Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Здоровье

Ребенок все еще не говорит: причины, нормы и отклонения

Автор
Камила Тухтарова
Камила Тухтарова
журналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
24 ноября 23 в 15:00
Ребенок все еще не говорит: причины, нормы и отклонения

Если ваш ребенок пока еще не заговорил, причин для этого может быть очень много. И далеко не все из них таят в себе проблемы! В этой статье мы разберем, почему так происходит, а также поделимся советами, как поддержать малыша в его языковом развитии.

Позднеговорящие дети

Те дети, которые знают и говорят менее 50 слов в возрасте от 2 лет и старше, называются позднеговорящими. Основной проблемой в этой ситуации считается угроза для речевого развития.

Успокаивает то, что, как правило, дети, которые не торопятся говорить, быстро догоняют своих сверстников. Однако если вы понимаете, что после 3 лет у ребенка по-прежнему крайне скудный словарный запас, все же имеет смысл обратиться к логопеду.

Среди самых серьезных явлений, о которых могут сигнализировать задержки речевого развития, встречаются следующие:

  • расстройства аутистического спектра;

  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;

  • умственная отсталость;

  • отсутствие или потеря слуха;

  • неспособность к обучению и расстройство социальной коммуникации.

Если задержка развития речи никак не связана с вышеперечисленными состояниями, ребенок, как правило, имеет высокие шансы догнать своих сверстников на 100%, если ему будут предоставлены ранние языковые мероприятия и работа с логопедом.

Речевое развитие детей

Изучение языка — это длительный и разнообразный процесс, к которому ребенок должен быть готов. Примечательно, что даже у новорожденных к этому есть первые предпосылки. Так, уже при рождении в нашем головном мозге присутствуют языковые центры, кроме того, у нас уже в достаточной степени развиты все необходимые мышцы и органы речи, такие как губы, язык и диафрагма.

Помимо биологических потребностей, ребенок появляется на свет с врожденной готовностью к общению. Он хочет вступать в отношения с людьми и иметь возможность общаться с ними.

Младенческий лепет ориентировочно появляется в 4–6 месяцев. К этому времени ребенок начинает экспериментировать: двигать языком, щеками, открывать и закрывать рот. Так он потихоньку начинает совершенствовать свой речевой аппарат. 

Некоторые мамы и папы, которые не стремятся разговаривать даже друг с другом, считают, что разговаривать с новорожденным малышом вовсе не нужно. Это пагубное мнение. Ребенок нуждается в любви и общении с момента появления на свет. 

По мнению специалистов, развитие речи у всех детей происходит примерно в одинаковом порядке, однако фиксированного возраста, в котором ребенок начинает четко произносить слова, не существует:

  • подавляющее большинство детей начинает говорить свои первые слова в возрасте от года до полутора. Обычно это «мама» и «папа»;

  • существуют и такие дети, которые говорят свои первые слова уже в 9 месяцев;

  • некоторые дети не торопятся разговаривать, и первые слова они произносят лишь в 2,5 года;

  • мальчикам, как правило, сложнее научиться говорить, и им часто требуется больше времени, чем девочкам;

  • у детей одного возраста существуют большие различия в словарном запасе. В среднем считается, что полуторагодовалый ребенок произносит от 50 до 250 слов.

Формирование словарного запаса

Дети начинают формировать предложения из двух слов примерно в 1,5–2 года. В этом возрасте, как правило, они знают больше 50 слов, а это значит, что словарный запас малышей позволяет им выражать свои мысли в более развернутой форме.

При этом врачи-логопеды отмечают, что некоторые дети (13–20%) в двухлетнем возрасте по-прежнему могут произнести очень мало слов. Однако повода для паники нет: около половины позднеговорящих детей быстро наверстывают задержку в речевом развитии и ничем не отличаются от своих сверстников при достижении четырехлетнего возраста. В этом возрасте в пассивном запасе детей примерно 3000 слов. Они их понимают, но произносят не все. Активно используется в речи ребенка этого возраста примерно 1000 слов. 

Ребенок все еще не говорит: причины, нормы и отклонения

Источник фото: freepik

Причины, по которым дети начинают поздно говорить

Врачи-логопеды выделяют основные причины, которые вызывают задержку в развитии речи ребенка:

  • физиологические нарушения. Так, ребенку может быть сложно начать говорить из-за слабых мышц речевого аппарата, слишком толстого языка, короткой уздечки или расщелины нёба;

  • патологии при беременности, которые в дальнейшем влияют на общее развитие ребенка;

  • генетика. Если большинство родственников малыша поздно начинали говорить, есть вероятность того, что и он не станет торопиться;

  • органы слуха. Они напрямую связаны с языковым развитием. Так, дети, у которых есть проблемы со слухом, перестают издавать какие-либо звуки примерно в 6 месяцев. В этом случае необходимо показать ребенка врачу;

  • двуязычные семьи. Когда мама говорит с ребенком по-русски, а папа — по-французски, малыш набирает сразу два словаря. Так, по объективным причинам ему требуется больше времени на то, чтобы запустить речь. Подобная ситуация не является опасной для развития ребенка, однако логопеды советуют сначала делать акцент на одном языке и лишь потом постепенно добавлять второй;

  • безэмоциональные, неразговорчивые родители. Некоторые мамы и папы, которые не стремятся разговаривать даже друг с другом, считают, что разговаривать с новорожденным малышом вовсе не нужно. Это пагубное мнение. Ребенок нуждается в любви и общении с момента появления на свет, поэтому контакт с родителями необходим для его правильного и здорового развития. Разговаривайте с детьми!

Родители должны поддерживать детей в языковом развитии

Развитие речи ребенка требует постоянной практики, и поддерживать малыша в этом вопросе в первую очередь должны родители. Так, мамам и папам необходимо как можно больше разговаривать с ребенком, читать ему вслух и вместе петь песни. Кстати, по мнению экспертов, родительское пение особенно положительно влияет на детское развитие. Кроме того, важную роль в общении с малышом играет интонация родителя, его жесты, прикосновения, улыбки и контакт глаз.

Если ваш ребенок делает ошибки во время разговора, исправляйте его осторожно, без прямой критики. Например, если малыш произнес предложение неправильно, вы можете повторить его за ним в ответ, сделав акцент на правильной форме: «Кот до-пир мо-ло-со» — «Да, малыш, кот до-пил мо-ло-ко».

Вы также можете активно развивать языковые навыки ребенка с помощью различных ритмических игр. Хвалите малыша за каждое слово, которое он произнес правильно, и ни в коем случае не высмеивайте и не ругайте его за ошибки.

Телевизор и гаджеты могут помочь детям пополнить словарный запас, однако прибегать к подобным методам следует не ранее четырехлетнего возраста.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть