Источник фото:
У меня перед глазами – две подруги. Обе – нежные и заботливые мамы, обе вкладывали в детей всю душу, тратили на них массу времени и усилий, при этом ревниво поглядывая друг на друга. И обе получили весьма своеобразный результат.
Дарья – из числа «продвинутых» мамаш. Перед рождением первой дочки начиталась пед- и психолитературы, после чего истины в последней инстанции по каждому поводу у нее чуть ли не из ушей лезли. Катя во время беременности ничем подобным не заморачивалась. Так, пролистала несколько подаренных друзьями книжек, заявила, что все это фигня и с ребенком все само по себе сложится, и спокойно дожидалась появления сына.
Возможно, разница в подготовке к статусу мамы объяснялась тем, что у Екатерины было несколько младших братьев и сестер – родных и двоюродных, – нянчится с которыми ей приходилось довольно часто, а у Даши подобного опыта не было – она единственный ребенок в семье. Но факт есть факт: в итоге их разногласий мне довелось в натуре наблюдать почти чистый эксперимент на тему влияния разных методик воспитания и обращения с детьми. Теперь можно подвести результат. Кстати, меня он озадачил, а одну из моих подруг – сильно обидел.
Игрушки: долой традиции?
С рождения Дашину дочку окружали только игрушки, способствующие интеллектуальному развитию. Ими она затоваривалась в магазинах, цены в которых меня лично повергали в шок. Их производители обещали развитие тех способностей ребенка, которые могли помочь развить у малыша мощные интеллектуальные способности.
Игрушки были яркие, забавные, звучащие, поющие, якобы особенно хорошо развивающие тактильные ощущения и зрительное восприятие. Мама все время подсовывала их своей дочке, занималась с ней не менее двух часов в день. С шести месяцев возила во всякие кружки интеллектуального и физического развития. Забивала пространство пособиями «от Монтессори», придуманными в свое время великой итальянкой для развития слабоумных малышей. В общем, потратив массу сил и времени, Даша сумела создать в своей квартире среду обитания, каждый элемент которой должен был развивать ее малышку оптимальным, по мнению мамы, образом.
У Кати все было по-другому. Нет-нет, для своего малыша она тоже не жалела ни сил, ни времени, но делала это более, я бы сказала, традиционным способом. В гостях у Даши ее сын с интересом хватался за всякие звучащие кубики, поющие азбуки и шуршащие тряпочки. Но тут же забывал все это, лишь только мама доставала из своей сумки обычную деревянную пирамидку или мячик, который можно было катать или кидать. И что удивительно: Дашина дочка тоже тянулась к его игрушкам, забыв про свое «продвинутое» развивающее окружение.
Дальше – больше. Дашина девочка начала читать в три года и поражала публику несомненными интеллектуальными достижениями в математике, английском, географии и биологии. Катин ребенок выглядел обыкновенным сорванцом, который вместо тихих и требующих усидчивого внимания занятий обожал с воплями носиться по дому, играть в мячик, кататься на велосипеде… К школе он едва научился читать не по слогам, в математике не продвинулся дальше распознавания цифр и начатков счета в пределах десяти…
Катя по этому поводу не комплексовала, совсем наоборот. Говорила: всему свое время, зачем ребенка заранее нагружать? А Даша смотрела на сына своей подруги с затаенным снисхождением и чувством собственного превосходства.
Дети пошли в один класс, сейчас они уже оканчивают четвертый. Дашина девочка, перед первым классом поражавшая всех своими знаниями и подготовкой, в итоге быстро «сдулась». В школе ей не интересно абсолютно ничего. Мозги свои она явно не напрягает, уроки высиживает с трудом, от всей ее блестящей подготовки практически ничего не осталось. Со сверстниками она не ладит: капризна, жадновата, ставит себя выше всех… Да тут еще сестричка у нее родилась, к которой девочка маму бешено ревнует. Ведь теперь именно той достаются мамины внимание и усилия по интеллектуальному развитию.
Источник фото:
Катин сын показывает обратный результат. И на уроках, и на переменах, и в играх во дворе он чаще всего среди первых – за счет своего неуемного любопытства и готовности принимать окружающий мир во всем его разнообразии. К третьему классу у него проявились нешуточные математические способности, да и все прочие уроки у него идут без какого бы то ни было напряга.
Друзей и приятелей у него – полкласса, за счет этого и Дашина дочка не лишена внимания сверстников: он ее по старой детсадовской памяти опекает и как бы «тащит» за собой. В общем, небо и земля: маленькая старушка с потухшими глазами и непомерными амбициями и капризами – и спокойный, уравновешенный, нормальный пацан, открытый миру и впитывающий знания с огромным удовольствием.
Думаю, и в будущем картина будет развиваться примерно тем же образом.
Все хорошо в свое время
К сожалению, Даша результаты своих педагогических усилий не поняла и не усвоила, хотя мы и пытались ее убедить не продолжать в том же духе со вторым ребенком. Она убеждена, что это – случайность, что виновата она сама, так как недодала своей дочке чего-то особенно продвинутого и развивающего. Наши предложения оставить ребенка в покое и дать ему развиваться, как веками положено, она игнорирует и продолжает наступать на те же грабли, на мой взгляд, калеча уже и второго ребенка.
А все потому, что Даша снова и снова «покупается» на суперсовременные и в большинстве своем весьма завлекательные теории развития, которые сулят блестящие результаты. Возможно, так на деле и есть. Да вот беда, применяет она эти новинки не там, не так и не тогда, когда это нужно ее ребенку, а в основном по мере их прочтения.
Наверное, Дашу можно сравнить с сорокой, которая тащит в свое гнездо любые блескучие побрякушки и сваливает их в кучу. Так и моя подруга: пытается применить все, что «поярче», забыв о возрастной психологии и нуждах своего же ребенка.
Между тем в любом педагогическом колледже или институте первое, чему учат будущих воспитателей и учителей, – это возрастные потребности детей разных лет жизни. Если на первом году ребенку нужны только мама и общение с ней, никакие развивающие игрушки впрок не пойдут. Если до школы детей оторвать от ролевых игр, «втюхивать» им азбуку, английский и математику в огромных объемах или таскать по интеллектуальным кружкам – дело бесполезное и даже вредное.
Отсюда вывод: все занятия и игры необходимо строить отнюдь не в целях раннего интеллектуального развития ребенка, а лишь для того, чтобы обеспечить ведущий на каждый данный момент вид его возрастной деятельности. Решать в этот период задачи другого этапа ведущей деятельности означает вредить собственному ребенку хуже какого-нибудь ярого врага. Результат будет весьма печален. И это доказано не только опытом моих подруг. К тем же выводам пришли многие ведущие ученые мира.
Еще раз: ведущий вид деятельности у каждого возраста свой. До года – это эмоциональное общение с родителями. Именно они для ребенка – источник жизни, радости, они – и весь окружающий мир, и главная игрушка в том числе. Все остальное, в том числе «развивающие» предметы, не более чем разнообразные и не всегда полезные суррогаты, способные заменить мать разве что минут на 5-10, не более.
С года до трех приходит черед предметов, которыми пора учиться манипулировать. И лучше традиционных матрешек, пирамидок, мячиков, ярких кубиков и кирпичиков, а также возни в песочнице не придумать ничего. Всякие говорящие азбуки, планшеты, кубики с цифрами и буквами противопоказаны. Хотя их производители твердят обратное и даже заказывают на эту тему массу псевдонаучных статей и роликов.
Источник фото:
Традиционные игрушки в этом возрасте помогают развивать именно то, что нужно: зрительное восприятие, способности к осознанию различного вида последовательностей (убывающие кольца на пирамидке – самое то)… А также чувство (заметьте, не осмысление, а именно прочувствование) числа и размера. В этом возрасте в игре с простыми предметами закладывается основа будущих математических навыков, проявляются способности к предметно-действенному мышлению. Это первые шаги к абстрактному и логическому восприятию мира. И кто бы знал, что основа всего этого – обыкновенная матрешка!
С трёх до семи – настоящий бум для ролевых игр. Без куклы и мишки в этот период никак! Мальчишки интуитивно тянутся к машинкам, девочки – к игрушечной посуде и многочисленным «лялечкам». Здесь, собственно, любая игрушка из «взрослой» жизни будет в тему. Однако и тут «интеллектуальный» перебор в играх и занятиях только вредит.
Главное для ребенка – игра. Во взрослых вообще, в маму и папу, во врача, в парикмахера или пожарного – в кого угодно, хоть в дворника или посудомойку, лишь бы вживался в чужую роль не слишком «понарошку». Форсировать чтение, арифметику – никак нельзя. А уж ноутбуки и планшеты с прочими гаджетами вообще лучше оставить за пределами детского внимания.
Предшкольные годы – особое время для развития зрительных, моторных функций, координации движений. А значит, крайне нужны игры в мяч, коньки, ролики, просто веселая беготня по пересеченной местности. Наконец-то подойдут пластилин, краски, мозаики, а также всякие танцы и спортивные секции.
Тело учится само и учит мозг к восприятию «серьезных», взрослых знаний. Так что чтение и письмо – только перед самой школой. И то как уступка всеобщему помешательству на раннем развитии: если весь класс будет читать, а ваш ребенок нет – это удар по его самолюбию и по восприятию школы тоже.
Недоигравшие до школы дети – печальное зрелище. Они так и будут стремиться «доигрывать» чуть ли не до седых волос. А окружающие будут дивиться их инфантилизму.
И только лет с семи наступает время интеллектуального развития, когда ведущей деятельностью становится учебная. Подчеркну: традиционно учебная! Никаких гаджетов, научных игр или квестов. Точнее, они могут присутствовать, но только изредка. Ребенок должен учиться искать знания и получать удовольствие от процесса, а не пережевывать уже готовое из Интернета или какой-нибудь очередной игры.
Ведущий тренд для этого возраста – начинать любить учиться, а не играть во сне и наяву. Ведь на это отводится всего… четыре-пять лет. Что получат в этом возрасте, какие навыки освоят – то и останется с ними на всю оставшуюся жизнь. Ибо с пятого класса, лет с 11-12, ведущим видом деятельности станет… общение со сверстниками.
Все, приехали. И если вы – точнее, ваши дети – упустили к этому возрасту все то, что требовалось обеспечить для развития ведущих видов деятельности предыдущих периодов, наверстать это не удастся уже ни-ког-да.
Дети, не успевшие из-за чрезмерной активности родителей решить задачи предыдущих периодов, теряют возможности оптимального решения задач следующих возрастных этапов. И, соответственно, возможность добиться успеха в будущем.
Пример моих подруг – тому очередное подтверждение. Даша этот урок, к сожалению, так и не усвоила. Ну а Кате понять его помогла сама жизнь. А может быть, талант и чутье настоящей матери.