Вход на сайт

Регистрация

CAPTCHA
Воспитание

Верить или знать? Зачем детям сказки?

3 мин
214
(1)
21.06.17

Автор

Марина Глебова

Марина Глебова

журналист

Тэги по теме:

Поделиться:

– Тебе что почитать? Сказку? – классический вопрос, который повторяли мамы своим малышам из поколения в поколение. Увы, в скором будущем этот вопрос (как и привычка читать детям сказки) вполне может выйти из употребления. Все чаще вместо книжки мы ставим детям мультики – и ребенок занят, и своими делами заниматься можно. Но даже когда читаем им вслух, зачастую выбираем отнюдь не сказки. А если все-таки доходит дело и до них, предпочитаем какие-нибудь современные интерпретации, избавленные от «ненужных» и даже опасных, на взгляд ряда современных специалистов, тем и подробностей.

Дело до абсурда доходит: в ряде западных стран запрещены, например, «Красная Шапочка» и «Мальчик-с-пальчик», а также ряд других авторских и народных произведений – мол, страшилкам в детстве наших отпрысков не место.

Но разве не может так быть, что такого рода «стерилизация» для детей гораздо более опасна, чем страшные сюжеты сказок и былин? В конце концов, тот факт, что они существуют тысячелетия, говорит сам за себя. Зачем-то была нужна детям такого рода «прививка», раз продержалась она в человеческой культуре столько времени!

Для меня лично никогда не возникало сомнений, что сказки детям нужны, в том числе страшные. Причем нужно их именно читать вслух или рассказывать желательно задолго до того, как давать им смотреть мультики с теми же сюжетами, чтобы у детей сформировалась собственная версия, не навязанная режиссерами и мультипликаторами. Но внятно сформулировать причины своей позиции я не могла – так, на интуитивном уровне, не больше. Однако недавно я наткнулась на весьма интересную информацию, которая подтвердила мою уверенность.

Несколько лет подряд в Европе проводились исследования эффективности решений менеджеров разной степени ответственности. Опросы были вполне репрезентативными, длились несколько лет и позволили выявить среди управленцев две основные группы. Одна из них могла принимать эффективные решения только на основе полной и достоверной информации о предмете решения. Другая делала то же самое, основываясь на отрывочной и недостаточной информации, однако ее решения оказывались зачастую эффективнее, чем решения первой группы.

Исследователи попытались выявить причину столь разного подхода к делу и стали копаться в биографиях исследуемых – вплоть до самого раннего детства. Кто-то явно очень умный из исследователей придумал спрашивать «Читали ли, рассказывали ли вам в детстве сказки?». И оказалось, что это единственный вопрос, ответ на который был у двух групп диаметрально противоположным.

Кстати, 15–20 лет назад такое исследование провести было бы невозможно: сказки читали всем и всегда. Однако к моменту начала исследования на Западе успело вырасти поколение, детство которого пришлось на горячие споры между педагогами, психологами, родителями и прочими причастными к воспитанию детей специалистами. Часть из них была представителями, как считалось, продвинутого инновационного подхода, требовавшего полностью исключить сказки из процесса взросления ребенка. Они считали, что без этого невозможно воспитать современного рационального человека.

Часть мамочек, считавших себя крайне продвинутыми и прогрессивными, ухватилась за новацию и извела в своих семьях сказки «как класс». Другие, не столь громкие и агрессивные, продолжали сказочную традицию, хотя порой и сомневались.

Повторяю: волею случая именно это поколение – точнее, та его часть, которая была допущена к принятию решений различного уровня сложности и ответственности, – и попало под исследование. Эксперимент получился практически чистым: «антисказочники» никак не могли знать, что впоследствии их дети будут предметом изучения – равно как и сторонники сказок тоже.

Так вот, оказалось, что правильные решения на основе недостаточной и отрывочной информации способны принимать только те взрослые, которым в детстве… читали сказки. Вау! Я оказалась права!

Я думаю, в мире есть очень немного ситуаций, в которых возможно принять решение на основе полных и достаточных представлений о сути предмета. В большинстве случаев мы вынуждены действовать интуитивно, по-русски это называется «на авось». И лучше всего обучаются этому в детстве, в возрасте от 3 до 5 лет, читая и слушая сказки, в том числе страшные. Кстати, мне кажется, что рядом с мамой и папой никакая самая страшная сказка ребенка испугать не сможет в принципе.

В общем, давайте читать и рассказывать детям сказки. И хорошо бы как минимум до того (а лучше вместо того), как мы начнем показывать им современные «сказочные» мультики. Они с традиционными сказками не имеют ничего общего.


Тэги по теме:

Комментарии (1)

06.02.2018

Нам в детстве папа сказки читал и это одно из самых ярких воспоминаний детства, как мы вечером ложимся в кроватки, папа берет толстую, красочную книгу русских сказок и перед нами открывается сказочный мир! Сейчас я читаю сказки своим внукам, правда, конкурировать с мультиками нелегко. Но время,, совместно проведенное с ребенком за чтением сказок - это прекрасный способ общения с малышом и не надо лишать себя этих чудесных минут!

Ответить Добавить ответ

Возврат к списку

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Подписка на самое интересное

Подписка на самое интересное

Мы отбираем для вас все самое лучшее :)