Аист на крыше
поздравляет
с Новым 2019 Годом!
Как сделать его незабываемым?
Узнать как

Вход на сайт

Регистрация

или

register
Семья и общество

Дети в музее

4 мин
1355
(3)
03.11.17

Автор

Марина Глебова

Марина Глебова

журналист

Теги по теме:

Поделиться:

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Не навреди!

Этот принцип со времен Гиппократа считается обязательным для медиков. Но мне он недавно вспомнился на родительском собрании в школе моей племянницы, куда меня попросили сходить ее родители. На собрании обсуждалось, когда, куда и с кем возить детей на экскурсии в каникулы и в учебное время.

У этой школы договор с Русским музеем о сотрудничестве. Предмет договора – культурное воспитание и просвещение школьников. И все бы ничего, но договор этот начинают исполнять буквально с первого класса. Моя сестра «проходила» это с ее старшей девочкой, и вот теперь и младшая дождалась того же.

Единственным следствием трехлетних периодических экскурсий в Русский музей нашей старшенькой племяшки стало стойкое неприятие с ее стороны музеев вообще и любых экскурсий в них в частности. По поводу младшей я попробовала вмешаться. Честно рассказала на собрании об этом печальном опыте и попросила отложить посещение музеев (как минимум в составе организованных детских групп) года на три-четыре, пока дети не созреют для осознанного интереса к музейным экспонатам, тем более таким сложным для восприятия, как картины. Ну скучно им там будет практически поголовно!

Под видом культурного просвещения и воспитания чувства прекрасного детям втюхивают отвращение к музейным ценностям, к хранимым в них сокровищам, а фактически – к эстетике огромного периода русской и российской культуры, к истории вообще.


Увы, другие мамы меня зашикали и морально затоптали. Выставили чуть ли не врагом культуры вообще. А мне стало очень обидно не из-за отношения других родителей к моим идеям, а из-за детей. Всех детей этого класса и многих прочих, которым под видом культурного просвещения и воспитания чувства прекрасного втюхивают отвращение к музейным ценностям, к хранимым в них сокровищам, а фактически – к эстетике огромного периода русской и российской культуры, к истории вообще.

Дело не в музеях. Дело во взрослых, которые с ними работают

Разумеется, все вышесказанное относится не только к Русскому музею, но и ко всем прочим музеям страны. Могу с полной определенностью утверждать это, так как сама в прошлом являлась музейным сотрудником, ездила по многим музеям страны по обмену опытом и могла на примере множества разнородных групп убеждаться в пользе или вреде от проводимых с ними мероприятий.

Дети в музее

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Так, типичный метод стандартной экскурсии – назывной характер предлагаемого детям (и взрослым) материала. При этом экспонат обычно служит лишь поводом для рассказа и, соответственно, вниманием ребенка не фиксируется. Взрослый еще выдержит, но лишь собственным волевым усилием. Ребенок же быстро потеряет нить рассказа. Хорошо, если заинтересуется другими экспонатами и станет осматривать их самостоятельно. Но чаще всего они стоят со стеклянными глазами, не выходя за пределы группы, так как за это могут поругать, и стойко ждут окончания пытки.

Экскурсовод же при этом пытается втюхать – иного слова не подберу – массу сопутствующей информации, которую маленькие дети просто не могут усвоить. Педагогического образования экскурсоводы чаще всего не имеют, методикой подачи материалов для групп разного возраста не владеют, примерно одинаково ведут рассказ и для малышей, и для старших школьников.

Первый раз дети идут в музей как на праздник, ожидают чуда. Однако после 10 минут подобного общения понимают, что никакого чуда не будет, и важно лишь стойко дождаться окончания непонятного и неприятного мероприятия, а потом с радостью уехать домой.


Первый раз дети идут в музей как на праздник, ожидают чуда. Однако после 10 минут подобного общения понимают, что никакого чуда не будет, и важно лишь стойко дождаться окончания непонятного и неприятного мероприятия, а потом с радостью уехать домой. И это – в музеях страны, которые по праву считаются лучшими!
Мы с радостью отказались бы за наших племянниц от подобных экскурсий. Но, к сожалению, они фактически включены в учебный план. И нам с их мамой теперь придется прикладывать массу усилий, чтобы вернуть детям ожидание и состояние праздника, с которым стоит приходить и в музеи, и на другие «объекты экскурсионного показа».

Как надо

Судя по моему опыту мамы и одновременно музейного работника, приучать детей к музеям стоит крайне внимательно и бережно. Ориентироваться при этом надо на особенности возрастной психологии в целом и на особенности каждого ребенка в частности. Лучше всего это делать родителям, так как в большой группе соблюсти все необходимые условия для каждого ребенка нереально.

Начинать можно в любом возрасте, хоть с двух-трех лет. Но оптимально – лет с шести-семи. Причем очень осторожно. Рассказывать и показывать можно не более чем один-два экспоната за раз, самых ярких и интересных, пусть даже они по хронологии находятся далеко не в самом начале списка предметов для показа.

Дети в музее

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

В Эрмитаже, например, это может быть египетский зал, в котором внимание можно уделить яркому саркофагу фараона, который надо внимательно осмотреть, обойти со всех сторон, выделить наиболее важные детали… Причем ни в коем случае не читать ребенку что-то в виде лекции. Это должна быть живая беседа. Цель – оживить для ребенка этот предмет, заставить запомнить его в целом и отдельные характерные детали в частности.

Пусть на один этот зал вы потратите несколько месяцев – это не важно: у ребенка сформируется внимание к музею, умение рассматривать и изучать предметы, выделять характерные черты, появится желание узнать их историю.


После этого, увы, из музея надо непременно уйти, даже если ребенок будет тянуть вас к другим экспонатам. Потом дня два-три, а то и неделю, надо вспоминать в коротких (это обязательно!) разговорах этот саркофаг, упоминая уже исторический контекст, рассказывая, кто такие фараоны, зачем им нужны были такие красивые гробницы, почему и во что они верили и так далее. А через недельку зайти еще раз в тот же египетский зал, рассмотреть саркофаг внимательно еще раз – и после проведенных бесед ребенок будет изучать его совершенно по-другому.

В то же посещение можно выбрать еще один экспонат, максимум два, и провести их изучение по той же методике. Вы удивитесь, насколько интересным это окажется не только для ребенка, но и для вас лично, даже если вы историк или просто хорошо подготовленный человек и считаете, что знаете про этот экспонат вполне достаточно. И пусть на один этот зал вы потратите несколько месяцев – это не важно: у ребенка сформируется внимание к музею, умение рассматривать и изучать предметы, выделять характерные черты, появится желание узнать их историю и через нее – историю и природу этой страны и этой эпохи.

То есть появится свой МЕТОД, с которым он будет подходить к любым другим музеям, предметам и экскурсиям.

Если под боком нет Эрмитажа – не страшно. В любом городе страны есть краеведческие музеи, где имеются свои коллекции и их жемчужины.


Важно иметь в виду, что вашей целью не является внедрение в детские умы какой-то определенной суммы знаний. Вам нужно приучить ребенка рассматривать музейные предметы, выделять в них характерные, важные и интересные черты и учиться познавать культуру собственной родины через ее материальное и очень интересное воплощение.

Так же осторожно нужно приучать детей и к театру. В нашей семье есть на этот счет кое-какие действенные наработки, но об этом уже в следующий раз.


Комментарии (3)

04.11.2017

Я до сих пор не люблю ходить в музее с группами и экскурсоводом! Слишком много информации и, порой, обращают внимание совсем не на те предметы и картины, которые интересны мне! Поэтому люблю бродить по музею одна, не торопясь, разглядывая экспонаты.

Ответить Добавить ответ
04.11.2017

Оказывается я всегда не правильно ходила по музеям! К своему стыду признаюсь, что египетский зал в Эрмитаже всегда пробегала, очень торопилась попасть к импрессионистам! Вот теперь у меня подрастает внучка, попробую освоить ваш метод посещения музея, вместе с ребенком!

Ответить Добавить ответ
04.11.2017

Люблю ходить в Русский музей. Хожу не часто, раз в несколько лет. Первый раз ходила еще школьницей. И всегда посещение этого музея для меня - праздник! Всякий раз открываю для себя что нибудь новое!

Ответить Добавить ответ

Возврат к списку

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Подписка на самое интересное

Подписка на самое интересное

Мы отбираем для вас все самое лучшее :)

Внимание!

Закрыть