Вход на сайт

Регистрация

CAPTCHA
Воспитание

Надо ли и как говорить малышам о религии?

4 мин
683
(1)
21.06.17

Автор

Марина Глебова

Марина Глебова

журналист

Тэги по теме:

Поделиться:

Недавно у меня состоялся один весьма примечательный диалог со взрослой уже племянницей, с которой мы только вернулись из поездки в Италию. Обсуждали увиденное, рассматривали фотки, и вдруг от этой девочки — студентки Репинки! - я услышала:

- Все хорошо, но зачем они так много церквей строили?

- Но это же католическая страна! И потом, разве тебе хоть один храм показался уродливым или хотя бы ненужным? Люди строили с верой, с любовью...

- Ну да, но в итоге куда ни плюнь, в собор попадешь. Красивый, не спорю — но зачем? Это ж какими дураками надо быть, чтобы в бога верить? У нас лучше хоть в этом отношении, церквей совсем немного — да и те больше музеи...

- Ты свою бабушку любишь?

- Естественно!

- Она дура?

- ???

- Но ведь она верующая!

Дальше на некоторое время была немая сцена. У взрослой уже девушки никак не стыковалось ее личное невежество в вере, выдаваемое за выстраданный атеизм, и теплые чувства к родному человеку — любимому, умному, достойному уважения, но — верующему.

Равно как и действительность современных российских городов, лишенных храмов отнюдь не из-за того, что их не строили, а просто потому, что десятилетиями тупо разрушали.

И хорошо, что у нас нашлось время поговорить на эти темы, которые почему-то в современных семьях практически не обсуждаются. Как оказалось, моя собеседница ранее никогда не задумывалась о вере и религии. Лишь повторяла то, что слышала в школе, что до сих пор считается общепринятым и как бы само собой вытекающим из развития нашего общества.

Между тем на деле все это далеко не «само собой»: религию, веру выдирали из мяса России с кровью и болью, физически ликвидируя мало-мальски активных и тем более влиятельных ее носителей.

Судя по всему, так до конца и не выдрали. Зато, как оказалось, обыкновенное невежество действует гораздо эффективнее.

Ведь религия — независимо от вероисповедания — часть культурного кода человечества. Отсекать ли от него себя, каждый взрослый человек решает сам. Но имеем ли мы право принимать такое решение за своих детей? Ведь тем тем самым мы лишаем их доступа к таким пластам мысли, истории, искусства, освоить которые без хотя бы начатков религиозного знания попросту невозможно.

Делать собственный выбор

Конечно, государство у нас светское. Это закреплено в Конституции и попросту само собой разумеется, это проявляется в каждой мелочи общественной жизни. Но ведь семья-то совершенно не обязана внутри себя эту светскость поддерживать и культивировать.

Семья имеет право сделать свой собственный выбор — и это право закреплено законом. Причем касается это отнюдь не только семей верующих — православных, мусульман, буддистов… То же самое относится в полной мере и к атеистам тоже. Хотя бы потому, что многие философы рассматривают атеизм как одну из разновидностей религии во всех ее аспектах, от обрядности до внутренних смыслов.

А применительно к нашим детям, это, на мой взгляд, должно подталкивать всех нас быть в этом вопросе весьма осторожными, внимательными и корректными. Правда, как это должно выглядеть на практике, никто особо не задумывается. И я до недавнего времени — в том числе. Однако не так давно я стала свидетелем весьма деликатного и для меня лично привлекательного подхода к этой проблеме.

Как говорить с детьми

Аккурат на новогодние праздники мы плотно общались с большой семьей из нескольких поколений, в которой среднее поколение — ярые атеисты, среди старшего есть верующие, а младшие - весьма любопытные личности, которые своими вопросами ставят в тупик чуть ли не всех окружающих взрослых.

Малышка лет пяти углядела у бабушки интересные открытки с фигурами индуистских богов и стала спрашивать у родителей, что это такое. Ответ «боги» ее явно не удовлетворил, и она стала выпытывать у окружающих, кто это такие. Родители отмахнулись: мол, вырастешь, сама поймешь.

А бабушка ухитрилась так построить общение, что малышка получила в доступной для нее форме целую культурологическую лекцию, к концу которой вкруг бабушки собралось все подрастающее поколение нашей компании в количестве восьми человек, причем были среди них и подростки.

Начав с индийских открыток, заинтересовавших маленькую Лидочку своей яркостью и необычностью, бабушка рассказала и о чужих богах, в которых верили в старину и верят сейчас в других странах, и о нашей стране, в которой вначале тоже верили во многих богов.

Она их даже назвала, причем дети, как оказалось, многие имена уже слышали и сами добавляли к Перуну Ярило, Даждьбога, Велеса, сравнивали их с Зевсом, Гелиосом, рассуждали о Геракле и кентаврах…

А потом плавным образом зашла речь и о православии. О нем, в отличие от язычества, дети оказались осведомлены значительно меньше. Большинство из представителей детсадовского и младшешкольного поколения нашей обширной компании вообще ни разу (!!!) не слышали этого слова.

Родители, прислушивавшиеся к беседе из соседней комнаты, явно задергались и хотели было религиозный ликбез прекратить, но дети запротестовали, особенно когда бабушка достала старинное, дореволюционных времен издание Библии с гравюрами Доре, и они все вместе стали рассматривать замечательные рисунки.

Утверждают, что малыши не способны фиксировать свое внимание на одном предмете или теме больше 20 минут, им непременно нужна смена деятельности. Но видели бы вы, с какими горящими глазами пяти-и шестилетки слушали бабушку и рассматривали рисунки в течение почти трех часов! Как оказалось, дело вовсе не в смене тем, а в самих темах и в способности взрослых заинтересовать своих маленьких собеседников.

Под конец подошли даже родители — им оказалось интересным посмотреть Библию вместе с детьми, хотя до этого они были заняты своими взрослыми и вполне для них интересными разговорами и собеседниками.

Я не знаю, будет ли бабушка продолжать общение со своими внуками на религиозные темы. Возможно, на том дело и закончится, тем более, что дети живут от бабушки отдельно. Но уверена: этот своеобразный урок они запомнят надолго. И при случае уже сами будут фиксировать внимание на информации на эту тему, а позже — начнут сами искать и сопоставлять, начнут размышлять вместо того, чтобы следовать внутрисемейным псевдотрадициям.

Судя по всему, многим из нас в свое время не хватало таких вот бабушек, которые тактично и вовремя сумели бы обратить наше внимание на веру и религию. Как не хватает их сейчас и нашим детям.

На мой взгляд, именно в семье — не в школе и не в институте — дети должны узнавать о вере и религии, должны чувствовать свою причастность к определенной традиции, понимать ее и чтить. И касается это в полной мере не только семей верующих, но и тех, кто причисляет себя ко вполне сознательным атеистам. Иначе быть нам «иванами, родства своего не помнящими»…


Тэги по теме:

Комментарии (1)

31.01.2018

В 6 лет и моя внучка начала задавать вопросы о Иисусе Христе, о том, как он воскрес и что это за праздник такой - рождество Христово? Начала ей рассказывать и поняла, что и сама многого не знаю! Пришлось много почитать и многое для себя открыть в истории нашей религии! Жаль только, что её родители, наши дети, выросли совсем уж атеистами, которые сами не знают и своим детям не рассказывают, что такое религия.

Ответить Добавить ответ

Возврат к списку

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Подписка на самое интересное

Подписка на самое интересное

Мы отбираем для вас все самое лучшее :)