Источник фото:
Факт № 1
У родителей Матильды Кшесинской, польского танцора мазурки Феликса Кшесинского и Юлии Доминской, помимо Матильды, было еще четверо детей – два мальчика, две девочки. Самой младшей, самой любимой и самой балованной была, конечно, Матильда.
В детстве будущую приму и звезду императорского театра звали просто и ласково – Малечка.
Факт № 2
Матильда Кшесинская дебютировала в балете «Конек-Горбунок» на главной балетной сцене Российской империи – в Мариинском театре. Роль была крошечная: наряженная русалочкой девочка должна была подойти к гигантскому бутафорскому киту и вытащить из пасти кольцо. Малечка шествовала по сцене так величаво и гордо, что обратила на себя внимание публики и сорвала аплодисменты.
Факт № 3
В восемь лет Малечка держала экзамен в балетную школу. Природные данные были на ахти: маленький рост, полноватые ноги, но темперамент и апломб юной танцовщицы покорили экзаменаторов. А может быть, сыграли роль и папины связи, так как в Петербург его пригласил сам император в качестве личного преподавателя мазурки. Кроме Матильды, в школе также учились ее старшие сестра Юля и брат Иосиф.
Источник фото: https://www.shutterstock.com/
Факт № 4
По жестким правилам балетной школы, воспитанники, претендующие на балетную карьеру, должны были жить в пансионе, причем жизнь там была не сахар: скудная еда, редкие прогулки в наглухо законопаченных каретах, занятия по восемь часов в день! Но для детей Феликса Кшесинского делали исключение – разрешали жить дома. Так что малышка Малечка росла вместе с братьями и сестрами, а в балетную школу приезжала на собственной одноколке, запряженной пони, – очень трогательная картинка.
Факт № 5
Матильда Кшесинская вспоминает: «…Родители были против того, чтобы дети находились вне семьи. Им хотелось, чтобы мы были всегда рядом с ними, поэтому они сами занимались нашим образованием. Мать и отец не хотели, чтобы мы утратили связь с домом, так как считали, что самое главное – это воспитание в семье…».
Факт № 6
Жили Кшесинские в двухэтажном деревянном доме с садом, огородом, молочной фермой и птичьим двором недалеко от Сиверской. На берегу речки Орлинки напротив дома – пляж с купальней. Тут же лес. Малечка с детства любила ходить по грибы.
Вот как вспоминала жизнь в имении сама Матильда: «Весь день мы бегали по саду, объедаясь фруктами и ягодами, а в пять вечера стол снова ломился от яств. Простокваша, топленое молоко, густая сметана, выпечка – все это мы поглощали с завидным аппетитом, устав за день от игр и беготни. В девять вечера был ужин, состоявший из двух горячих и холодных блюд. К ним добавлялись домашние маринады и соления, ветчина, копченый сиг и различные лакомства, привезенные отцом из города. Одним словом, всего и не перечислишь».
Факт № 7
В имении праздновали и дни рождения младшей любимой дочери, гости и окрестные крестьяне чествовали ее, как королеву. Папа всегда устраивал сюрпризы и заваливал младшую дочь подарками. С той поры она воспринимала подарки как должное.
Факт № 8
Первым учителем Матильды был Лев Иванович Иванов – прекрасный балетмейстер, постановщик второго акта «Лебединого озера» и «Щелкунчика». Лев Иванович сам аккомпанировал ученикам на скрипке. Малечка на его уроках скучала, азы балетного искусства она освоила дома. Будущая звезда жаловалась, что свою скрипку учитель любит больше учеников, с которыми тот не церемонился.
Источник фото: :// https://www.shutterstock.com/
Факт № 9
У Матильды были все основания жаловаться на преподавателей. Ветчина, сметана, маринады и прочие домашние кулинарные изыски из отцовского имения и сытая жизнь дома, а не в пансионе, не способствовали поддержанию балетной формы. Матильда часто слышала от учителя язвительные замечания: мол, жаль, что «такая талантливая артистка так безобразно растолстела». Однако девочка отличалась не только талантом, но и беспощадным упорством, бешеной целеустремленностью. Бесконечными упражнениями она сгоняла лишние килограммы и снова отвоевывала первые партии в ученических постановках.
Факт № 10
Ученики балетной школы воспитывались в строгости и целомудрии. Матильда описала в мемуарах: «Все контакты между мальчиками и девочками были строго запрещены, и требовалась незаурядная ловкость и изобретательность, чтобы обменяться записочками или хотя бы улыбками. Во время репетиций и уроков танца классные дамы зорко следили за тем, чтобы между мальчиками и девочками не было никаких многозначительных взглядов и условных жестов. И все же нам каким-то образом всегда удавалось переброситься словом и пофлиртовать. Это давно стало традицией, и у каждой из нас был приятель, с которым мы могли пококетничать».
Вот так избалованная и всеми любимая девочка, которая не была одарена природой балетными данными, смогла добиться самых высоких успехов в театре. Помогала ей невероятная работоспособность и целеустремленность. Кшесинская тщательно следила за своей диетой, ежедневно взвешивалась, ложилась спать в 10 вечера, консультировалась с лучшими педагогами Санкт-Петербурга и долго тренировалась. Накануне выступлений Кшесинская проводила в постели целые сутки, дабы набраться сил, и всегда приезжала в театр за 2,5 часа до начала спектакля, чтобы настроиться на нужный лад и тщательно и безупречно наложить грим. Удивительно, но впоследствии она продолжала танцевать даже на большом сроке беременности – настолько балерина была предана сцене.