Вход на сайт
Регистрация
или
register
Регистрация кабинета психолога
Доступ только для профессионалов. Подтвердите свой статус копией диплома или зачетной книжки медицинского вуза.
    Добавить файл

    register
    Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
    Здоровье

    Гарвардские ученые: связь между возрастом зачисления в школу и СДВГ

    Автор
    Камила Тухтарова
    Камила Тухтарова
    Журналист
    Подписка на автора

    Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
    В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

    подписаться
    26 февраля 19 в 10:08
    Гарвардские ученые: связь между возрастом зачисления в школу и СДВГ

    Существует ли связь между днем рождения ребенка, его первым днем в школе и риском развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)? Исследователи из Гарварда приводят аргументы, которые доказывают: дети, идущие в первый класс раньше 7 лет, больше подвержены неврологическо-поведенческим расстройствам, чем дети, которые надевают рюкзак с учебниками после наступления этого возраста.

    Однако проблемы первоклассника не всегда связаны с его реальными способностями. Часто ребенку, зачисленному в школу на год раньше, ошибочно приписывают заторможенность, рассеянность или, что еще хуже, СДВГ. Почему так происходит?

    Колоссальная разница в один год

    Результаты исследования ученых из Гарварда были опубликованы в научном журнале The New England Journal of Medicine в ноябре прошлого года. Эксперты доказали: те малыши, которым исполнилось 7 лет только в августе, более склонны к синдрому дефицита внимания и гиперактивности, чем те, кому предстоит отметить уже свой восьмой день рождения в течение учебного года.

    То есть, получается, что один ребенок может приступить к занятиям аж в 6 лет, а второму уже через несколько месяцев исполнится 8. Эта разница для первоклашек колоссальна. Первый отстает, второй проявляет высокие умственные способности. Самое страшное, что в такой ситуации «маленькому» могут быть ошибочно поставлены довольно серьезные диагнозы.

    Гарвардские ученые: связь между возрастом зачисления в школу и СДВГ

    Источник фото: pixabay.com

    За последние 20 лет синдром дефицита внимания и гиперактивности получил очень широкое распространение. В 2016 году в США диагноз СДВГ был поставлен более чем 5% детей по всей стране.

    Факторы быстрого распространения СДВГ

    Эксперты полагают, что в столь быстром распространении этого неврологическо-поведенческого расстройства виноваты сразу несколько факторов:

    • Повсеместное признание болезни. Сегодня СДВГ ставят довольно часто, считая это расстройство чуть ли не нормой для современного ребенка. Якобы это просто новое название для хулиганов и двоечников. Иногда врачи плохо вникают в проблему, не разбираются в ее возникновении и бездумно признают ребенка гиперактивным.

    • Реальный рост числа случаев. Эксперты связывают это с использованием детьми смартфонов, компьютеров и регулярным просмотром телевизора.

    • Ошибочно поставленный диагноз. Как раз тот случай, о котором идет речь в данной статье. Среди учащихся первых классов особое внимание часто приковано к тем, кто пошел в школу раньше. Кажется, что дети отстают, хуже понимают предмет, больше балуются и не могут сосредоточиться. Из-за этого им нередко ставят СДВГ и, что еще хуже, часто ошибочно прописывают медикаменты, которые впоследствии могут повлечь реальные расстройства.

    Решают родители

    Разумеется, малышу в 6 лет сложнее сконцентрироваться на предмете, быть собранным и усидчивым, чем малышу в 7. Однако сегодня это мало кто учитывает. Родителям часто рекомендуют обратиться к специалисту, невзирая на то, что их ребенок мог бы еще год спокойно ходить в садик или в подготовительную группу.

    Но… остановимся теперь на родителях. В первую очередь лучше всех своего ребенка знают именно они. Говоря о том, что многие дети идут в школу с 6 лет, необходимо учитывать и тот факт, что малыш может быть уже с первых лет жизни более развитым, чем его сверстники. Так, например, есть дети, которые бегло читают к 5 годам, а есть дети, у которых буквы тяжело складываются в слова и в 8 лет.

    Ни первое, ни второе – это не повод для паники. Решение о зачислении ребенка в школу всегда индивидуально. Конечно, по общепринятым нормам, чадо становится первоклассником по достижении 7 лет, но если вы понимаете, что ребенок в 4 года блестяще знает программу первого класса, почему бы не открыть ему путь к знаниям уже в 6?

    Чрезмерная диагностика

    «Большое количество детей подвергается чрезмерной диагностике и впоследствии даже чрезмерному лечению от гиперактивности. Те первоклассники, которые идут в школу раньше других, имеют поведенческие особенности, соответствующие их возрасту. Относительно своих старших одноклассников они могут быть незрелыми, но относительно своего реального возраста с ними все в полном порядке», – говорит автор исследования Тимоти Лейтон, доцент кафедры здравоохранения в институте Блаватника (это фамилия) при Гарвардской медицинской школе.

    В некоторых штатах существует система зачисления в первый класс по дате рождения. Так, например, в некоторых из них ребенок, рожденный 31 августа, допускается к школе только на следующий год, а вот ребенок, рожденный 1 сентября, уже может спокойно идти на уроки. Оказывается, что формальная разница в один день играет большую роль.

    Начальная школа – серьезная ступень

    По мнению исследователей, первые классы школы – это серьезная ступень в жизни ребенка, а разница даже в 10-11 месяцев между детьми в этом возрасте особенно серьезна.

    «По мере взросления детей, естественно, разница в возрасте стирается. Однако между 6-летним и 7-летним существуют действительно серьезные отличия. К тому же, когда речь идет о зачислении в начальную школу, – говорит автор исследования Анупам Йена, доцент кафедры здравоохранения в институте Блаватника и врач-терапевт в Массачусетской больнице, – нормальное поведение 6-летнего ребенка может выглядеть аномальным по отношению к его так называемым 7-летним сверстникам».

    Для своего исследования эксперты из Гарварда подняли архивы страховых компаний – они изучили свыше 400 тысяч медицинских карт детей из США. Чаще всего синдром дефицита внимания и гиперактивности ставился именно тем детям, которые шли в школу раньше своих одноклассников. При этом разница в возрасте между малышами нередко достигала один год.

    Гарвардские ученые: связь между возрастом зачисления в школу и СДВГ

    Источник фото:  pixabay.com

    Так, было установлено, что в учебе успешнее те дети, чьи дни рождения идут сразу после начала учебного года, чем те, которые задувают свечи на торте ближе к его концу. В подтверждение этой гипотезы: зафиксированных случаев СДВГ на 30% больше у детей, рожденных в августе, перед зачислением в школу, чем у детей, рожденных в течение года.

    И, опять же, дело не в детях и их возрасте, а в том, как на них действует окружающая среда. Грубо говоря, в одном классе могут учиться погодки, а не одногодки. Для того, чтобы ситуация с успеваемостью была ровной у всех, либо младшие должны опережать программу, либо старшие должны чуть-чуть отставать.

    Значение возрастной разницы в спорте

    О заметных различиях между детьми с небольшой, на первый взгляд, разницей в возрасте писал в своей книге «Гении и аутсайдеры» канадский журналист Малкольм Гладуэлл. Автор делал акцент на спортивных достижениях. Согласно его исследованиям, почти все успешные хоккеисты НХЛ отмечают свои дни рождения в начале года, очень редко – в его конце.

    1 января – день зачисления в хоккейную школу для детей всех возрастных групп. Так вот, получается, что те мальчики, которые родились в январе, феврале или даже в марте, выносливее и активнее, чем ребята, рожденные ближе к ноябрю или декабрю. Их подготовка идет медленнее, соответственно, и на льду они проявляют себя хуже.

    «Таким образом, тренеры элитных команд чаще приглашают к участию в серьезных лигах талантливых и заметных игроков, и разница в один год, как ни странно, здесь играет очень серьезную роль», – пишет Гладуэлл.

    Что касается исследования канадского журналиста, оно полностью справедливо по отношению к среднестатистическому ребенку. Но не стоит забывать и про таких детей, которые с лихвой наверстывают упущенную программу или с самого раннего возраста встают на коньки и уверенно держатся на льду не хуже старших товарищей (это касается и футбола, и тенниса, и борьбы, и гимнастики, и т. д.). Опять же, решение за родителями. Считается, что в одиночных видах спорта проявлять талант и способности проще, чем в командных. Но если вы видите и чувствуете силу и потенциал в своем малыше, можете смело отдавать его в любые секции вне зависимости от возраста – он догонит.

    Резюмируя выводы исследований, можно сказать, что причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности сложны, различны и уж точно неопределимы «на глаз».

    Исследование гарвардских ученых доказывает, что сегодня, перед тем как поставить диагноз непослушному или отстающему ребенку, врачи обязаны учитывать не только его возраст, но и средний возраст детей в школе или детском саду, который посещает ребенок.

    Помощь Беременным женщинам и мамам

    Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

    8 800 222 05 45
    Все статьи
    Мы освещаем все аспекты жизни

    Свежее в разделе

    Все статьи

    Топ авторов раздела

    Все авторы

    Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

    Василий Худолеев О проекте
    Самые свежие новости из жизни города и не только
    Интересные статьи
    Ещё статьи
    Внимание!

    Закрыть