социологам, а не только демографам. Вроде бы в этих странах и контрацепция не намного эффективнее, там тоже презерватив, тоже прерванный половой акт, но почему-то до аборта не доходит. Наша гипотеза состояла в том, что даже такой старый метод предохранения, как прерывание полового акта, можно успешно применять, но надо как-то очень ответственно относиться к себе и к своему партнеру, стараться избегать спонтанных и бездумных действий. Вероятно, там население аккуратнее относится к себе и к своему здоровью. Белоруссия, Украина и Центральная Россия похожи, однако к востоку от Москвы — на Урале, в Сибири и особенно на Дальнем Востоке — абортов гораздо больше. 

– Как государство может способствовать повышению уровня культуры контроля рождаемости? Какие мероприятия нужно проводить? 
– В России распространен миф о том, что планирование семьи ведет к снижению рождаемости, и серьезных мер по продвижению ответственного родительства (рождения желанных детей в оптимальные для семьи сроки), к сожалению, не предпринимается. И в советское время, и сейчас основной мерой борьбы с абортами власти объявляют «поощрение материнства». Общее направление законодательных изменений в сфере внутрисемейного контроля рождаемости последних лет — ограничение права на аборт, которое никогда в истории не приносило положительных результатов ни с точки зрения демографической динамики, ни с точки зрения репродуктивного здоровья женщин. Поэтому задача повышения контрацептивной грамотности населения России крайне актуальна. Пути решения этой задачи хорошо известны: доступность информации и квалифицированной консультации по планированию семьи, наличие и доступность современных средств контрацепции, сексуальное образование. 

– Виктория Ивановна, спасибо Вам за интересную беседу! 


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Внимание!

Закрыть