Вход на сайт

Регистрация

или

register
Здоровье

Гарвардские ученые: связь между возрастом зачисления в школу и СДВГ

5 мин
1230
(3)
26.02.19

Автор

Камила Тухтарова

Теги по теме:

Поделиться:

Источник фото: Photo by Element5 Digital on Unsplash

Существует ли связь между днем рождения ребенка, его первым днем в школе и риском развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)? Исследователи из Гарварда приводят аргументы, которые доказывают: дети, идущие в первый класс раньше 7 лет, больше подвержены неврологическо-поведенческим расстройствам, чем дети, которые надевают рюкзак с учебниками после наступления этого возраста.

Однако проблемы первоклассника не всегда связаны с его реальными способностями. Часто ребенку, зачисленному в школу на год раньше, ошибочно приписывают заторможенность, рассеянность или, что еще хуже, СДВГ. Почему так происходит?

Колоссальная разница в один год

Результаты исследования ученых из Гарварда были опубликованы в научном журнале The New England Journal of Medicine в ноябре прошлого года. Эксперты доказали: те малыши, которым исполнилось 7 лет только в августе, более склонны к синдрому дефицита внимания и гиперактивности, чем те, кому предстоит отметить уже свой восьмой день рождения в течение учебного года.

То есть, получается, что один ребенок может приступить к занятиям аж в 6 лет, а второму уже через несколько месяцев исполнится 8. Эта разница для первоклашек колоссальна. Первый отстает, второй проявляет высокие умственные способности. Самое страшное, что в такой ситуации «маленькому» могут быть ошибочно поставлены довольно серьезные диагнозы.

Гарвардские ученые: связь между возрастом зачисления в школу и СДВГ

Источник фото: pixabay.com

За последние 20 лет синдром дефицита внимания и гиперактивности получил очень широкое распространение. В 2016 году в США диагноз СДВГ был поставлен более чем 5% детей по всей стране.

Факторы быстрого распространения СДВГ

Эксперты полагают, что в столь быстром распространении этого неврологическо-поведенческого расстройства виноваты сразу несколько факторов:

  • Повсеместное признание болезни. Сегодня СДВГ ставят довольно часто, считая это расстройство чуть ли не нормой для современного ребенка. Якобы это просто новое название для хулиганов и двоечников. Иногда врачи плохо вникают в проблему, не разбираются в ее возникновении и бездумно признают ребенка гиперактивным.

  • Реальный рост числа случаев. Эксперты связывают это с использованием детьми смартфонов, компьютеров и регулярным просмотром телевизора.

  • Ошибочно поставленный диагноз. Как раз тот случай, о котором идет речь в данной статье. Среди учащихся первых классов особое внимание часто приковано к тем, кто пошел в школу раньше. Кажется, что дети отстают, хуже понимают предмет, больше балуются и не могут сосредоточиться. Из-за этого им нередко ставят СДВГ и, что еще хуже, часто ошибочно прописывают медикаменты, которые впоследствии могут повлечь реальные расстройства.

Решают родители

Разумеется, малышу в 6 лет сложнее сконцентрироваться на предмете, быть собранным и усидчивым, чем малышу в 7. Однако сегодня это мало кто учитывает. Родителям часто рекомендуют обратиться к специалисту, невзирая на то, что их ребенок мог бы еще год спокойно ходить в садик или в подготовительную группу.

Но… остановимся теперь на родителях. В первую очередь лучше всех своего ребенка знают именно они. Говоря о том, что многие дети идут в школу с 6 лет, необходимо учитывать и тот факт, что малыш может быть уже с первых лет жизни более развитым, чем его сверстники. Так, например, есть дети, которые бегло читают к 5 годам, а есть дети, у которых буквы тяжело складываются в слова и в 8 лет.

Ни первое, ни второе – это не повод для паники. Решение о зачислении ребенка в школу всегда индивидуально. Конечно, по общепринятым нормам, чадо становится первоклассником по достижении 7 лет, но если вы понимаете, что ребенок в 4 года блестяще знает программу первого класса, почему бы не открыть ему путь к знаниям уже в 6?

Чрезмерная диагностика

«Большое количество детей подвергается чрезмерной диагностике и впоследствии даже чрезмерному лечению от гиперактивности. Те первоклассники, которые идут в школу раньше других, имеют поведенческие особенности, соответствующие их возрасту. Относительно своих старших одноклассников они могут быть незрелыми, но относительно своего реального возраста с ними все в полном порядке», – говорит автор исследования Тимоти Лейтон, доцент кафедры здравоохранения в институте Блаватника (это фамилия) при Гарвардской медицинской школе.

В некоторых штатах существует система зачисления в первый класс по дате рождения. Так, например, в некоторых из них ребенок, рожденный 31 августа, допускается к школе только на следующий год, а вот ребенок, рожденный 1 сентября, уже может спокойно идти на уроки. Оказывается, что формальная разница в один день играет большую роль.

Начальная школа – серьезная ступень

По мнению исследователей, первые классы школы – это серьезная ступень в жизни ребенка, а разница даже в 10-11 месяцев между детьми в этом возрасте особенно серьезна.

«По мере взросления детей, естественно, разница в возрасте стирается. Однако между 6-летним и 7-летним существуют действительно серьезные отличия. К тому же, когда речь идет о зачислении в начальную школу, – говорит автор исследования Анупам Йена, доцент кафедры здравоохранения в институте Блаватника и врач-терапевт в Массачусетской больнице, – нормальное поведение 6-летнего ребенка может выглядеть аномальным по отношению к его так называемым 7-летним сверстникам».

Для своего исследования эксперты из Гарварда подняли архивы страховых компаний – они изучили свыше 400 тысяч медицинских карт детей из США. Чаще всего синдром дефицита внимания и гиперактивности ставился именно тем детям, которые шли в школу раньше своих одноклассников. При этом разница в возрасте между малышами нередко достигала один год.

Гарвардские ученые: связь между возрастом зачисления в школу и СДВГ

Источник фото:  pixabay.com

Так, было установлено, что в учебе успешнее те дети, чьи дни рождения идут сразу после начала учебного года, чем те, которые задувают свечи на торте ближе к его концу. В подтверждение этой гипотезы: зафиксированных случаев СДВГ на 30% больше у детей, рожденных в августе, перед зачислением в школу, чем у детей, рожденных в течение года.

И, опять же, дело не в детях и их возрасте, а в том, как на них действует окружающая среда. Грубо говоря, в одном классе могут учиться погодки, а не одногодки. Для того, чтобы ситуация с успеваемостью была ровной у всех, либо младшие должны опережать программу, либо старшие должны чуть-чуть отставать.

Значение возрастной разницы в спорте

О заметных различиях между детьми с небольшой, на первый взгляд, разницей в возрасте писал в своей книге «Гении и аутсайдеры» канадский журналист Малкольм Гладуэлл. Автор делал акцент на спортивных достижениях. Согласно его исследованиям, почти все успешные хоккеисты НХЛ отмечают свои дни рождения в начале года, очень редко – в его конце.

1 января – день зачисления в хоккейную школу для детей всех возрастных групп. Так вот, получается, что те мальчики, которые родились в январе, феврале или даже в марте, выносливее и активнее, чем ребята, рожденные ближе к ноябрю или декабрю. Их подготовка идет медленнее, соответственно, и на льду они проявляют себя хуже.

«Таким образом, тренеры элитных команд чаще приглашают к участию в серьезных лигах талантливых и заметных игроков, и разница в один год, как ни странно, здесь играет очень серьезную роль», – пишет Гладуэлл.

Что касается исследования канадского журналиста, оно полностью справедливо по отношению к среднестатистическому ребенку. Но не стоит забывать и про таких детей, которые с лихвой наверстывают упущенную программу или с самого раннего возраста встают на коньки и уверенно держатся на льду не хуже старших товарищей (это касается и футбола, и тенниса, и борьбы, и гимнастики, и т. д.). Опять же, решение за родителями. Считается, что в одиночных видах спорта проявлять талант и способности проще, чем в командных. Но если вы видите и чувствуете силу и потенциал в своем малыше, можете смело отдавать его в любые секции вне зависимости от возраста – он догонит.

Резюмируя выводы исследований, можно сказать, что причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности сложны, различны и уж точно неопределимы «на глаз».

Исследование гарвардских ученых доказывает, что сегодня, перед тем как поставить диагноз непослушному или отстающему ребенку, врачи обязаны учитывать не только его возраст, но и средний возраст детей в школе или детском саду, который посещает ребенок.

Комментарии (3)

26.02.2019

В общем, до семи лет никаких школ))

Ответить Добавить ответ
26.02.2019

а мы все пораньше хотим отправить! избавиться от ребенка, чтобы дома не мешал. ((

Ответить Добавить ответ
26.02.2019

Каждый ребенок развивается в своем темпе. кому -то и в 6 в школу поздно, а кому -то в 8 рано! тут родители должны сами смотреть.

Ответить Добавить ответ

Возврат к списку

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Подписка на самое интересное

Подписка на самое интересное

Мы отбираем для вас все самое лучшее :)

Внимание!

Закрыть