Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Воспитание

Верить или знать? Зачем детям сказки?

Автор
Марина Глебова
Марина Глебова
журналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
21 июня 17 в 00:00
Верить или знать? Зачем детям сказки?

– Тебе что почитать? Сказку? – классический вопрос, который повторяли мамы своим малышам из поколения в поколение. Увы, в скором будущем этот вопрос (как и привычка читать детям сказки) вполне может выйти из употребления. Все чаще вместо книжки мы ставим детям мультики – и ребенок занят, и своими делами заниматься можно. Но даже когда читаем им вслух, зачастую выбираем отнюдь не сказки. А если все-таки доходит дело и до них, предпочитаем какие-нибудь современные интерпретации, избавленные от «ненужных» и даже опасных, на взгляд ряда современных специалистов, тем и подробностей.

Дело до абсурда доходит: в ряде западных стран запрещены, например, «Красная Шапочка» и «Мальчик-с-пальчик», а также ряд других авторских и народных произведений – мол, страшилкам в детстве наших отпрысков не место.

Но разве не может так быть, что такого рода «стерилизация» для детей гораздо более опасна, чем страшные сюжеты сказок и былин? В конце концов, тот факт, что они существуют тысячелетия, говорит сам за себя. Зачем-то была нужна детям такого рода «прививка», раз продержалась она в человеческой культуре столько времени!

Для меня лично никогда не возникало сомнений, что сказки детям нужны, в том числе страшные. Причем нужно их именно читать вслух или рассказывать желательно задолго до того, как давать им смотреть мультики с теми же сюжетами, чтобы у детей сформировалась собственная версия, не навязанная режиссерами и мультипликаторами. Но внятно сформулировать причины своей позиции я не могла – так, на интуитивном уровне, не больше. Однако недавно я наткнулась на весьма интересную информацию, которая подтвердила мою уверенность.

Несколько лет подряд в Европе проводились исследования эффективности решений менеджеров разной степени ответственности. Опросы были вполне репрезентативными, длились несколько лет и позволили выявить среди управленцев две основные группы. Одна из них могла принимать эффективные решения только на основе полной и достоверной информации о предмете решения. Другая делала то же самое, основываясь на отрывочной и недостаточной информации, однако ее решения оказывались зачастую эффективнее, чем решения первой группы.

Исследователи попытались выявить причину столь разного подхода к делу и стали копаться в биографиях исследуемых – вплоть до самого раннего детства. Кто-то явно очень умный из исследователей придумал спрашивать «Читали ли, рассказывали ли вам в детстве сказки?». И оказалось, что это единственный вопрос, ответ на который был у двух групп диаметрально противоположным.

Кстати, 15–20 лет назад такое исследование провести было бы невозможно: сказки читали всем и всегда. Однако к моменту начала исследования на Западе успело вырасти поколение, детство которого пришлось на горячие споры между педагогами, психологами, родителями и прочими причастными к воспитанию детей специалистами. Часть из них была представителями, как считалось, продвинутого инновационного подхода, требовавшего полностью исключить сказки из процесса взросления ребенка. Они считали, что без этого невозможно воспитать современного рационального человека.

Часть мамочек, считавших себя крайне продвинутыми и прогрессивными, ухватилась за новацию и извела в своих семьях сказки «как класс». Другие, не столь громкие и агрессивные, продолжали сказочную традицию, хотя порой и сомневались.

Повторяю: волею случая именно это поколение – точнее, та его часть, которая была допущена к принятию решений различного уровня сложности и ответственности, – и попало под исследование. Эксперимент получился практически чистым: «антисказочники» никак не могли знать, что впоследствии их дети будут предметом изучения – равно как и сторонники сказок тоже.

Так вот, оказалось, что правильные решения на основе недостаточной и отрывочной информации способны принимать только те взрослые, которым в детстве… читали сказки. Вау! Я оказалась права!

Я думаю, в мире есть очень немного ситуаций, в которых возможно принять решение на основе полных и достаточных представлений о сути предмета. В большинстве случаев мы вынуждены действовать интуитивно, по-русски это называется «на авось». И лучше всего обучаются этому в детстве, в возрасте от 3 до 5 лет, читая и слушая сказки, в том числе страшные. Кстати, мне кажется, что рядом с мамой и папой никакая самая страшная сказка ребенка испугать не сможет в принципе.

В общем, давайте читать и рассказывать детям сказки. И хорошо бы как минимум до того (а лучше вместо того), как мы начнем показывать им современные «сказочные» мультики. Они с традиционными сказками не имеют ничего общего.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Внимание!

Закрыть