Ко мне периодически обращаются граждане с жалобами на действия коллекторов. Со слов таких граждан, после общения с некоторыми коллекторами хочется сменить не только номер телефона, но и местожительство, национальность, пол. Больше всех страдают те, кто не брал никаких кредитов и попал в базу коллекторского агентства по вине должника, указавшего при заключении договора в качестве контактного лица своего родственника, друга, коллегу. В связи с этим важно понимать, какие способы взаимодействия коллектора и должника являются законными и куда обращаться, если коллектор превысил свои полномочия.
Кто вправе заниматься возвратом долгов
Цель коллектора: с помощью общения с должником повлиять на него таким образом, чтобы должник как можно быстрее вернул деньги своему кредитору (банку, микрофинансовой организации и т. п.). В СМИ часто появляются новости о том, как очередной коллектор «вывел из равновесия» должника каким-либо нетривиальным способом воздействия. Это как раз пример «черных коллекторов», деятельность которых изначально не укладывается в рамки ФЗ от 03.07.2016 № 230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…» (далее – ФЗ № 230).
ФЗ № 230 предусматривает определенные требования к коллекторскому агентству: в уставе организации должно быть указано, что основным видом деятельности является возврат просроченной задолженности; размер чистых активов по бухгалтерской отчетности – не менее 10 млн рублей; наличие действующего договора страхования ответственности за причинение убытков должнику со страховой суммой не менее 10 млн рублей в год; наличие собственного интернет-сайта и др. Только если организация соответствует всем критериям, она включается в специальный государственный реестр коллекторских компаний. Сведения реестра доступны для всеобщего обозрения на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов России (далее – ФССП России), которая ведет реестр и контролирует деятельность коллекторов.
«Знаки внимания» от коллекторской организации не могут быть абсолютной неожиданностью для должника, потому что предварительно, в течение 30 рабочих дней с момента привлечения профессиональных взыскателей, кредитор обязан сообщить должнику информацию о коллекторской организации, которая приступает к работе. Получив такое письменное уведомление от кредитора, должник может проверить законность деятельности коллекторской компании на сайте ФССП России, а также обратиться непосредственно к кредитору для подтверждения полномочий коллекторов.
Источник фото:
Границы общения коллекторов с должниками
В ФЗ № 230 детально сформулированы способы взаимодействия с должником, количественные и временные ограничения в общении:
- Запрещены личные встречи и телефонные переговоры с должником: в рабочие дни – с 22:00 до 08:00, в выходные дни и нерабочие праздничные дни – с 20:00 до 08:00 по местному времени.
- Личные встречи допустимы не чаще 1 раза в неделю; телефонные переговоры – не более 1 раза в сутки, 2 раз в неделю, 8 раз в месяц; направление телеграмм, СМС-сообщений, сообщений по электронной почте и иных сообщений – не более 2 раз в сутки, 4 раз в неделю, 16 раз в месяц. На практике остаются нерешенными вопросы, нужно ли под «телефонными переговорами» понимать диалог между должником и коллектором или сама попытка дозвониться до должника уже является использованной возможностью коллектора.
- Количество почтовых отправлений по месту жительства должника не ограничено.
- Запрещено скрывать номер телефона, адрес электронной почты и т. п., с которых осуществляется взаимодействие с должником.
- Запрещены личные встречи и телефонные переговоры в отношении должника, по которому заявление о признании банкротом считается обоснованным и введена процедура реструктуризации долга. Подробнее о процедурах банкротства: "Банкротство физических лиц: процедура и последствия".
- Запрещены личные встречи и телефонные переговоры в отношении должника с момента, когда получены документы о том, что должник является недееспособным или ограниченно дееспособным, находится на лечении в стационарном лечебном учреждении, имеет первую группу инвалидности, является несовершеннолетним (любое из перечисленных оснований).
- Запрещено сообщать сведения о должнике, о задолженности и ее взыскании по месту работы должника, размещать такие сведения в сети Интернет, в жилом помещении, доме, здании, сооружении.
- Недопустимы применение физической силы к должнику, угрозы ее применения, уничтожение и повреждение имущества должника, оказание психологического давления на должника, использование выражений и иных действий, унижающих честь и достоинство должника, применение методов, опасных для жизни и здоровья людей.
![Как пресечь произвол со стороны коллекторов?](/upload/medialibrary/92d/92d3d074d6f9cafa0c606ef27cfe2264.jpg)
Источник фото:
Отказ от общения
У должника есть возможность отказаться от общения с кредитором и коллекторским агентством в части личных встреч, телефонных переговоров, направлений телеграмм, СМС-сообщений, сообщений по электронной почте и иных сообщений. В этой ситуации коллектор сможет использовать единственный вариант: почтовые отправления по месту жительства должника. Для этого должнику необходимо передать кредитору и (или) коллекторскому агентству соответствующее заявление через нотариуса, либо заказным письмом с уведомлением, либо вручить лично. Заявление с отказом от общения можно направить при условии истечения четырехмесячного срока с момента возникновения просрочки по договору. Вместо полного отказа от взаимодействия должник вправе уполномочить на общение с коллекторами своего представителя, в качестве которого может выступать только лицо, имеющее статус адвоката. Любое из заявлений составляется по утвержденной форме (см. Приказ ФССП России от 18.01.2018 № 20).
В таком же порядке в любое время должник вправе отозвать свое согласие на общение коллектора с третьими лицами (родственниками, друзьями, коллегами) относительно задолженности, которое обычно невнимательными должниками дается при подписании договора с кредитором. Заявить о своем несогласии на общение могут и сами третьи лица, находящиеся в неведении финансовых проблем должника.
Куда обращаться
В случае, когда коллекторское агентство нарушает любое из вышеперечисленных правил, следует обращаться в ФССП России с жалобой и приложением доказательств факта нарушения (запись разговора с коллектором по телефону, детализация звонков, видеозаписи и т. п.). ФССП России обязана провести проверку и выдать коллекторскому агентству предписание об устранении нарушений требований ФЗ № 230, неоднократное неисполнение которых влечет исключение из государственного реестра коллекторских компаний. Для лишения права коллекторов на осуществление деятельности также достаточно одного факта грубого нарушения ФЗ № 230, которое повлекло причинение вреда здоровью, жизни и имуществу должника.
Помимо этого, коллекторы могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.57 КоАП РФ («Нарушение требований законодательства о защите права и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности»). На практике применение ответственности по данной статье осуществлялось редко, потому что приставам для составления протокола об административном правонарушении в течение 3 дней не удавалось выяснить обстоятельства и собрать доказательства нарушений со стороны коллекторов. С 10.08.2018 внесены изменения в КоАП РФ, благодаря которым судебные приставы вправе проводить административное расследование (длительностью не более 1 месяца), что позволит, например, запросить сведения у сотового оператора о числе, времени звонков и получить ответ на запрос, взять объяснения у третьих лиц (соседей, родственников) о визитах коллектора к должнику в неустановленное время.
Если вы прочитали до конца и подумали о том, что в жизни все обстоит сложнее, то вы отчасти правы. Когда коллектор «украсил» стены подъезда, двери квартиры угрожающими надписями, залил замок двери монтажной пеной и суперклеем, вырвал звонок и налепил на глазок двери уведомление с данными должника и суммой долга, решить проблему с коллектором поможет только эффективная работа полиции. В отношении коллекторских агентств, которые дорожат своей репутацией, не ведут себя агрессивно, не угрожают, не уничтожают имущество, не применяют физическую силу, но допускают злоупотребления в режиме общения с должником, важна вовлеченность судебного пристава в защиту интересов должника. К сожалению, судебные приставы слишком загружены в связи с постоянным увеличением объема их полномочий, что не могут тщательно следить за деятельностью коллекторов.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
С ними надо их же методами! Также кричать и угрожать! Они играют на нервах, а никаких прав на это у них нет!
Всегда бы так!!
Как хорошо, что наконец таки ввели эти правила! 5 лет назад я мучалась с ними, обьясняла, что заплачу все что надо, но сейчас нет денег! Они названивали мне, моим друзьям, старенькой маме, бабушке и на работу! Я конечно все выплатила, но сколько же они мне нервов потрепали...
Коллекторы конечно те еще гады. Я не понимаю, как может психически здоровый человек работать коллектором? Как вообще можно выбивать долги. быть такими беспринцыпными и угрожать людям???
Почему люди берут кредит. не могут с ними расплатиться и потом еще удивляются, что им названивают и требуют отдать деньги? Сами взяли, подписались под такие проценты и нечего теперь удивляться! Нагрузку финансовую надо заранее рассчитывать и понимать, никто тебе не поможет, кроме тебя самого!