Вход на сайт

Регистрация

или

CAPTCHA
Воспитание

Надо ли в жестоком мире учить детей добру?

4 мин
881
(1)
25.03.18

Автор

Елизавета Букина

Теги по теме:

Поделиться:

Источник фото:  shutterstock.com

– Пожалей дедушку, у него ножка болит, – просит мама при виде ковыляющего мимо детской площадки старичка с палочкой.

– Не-а, он и так старый, – с непостижимой логикой делает вывод пятилетний ангелочек с удивительными, распахнутыми навстречу миру голубыми глазами.

– Да, старый и больной. Потому его и надо пожалеть, – уговаривает мама.

Она уже явно не рада, что затеяла этот разговор. Но отступить не желает из педагогических соображений. Хотя со стороны заметно, что искомой цели все равно не добьется.

Малыш маме уступает и тянет сочувственно-напоказ: 

– Бедный дедушка, старенький, и ножка болит...

И маме, и всем окружающим заметно, что на деле мальчик сочувствия к незнакомому деду совсем не испытывает. Согласен подчиниться, чтобы сделать маме приятно, не более того. Но мама довольна и этим: ритуал соблюден. Педагогическое усилие по воспитанию нужных качеств занесено куда-то во внутреннюю копилочку обязательных повседневных дел и там благополучно забыто.

А теперь давайте вспомним: как часто мы видим в наших детях проявление бескорыстной доброты? Как часто сами бываем добры просто так с совершенно незнакомыми нам людьми или, на худой конец, животными? Посюсюкать, поумиляться – сколько угодно. Но согласитесь: само понятие «доброта» стало для нас каким-то… несовременным, что ли.

Мы желаем, чтобы наши дети выросли умными, красивыми, справедливыми, умелыми, чтобы хорошо учились, получили востребованную профессию... Очень редко в этом списке желанных для нашего ребенка качеств стоит доброта. Если она и есть, то лишь где-то на последнем месте среди родительских приоритетов.

Рожая и воспитывая собственных детей, мы желаем, чтобы они выросли умными, красивыми, справедливыми, умелыми, чтобы хорошо учились, получили востребованную профессию... Очень редко в этом списке желанных для нашего ребенка качеств стоит доброта. Если она и есть, то лишь где-то на последнем месте среди родительских приоритетов.

Одна мама мне как-то сказала, когда мы разговорились все на той же детской площадке:

– Мир вокруг злой. Если ребенок вырастет добрым, этот мир его съест. Пусть будет жестче и злее, в жизни пригодится.

И многие мамы, слышавшие наш разговор, согласно закивали головами.

«Само» уже не проклюнется

В принципе, мы раньше как-то жили спокойно и не задумывались, добрыми мы растем или нет. В теплой компашке нашего двора, например, не было особого деления на злых и добрых. Но само понятие доброты явно было знакомо практически всем. Потому что реакция на окружающее, требовавшее в определенных обстоятельствах каких-то добрых и бескорыстных поступков, у всех была практически одинаковой и почти одновременной. Неважно, касалось то моральной взаимопомощи и поддержки или даже каких-то материальных жертв и личных усилий.

Надо ли в жестоком мире учить детей добру?

Источник фото: shutterstock.com

Все получалось само собой, воспитанное на сказках и фильмах, на традициях, передававшихся из рода в род почти без изменений, на взаимоотношениях в семьях, состоявших не из двух поколений, как сейчас, а из трех-четырех... Как ни странно, какое-то позитивное влияние на наше общество оказывала Великая Отечественная война, а потом многочисленные конфликты, в которые ввязывался Советский Союз, вплоть до Афганистана и где-то даже Чечни.

В результате всех этих войн в стране оказалось огромное количество инвалидов. Сначала, вплоть до начала 70-х, они были чуть ли не в каждой второй-третьей семье, потом – в каждом подъезде или дворе. Государство относилось к ним жестоко, а люди – наоборот: жалели, помогали чем могли...

Сейчас, к счастью, такого масштаба бед в нашем обществе уже нет. Но и примеров доброты дети просто-напросто не видят. Это слово даже из лексикона нашего почти исчезло. Разве что «добры молодцы» остались, и то благодаря «Трем богатырям» в их мультфильмовском воплощении. И это не только мое личное ощущение.

Как утверждают специалисты, ситуация стала совсем другой не только в нашей стране, но и во всем мире. До нас она дошла позже и еще не успела стать столь же разрушительной, как во многих других странах. Многочисленные исследования показывают: дети вырастают на гаджетах и свободно общаются только с ними. Друг с другом найти общий язык им все труднее и труднее. Малейший сбой – и им легче вычеркнуть человека из круга своего общения, чем пытаться наладить какую-то взаимную связь. Доброта становится чисто умозрительным понятием и мало что говорит уму и сердцу современного ребенка.

Результат печален. В западных странах уже давно констатируют резкий спад уровня эмпатии у детей. Они не умеют сочувствовать, жалеть, сопереживать. Они постепенно теряют способность любить кого-то бескорыстно – неважно, будь то сверстники или кошки-собаки-хомяки-попугаи.

Дошло до того, что в некоторых особо продвинутых странах, где эти явления достигли пугающего масштаба, стали вводить... уроки по воспитанию эмоционального интеллекта. Правда, пока не везде на государственном уровне: власти в большинстве стран относятся к этому явлению с пугающим равнодушием. Инициативу проявляют сами родители, убедившиеся, что эмоциям в современном обществе приходится учить почти с нуля.

Драки, расстрелы, самоубийства... Далее везде?

Лишь сравнительно недавно, после эпидемии расстрелов в школах США, к проблеме были привлечены специалисты соответствующего профиля. Они-то и выяснили, что после общения с гаджетами дети просто не осознают разницы между виртуальным миром и настоящим.

Какая разница, где кровь и насилие – в компьютерной игре или в новостях с телеэкрана? Кнопочку нажми – игра начнется вновь. Что в жизни все не так, до них доходит с большим трудом. Точнее, умом они все это понимают, не дураки, но сердцем все равно так и не чувствуют.

Надо ли в жестоком мире учить детей добру?

Источник фото: shutterstock.com

Для таких подростков пытаются создать «эмоционально-интеллектуальную образовательную среду» и воспитать в них эмоции, так сказать, заново. Сейчас такие уроки введены в некоторых штатах США и в Швейцарии. Цель – развить у детей умение понимать собственные эмоции и эмоции окружающих. На этом, правда, не останавливаются. Следующий шаг – управление эмоциями (своими и окружающих) в целях решения каких-то собственных задач.

Каково, а? Вас это не пугает? Меня лично пугает, и еще как. Так и представляю себе урок в какой-нибудь школе с внедренной в процесс обучения «эмоционально-интеллектуальной образовательной средой». Урок, следствием которого может стать обучение детей практикам манипуляций на вполне научной основе.

Не думаю, что это поможет воспитать в детях эмпатию. Скорее, они просто узнают, что есть в мире и такое, и научатся использовать себе на пользу.

Полезное зерно

Тем не менее кое-что полезное в этих идеях есть. Только, на мой взгляд, не уроки эмпатии надо проводить, чтобы класс по заданию учителя отрабатывал в один день смех, в другой – слезы, грусть-печаль или, наоборот, безудержную радость (утрирую, конечно, но в целом, похоже, так и есть). Эмпатию надо вернуть в семью. И воспитывать только в ходе личного общения детей с их собственными взрослыми, а также братьями и сестрами.

Появившись в семье, подпитавшись от взаимной любви, эмпатия и доброта постепенно будут проецироваться и на общество. Надо только, чтобы родители сами этого захотели. Ведь если будут рассуждать, как та моя знакомая с детской площадки, толку не будет. Злой мир в глазах детей и их родителей так и останется навеки злым, а не добрым.

Впрочем, может быть, это я так, сгущаю краски?

А вы как думаете?

Теги по теме:

Комментарии (1)

27.03.2018

Все так радостно хлопали в ладоши, когда разваливали Союз, а теперь пожинают плоды, была уничтожена великая идеология, в рамках которой детей воспитывали везде - в семье, в школе, да даже на улице, детям не пришло бы в голову послать куда подальше взрослого человека, который сделал им замечание.
а теперь у нас в ходу рыночная экономика и такое же "рыночное воспитание" - без жалости и доброты, только читсый эгоизм.

Ответить Добавить ответ

Возврат к списку

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

«Щасте ест, иво ни можыт ни быт»
Какие родители не мечтают, чтобы жизнь их детей сл...
24.02.19
4 мин
753
(2)
Подписка на самое интересное

Подписка на самое интересное

Мы отбираем для вас все самое лучшее :)

Внимание!

Закрыть