Британскую элиту растят в семье и в школе. Прежде всего в школе. Разумеется, в элитной школе с громким названием. Итон, Хэрроу, Винчестер – школы, во всем мире известные как кузницы джентльменов. Впрочем, пройти через горнило такого образования и такого воспитания зачастую сложнее, чем отслужить в российском стройбате или отмотать срок в колонии.
Сила, выдержка, знания потом
Разумеется, все начинается в семье. Английские семьи отличаются от итальянских или российских. Британская семья – не место для мамочкиного сюсюканья и шалостей с отцом. Британская семья полагает, что ее задача – подготовить дитя к испытаниям суровой действительности. Здесь не принято баловать детей, пичкать их вкусностями и кутать в мороз. Строгая диета, режим дня, холодные спальни и шорты поздней осенью. Ко всему этому английские мальчики привыкают еще дома. Но первейшая обязанность хорошей семьи – подыскать сыну правильную школу, если позволяют средства.
Идеологию правильной школы по-британски описал философ и педагог Джон Локк. Локк, автор теории tabula rasa, был уверен, что человек рождается будучи «чистым листом» и готов воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний и внешний опыт. Именно с помощью правильного опыта, полученного в школе, Локк предлагал воспитывать «делового человека», «полезного члена общества» и «джентльмена». В основе педагогики Локка – три кита: физическое воспитание, воспитание души и образование. Заметим, образование не на первом, а на последнем месте. Ставка делалась и делается на характер, а не на интеллект.
Идеи Локка развил и закрепил доктор Томас Арнолд. Собственно, он создал в школе Регби образчик привилегированной школы (паблик скулз), которые впоследствии стали гордостью Великобритании. Согласно Арнолду задача такой школы – воспитать лидера, способного возглавить и повести за собой людей в час трудных испытаний. Гражданина и патриота растят с помощью железной дисциплины, школьного самоуправления, ролевых игр, имитирующих заседание парламента, судебный процесс или публичные дебаты, бесконечных спортивных состязаний. Регби, футбол, гребля, крикет, поло – важная составляющая элитного обучения.
Все это выглядит заманчиво и привлекательно, однако на практике выясняется, что красивые термины и институции часто маскируют дедовщину и телесные наказания.
Травля, порка, дедовщина
Железная дисциплина британских классических школ означает, что непререкаемым законом является слово не только директора, учителя или воспитателя, но и учащихся старших классов. Школьное самоуправление заключается в том, что их назначают старостами или комендантами общежитий, где они хозяйничают, как хотят.
Фактически новички поступают в услужение к старшим. Их так и называют – фагами (шестерками). В английских аристократических школах в ходу глагол fag, что означает «пользоваться услугами младших товарищей» или «оказывать услуги старшим товарищам».
Льюис Кэрролл, будущий автор «Алисы в стране чудес», обижался, что, когда он поступил в школу, его старший брат с друзьями отказывались поддерживать с ним дружеские отношения. А они не видели повода для обид, они попросту не могли нарушить жесткую и жестокую школьную иерархию.
Школу «школьной дедовщины» проходят все ученики, независимо от богатства и происхождения. Герцог-первоклассник будет на побегушках у сына обычного полковника. Это помогает победить заносчивость и выработать смирение.
В классических школах царит тотальный культ бытового аскетизма. Такие мелочи, как головная боль, желудочные расстройства, не считаются основанием для пропуска занятий. И опять никаких поблажек для детей высокопоставленных родителей. Наследники самых знатных аристократов наравне с остальными убирают классы, чистят обувь, питаются из «общего котла», выходят в город только по специальному разрешению, посещают обязательную утреннюю молитву.
Нарушителей дисциплины пороли самым жесточайшим образом. Телесные наказания, причем публичные, были краеугольным камнем британской системы обучения. В Итоне в каждом колледже имелся эшафот для экзекуций. В разных школах, в зависимости от порядков и тяжести проступка, учеников пороли розгами или били палками учителя, старосты, старшеклассники-спортсмены или директор. Только в 1986 году парламент запретил телесные наказания в школах. Была придумана другая система наказаний. Но англичане ностальгируют по школьной порке. Опрос 2012 года показал, что почти половина родителей школьников мечтают о возвращении телесных наказаний как единственного способа поддерживать дисциплину в ходе учебного процесса.
Уинстон Черчилль
Вот как вспоминал «школьные годы счастливые» Уинстон Черчилль: «Два или три раза в месяц вся школа загонялась в библиотеку. Двое классных старост вытаскивали одного или нескольких провинившихся в соседнюю комнату и там пороли розгами до крови, а в это время остальные сидели, дрожа и прислушиваясь к их крикам. Как я ненавидел эту школу и в какой тревоге прожил там больше двух лет! Я плохо успевал на уроках, и у меня ничего не получалось в спорте».
Тогда будущий премьер-министр Великобритании не знал, что задача английской педагогики состоит в том, чтобы «влить железо в души детей». Уинстона воспитали правильно – он стал железным.