Вход на сайт

Регистрация

или

register
Воспитание

Домашка: вместе или врозь?

6 мин
964
(3)
20.02.18

Автор

Елизавета Букина

Теги по теме:

Поделиться:

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

К стыду моему, у меня жуткий почерк. Точнее, было к стыду, пока я училась в школе, особенно в младших классах. Почему-то наша учительница требовала от нас каллиграфического исполнения всех домашних и классных работ, а мои тетради на общем благостном фоне выглядели сплошным позором.

На то, что у меня была, так сказать, врожденная грамотность (так позже говорили преподаватели в старших классах и в универе), ей было плевать. Главное, чтобы выглядело красиво.

Тогдашние унижения я помню до сих пор, хотя сама уже давно мама и вообще «пашу» исключительно на клавиатуре. А писать приходится разве что при получении денег, ставя кривую и совсем неэстетичную подпись. Чему никто не удивляется: с началом компьютьерной эры у всех пальчики становятся неповоротливыми и забывают школьную каллиграфию.

Привет из древности

Я уж было думала, что проблемы с почерком вообще не должны волновать современных учеников. Вон в некоторых продвинутых странах мира уже обсуждают, надо ли обучать малышей писать от руки или же достаточно научить набирать тексты в гаджетах. Однако с недавних пор поняла: ничто в этом прекрасном подлунном мире со временем не меняется. Потому что теперь с теми же унижениями сталкиваются уже наши девочки. И я вместе с ними.

Поняла это я на очередном родительском собрании в нашем 2 «Б» классе, в котором работает милейшая учительница. Все дети влюблены в нее поголовно. А родители – через одного. К таковым недавно относилась и я. Но теперь уж не знаю, что и думать. Потому что на родительском собрании нашему взору предстала «стена позора» с худшими тетрадками класса, вдоль и поперек исчерканными красным. Была среди них и тетрадка моей девочки. А с другой стороны доски была выставка лучших тетрадок. В которых если и были помарки, то совсем мизерные.

Половину времени, отведенного на собрание, учительница хвалила мам, которые делают уроки вместе с детьми. Объясняла нам, что время сейчас такое. Что дети сами не справляются. Что взрослые обязательно должны сидеть рядом и следить, чтобы ребенок не ошибся, поправлять ему чуть ли не каждую буковку.

Мои робкие попытки возразить были пресечены на корню. А когда я после собрания подошла и сказала, что плохой почерк – это наша семейная особенность, учительница подняла меня на смех, полагая, будто я выгораживаю нашего ребенка.

Домашка: вместе или врозь?

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Между тем я совсем не врала. Отвратительным почерком отличались не только я сама, но и моя мама, и моя бабушка. И мешало это им (как и мне самой) только в школе, потому как потом всем это было по фигу. Теперь вот тем же самым страдают наши девочки.

И что же, мне теперь сидеть с ними, не поднимая головы, и ставить им почерк? Сидеть и отсчитывать от края тетрадки строго три клеточки перед началом примера или задачи, потому что за нарушение их количества оценку снижают сразу на балл, а то и на два?

Или не сидеть, следствием чего для них наверняка станет сильно заниженная самооценка? Ведь она во многом зависит от того, какие оценки они получают за свою учебу…

Ну вот зачем им этот пережиток прошлого, вы не знаете? Я тоже.

Папа решает. Мама страдает. Детки играют

Если у младшей девочки главная засада во втором классе – почерк, то у старшей в пятом – презентации и доклады. Первые опыты в этом направлении доставляли нашей девочке несравненное удовольствие. Она сама и информацию добывала, и оформляла, и картинки подбирала. И тренировалась перед зеркалом, как она будет отвечать на уроке. Причем то, что она делает все сама, прибавляло ей гордости и самоуважения.

Однако докладе примерно на четвертом энтузиазма у нашей девочки поубавилось. А потом он и вовсе сошел на нет. Ее работы все время оказывались хуже, чем у других девочек и, что было для нее особенно обидно, даже мальчиков. Как выяснилось впоследствии из общения в чате, всем ее соперницам и соперникам в подготовке работ помогали мамы. Причем почему-то ставили это себе в особую заслугу.

Я девочку пожалела, но помогать ей в подготовке докладов отказалась. Ведь это была бы моя работа, а не ее. И за дело взялся папа. Благодаря ему очередная презентация у нашей пятиклассницы вполне могла претендовать если не на дипломную, то уж на курсовую работу точно.

Я думала, девочку выгонят за такое безобразие с урока или вызовут к директору. Но нет – ей поставили пятерку! Ее работу вывесили на доску почета! Другие родители стали интересоваться в чате, какие источники мы для этого использовали. Но папа выдавал им весьма скупую информацию, приберегая золотые кладези информации исключительно для нашей детки. И пока я молча страдала от столь вопиющего нарушения педагогических принципов, папа пахал за дочку, а она сама проводила время за любимыми гаджетами.

Видя, что мои молчаливые укоризны не действуют, я решила собрать семейный совет и обсудить ситуацию, которая мне категорически не нравилась, но, похоже, устраивала весь остальной белый свет. Бой пришлось выдержать серьезный, но папу убедить мне все же удалось.

Наша пятиклассница была таким поворотом событий явно разочарована, но вынужденно покорилась. И даже где-то через пару недель с нашим решением согласилась. Видимо, поняла, хотя бы на время, что чужая работа не добавляет ей ни знаний, ни умений, только собственные усилия доставляют моральное удовлетворение.

Теперь, получая за презентации и доклады заслуженные четверки или даже обидные тройки, она воротит нос от подружкиных работ, обливая их презрением за то, что вместо них пахали мамы. В классе, похоже, ее за это начали уважать. Тем более что она не стесняется публично озвучивать и защищать свою позицию. В том числе прямо на уроках. От нас же взамен она получает внимание и уважение, которого ей пока явно недодают в ее школе за реальный, а не мнимый труд.

Домашка: вместе или врозь?

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Надолго ли хватит такого настроя, не знаю. В конце концов, в 11 лет трудно противостоять всему остальному миру, который пока живет по другим правилам. Но, надеюсь, в дальнейшем наша твердость поможет ей не покупаться на симулякры, какой бы сферы жизни это ни касалось – учебы, работы, личных взаимоотношений.

Единственное, чего по-настоящему жаль, – школа ничем не поддерживает такое стремление детей к самостоятельности.

Организуем процесс

Напоследок несколько советов по поводу домашки и организации учебы вообще – как выстраданных лично, так и вычитанных у разных психологов и других мам, моих единомышленниц.

  • Требуя от нас совместного исполнения домашки, наша девочка упирала на оценки, которые наверняка ухудшатся по сравнению с другими детьми. Пришлось убеждать, что оценки – совсем не главное в ее жизни. Она и так для нас лучше всех. И только от нее самой зависит, будет ли и она сама считать себя как минимум не хуже других только из-за оценок или же из-за того, что они собой символизируют: знания, умения, свободное ориентирование в информационном пространстве. И если важно именно последнее, стоит ли сильно волноваться, какую оценку ставят тебе окружающие?

  • Самое важное, чему научила нас эта ситуация – точнее, убедила еще раз, – не оскорблять своего ребенка сравнением с другими детьми. Не важно, кто лучше, кто хуже. Важно сравнивать себя только с самой собой. Смотреть, изменились ли твои знания, твои работы к лучшему или худшему за какой-то временной отрезок – допустим, в начале и в конце четверти. Мы даже ввели у себя собственные дневнички, где ставили девочкам свои оценки. И уверяю вас, наши оценки были для наших девочек ничуть не менее важны, чем школьные.

  • Мы постарались, чтобы каждый день дети планировали свой график самостоятельно, когда сядут за уроки. Сколько времени будут длиться перерывы, что они будут делать в перерывах и в свободное время. Такое время надо тоже обязательно планировать: внутри него ребенок свободен, но временные рамки его ограничены им самим (иногда с помощью и подсказкой родителей), чтобы в итоге суток хватило на все.

  • Мы поддерживаем все увлечения наших девочек – от бредовых и смешных до вполне себе позитивных. Например, старшая девочка до сих пор, хотя вроде уже вышла из этого возраста, обожает «Филли», собирает их, играет, разговаривает с ними, общается как с живыми. Младшая фанатеет от беготни по разным неустойчивым и опасным поверхностям. Например, она в состоянии пройтись на цыпочках и без поддержки по бортикам ванны или зафиксировать себя на вершине спинки стула, когда стул балансирует на двух ножках… Нам страшно, а ей нет. Если упадет и заревет – пожалеем, ушибется – вылечим. Но запрещать ничего не будем.

Думаю, во многом благодаря такому подходу наши девочки все меньше боятся совершить ошибку. А если это происходит – не ноют, но сразу стараются ее исправить. Что же касается учебы, мы, в общем-то, уверены: девочки получают от школы по максимуму, не ощущая себя дурами и неумехами. Во многом именно потому, что мы попробовали научить их самостоятельно организовывать процесс обучения и в школе, и дома.

Так что наш ответ: совместной домашке – категоричное «нет». Иначе они так и будут ждать до конца жизни какой-нибудь подпорки со стороны, а получать в ответ – какие-нибудь пакости.

Комментарии (3)

20.02.2018

очень часто родители просто не выдерживают и делают всю работу за ребенка. так что пусть лучше сам делает домашку, хотя бы чему нибудь научится!

Ответить Добавить ответ
27.02.2018

Сейчас такая домашка у детей, что и самим родителям приходится не сладко!

Ответить Добавить ответ
27.02.2018

Когда мой сын был в начальной школе, мы с ним вместе делали домашнее зхадание. Сейчас помогаю только тогда, когда он просит. Все таки элемент самостоятельности в домашнем задании ключевой.

Ответить Добавить ответ

Возврат к списку

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Подписка на самое интересное

Подписка на самое интересное

Мы отбираем для вас все самое лучшее :)

Внимание!

Закрыть