Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Демография

Семейная политика, мировой опыт

Автор
Ольга Исупова
Ольга Исупова
Старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
23 марта 24 в 15:20
Семейная политика, мировой опыт

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Общая характеристика

Сегодня в мире осталось очень мало стран, где нет никакой семейной политики. В мире существуют системы семейной политики, направленные как на повышение рождаемости, так и на ее снижение. И это не очень сильно зависит от того, какая в стране рождаемость, то есть в данном случае очень трудно вывести какую-то корреляцию. Больше всего, наверное, семейная политика зависит от того, какая идеология в стране в данный момент. При одном и том же уровне суммарного коэффициента рождаемости (СКР) одни государства считают рождаемость критически низкой и пытаются что-то предпринимать для ее повышения, другие не вмешиваются (на это могут быть не только политические, но и экономические причины), третьи стремятся поддерживать ее на текущем уровне, а четвертые хотят ее снижать.

Например, при СКР 1,9 в Колумбии намерены снижать рождаемость, в Исландии и Новой Зеландии — поддерживать, в Великобритании, США и на Багамах предпочитают не вмешиваться, в Уругвае и Австралии — увеличивать.При такой низкой рождаемости, как всего лишь 1,2 – 1,3 ребенка на женщину, некоторые правительства считают, что это нормально, пускай так и остается. Но, например, в Габоне (Африка), где СКР составляет примерно 4 ребенка на женщину, декларированная цель — повышение рождаемости. Многое зависит в том числе и от того, сколько в стране денег.

На глобальном уровне суммарный коэффициент рождаемости снизился с 4,4 в 1970 – 1975 гг. до 2,5 в 2010 – 2015 гг. Среди стран с не менее чем 90 000 жителей в 2013 г. только в 45 рождаемость составляла 4 ребенка на одну женщину и более, а в начале 1970-х таких стран было 135. По прогнозам, к началу 2030-х годов таких стран будет только 14. Число стран с рождаемостью ниже уровня простого воспроизводства населения увеличилось с 55 в 1990 – 1995 гг. до 86 в 2010 – 2015 гг., ожидается, что к 2030 – 2035 гг. их будет 119. Региональные различия велики. В Европе средний СКР в 2010 – 2015 гг. составляет 1,6, в Северной Америке — 1,9, в Азии и Латинской Америке — 2,2, в Австралии и Океании — 2,4 и в Африке — 4,7. При этом из 45 развитых стран с рождаемостью ниже уровня простого воспроизводства 41 достигла этого низкого уровня уже к 1990 годам, а после 2010-го к «клубу» присоединилась только Албания. Для 36 стран из этого числа были характерны некоторые незначительные всплески увеличения рождаемости в периоды 2000 – 2005 гг. и/или 2005 – 2010 гг. Однако в среднем СКР в развитых странах в 2010 – 2015 гг. составлял 1,7 ребенка на одну женщину.

В менее развитых странах рождаемость в это время продолжала падать, и к 2010 – 2015 гг. 41 такая страна также достигла уровня СКР ниже простого воспроизводства населения.

Существует 45 развивающихся стран с рождаемостью выше 4 детей на женщину, из них в 17 — выше 5 (World Fertility Policies (2011) UNITED NATIONS, Department of Economic and Social Affairs, Population Division).К 2013 году осталось только 12% государств, которые вообще не вмешиваются в рождаемость. Самые низкие СКР, при которых правительство декларирует стремление к снижению рождаемости, в Тунисе — 2,1, в Бутане — 2,2, в Бахрейне — 2,1, в Колумбии — 1,9.

Текущий уровень поддерживается при 1,4 в Маврикии, 1,3 — в Андорре и 1,4 — в Монако. Понятно, что это маленькие и не очень богатые страны. Может быть, у них еще и очень мало территории и они не очень понимают, куда девать этих дополнительных детей. Но это уже гипотезы.Политика невмешательства проводится при настолько разных показателях СКР, как 6,6 (Сомали) и 1,2 (Босния и Герцеговина). Но это связано, скорее всего, также с бедностью этих государств.

Средние показатели коэффициента рождаемости на каждый вид политики отличаются. Там, где ее стремятся снижать, в среднем СКР равен 4,1, где поддерживают существующий уровень — 2,4, где не вмешиваются — 2,3, и увеличивают там, где он 1,8. То есть на уровне средних показателей некая логика все же прослеживается.

Меры семейной политики, нацеленной на снижение рождаемости, сводятся к следующим пунк­там:
• планирование семьи и безопасное материнство в национальных системах здравоохранения;
• доступность охраны репродуктивного здоровья;
• увеличение мужской ответственности в области сексуального и репродуктивного здоровья;
• увеличение минимального законного возраста при вступлении в брак;
• улучшение качества женского образования и возможностей трудоустройства для женщин;
• меры по преодолению предпочтения сыновей дочерям в семьях;
• распространение дешевой, безопасной и эффективной контрацепции.

В целях увеличения рождаемости государства проводят следующие мероприятия:
• выплата «премии» при рождении ребенка;
• выплата пособий семьям с детьми;
• материнский, отцовский и родительский отпуск по уходу за ребенком;
• выделение субсидий на оплату ухода за ребенком в яслях и детских садах;
• снижение налогового бремени для семей с детьми;
• субсидии на жилье;
• гибкий график работы;
• кампании по усилению равенства в области ухода за детьми и их воспитания с тем, чтобы больше такой работы выполнялось мужьями.Большая часть стран, применяющих все или часть таких мер, находится в Европе.

Типы семейной политики
Классическая типология семейной политики (1990 г.) включает либеральный, социально-демократический и корпоративистский режимы. Либеральный режим больше характерен для англоязычных стран и заключается в помощи семьям по остаточному принципу — она идет только наиболее нуждающимся, а остальные должны выживать сами с помощью рыночных средств и механизмов. Это началось еще с 1598 года, когда в Великобритании был принят «Закон о бедняках». Эту же идеологию разделяют международные финансовые институты, пытаясь внедрять ее в развивающихся странах.

Для социально-демократических режимов характерен универсализм и солидарность всех членов общества. Это чем-то напоминает социалистическую солидарность позднего Советского Союза. Речь идет о том, что все в равной мере должно распределяться между всеми, кто делает одну и ту же работу. А рождение и выращивание детей — это все-таки работа, которая важна для общества, соответственно, пособия и услуги, касающиеся детей, всем распределяются на равных условиях. Классическая страна этого типа — Швеция и во многом другие скандинавские страны.

Корпоративистским режимам также свойствен универсализм, но распределение происходит пропорционально вкладу индивидов в национальную экономику, а затем постепенно уже распространяется на все общество в целом. Если в либеральном режиме помощь идет в основном более бедным, неблагополучным слоям общества, то в корпоративистском, наоборот, дополнительно помогают тем, кто в наибольшей степени полезен для общества, и только уже потом всем остальным. Это характерно для стран более позднего большого скачка в экономическом развитии — Германии, Японии. Исторически это характерно и для Франции, но во Франции очень сложная и очень успешная семейная политика (возможно, самая успешная в мире), и ее уже очень сложно просто взять и механически в этот корпоративистский режим вписать.

Был выделен еще так называемый средиземноморский режим, в который вошли страны Южной Европы. Если говорить просто: людям помогают очень мало, родителям помогают очень мало и денег дают немного. Считается, что людям поможет семья. К данному типу относятся Италия, Испания, Греция, где сейчас как раз весьма низкая рождаемость. Хотя с тех пор, как эта идеология была разработана, во всех этих странах многое изменилось.

Новая классификация
За прошедшие годы с момента своего появления классическая типология подвергалась критике и множеству модификаций. Появился запрос и на создание новых классификаций.

Одна из них была сформулирована учеными из Университета Рокилда в Дании в 2009 году и основана на представлениях о гендерном равенстве и дружественной по отношению к семье политике. Главное в том, чтобы работающие люди могли поддержать баланс между семьей и работой. Казалось бы, очень хорошо звучит фраза о том, что все должны рожать детей. Однако сейчас, например, в России — экономический кризис, и рассчитывать на то, что будут работать только мужчины, а женщины будут рожать детей и их растить, становится все сложнее. Поэтому думать о балансе между семьей и работой в жизни родителей несовершеннолетних детей надо обязательно.

Кроме того, эта система построена на изучении реальных стратегий домохозяйств. Изучаются при этом структура семьи и гендерные отношения: как вообще люди смотрят на то, кто должен кормить семью, а кто — выполнять домашнюю работу. В этом отношении интересно сопоставление Германии и Франции, где одинаковыми в определенный период были доли ВВП в расходах на семейную политику, но рождаемость во Франции была гораздо выше. Денег, которые выделялись во Франции, было больше, например, на детские сады и на то, чтобы поддержать выбор женщины. Если она родила ребенка, то не обязательно должна сидеть с ним дома очень долго — она может вообще отдать его в детский сад или в ясли очень рано, и ей все равно государство будет платить пособие на оплату услуг по уходу за ребенком. Или она может сидеть дома с ним очень долго, и тогда ей тоже будет платиться пособие, чтобы компенсировать потери дохода от того, что она не работает.

Во Франции также очень хорошо поддерживаются семьи с детьми школьного возраста, потому что давно подсчитано, что расходы на детей с возрастом растут. Одним из больших недостатков российской семейной политики является то, что у нас поддерживаются только семьи с маленькими детьми и только до полутора лет, а потом у нас возникает пробел, когда полтора года ребенка вообще некуда деть (в некоторых городах, например в Москве, его в это время нельзя отдать в ясли, и в то же время матери уже не выплачивается существенное пособие). А ведь многие семьи не могут себе позволить, чтобы мама в это время сидела дома в неоплачиваемом отпуске.

Все имеет свою рыночную цену
Важным моментом, когда мы говорим о семейной политике, является то, в какой степени ответственность за детей и за добывание дохода возложена исключительно на семью или на общество, и как это все внутри семьи организовано — выполнение работы и предоставление заботы. Забота — это внутрисемейная, но тоже работа, без которой общество жить не может, и она мало учитывается в России.

В России обязательно надо способствовать распространению понимания того, что все имеет свою рыночную цену. Это касается не только того, что делают женщины по воспитанию детей и уходу за ними, но и ежедневного приготовления пищи, уборки дома, заботы о престарелых и т. д. — это тоже считается работой по воспроизводству семьи. Почему это не учитывается? Почему считается, что мужчина деньги приносит, а женщина деньги тратит?
Как отпуск по уходу за ребенком влияет на рождаемость
Исследователи выделяют несколько кластеров семейной политики.

Кластер 1:
Модель включает длинный отпуск по уходу за ребенком, частичный рабочий день — Германия, Австрия и Люксембург, где самые большие расходы на семейную политику. Длительный отпуск по уходу за ребенком, относительно хорошо оплачиваемый. Для большинства матерей затем — еще более долгий период вне рынка труда и уже неоплачиваемой заботы о детях. Затем частичная занятость на нестабильных рабочих местах с небольшим числом часов работы в неделю. Уровень затрат государства на семейную политику высок (отпуска по уходу)

В этом случае получается, что женщина сидит дома с ребенком, а потом она выходит на рынок труда и, как правило, очень часто на гораздо хуже оплачиваемое рабочее место, и работает только несколько часов в день. То есть ее работа становится в семье дополнительной, а не основной, она теряет квалификацию.

Кластер 2:
Модель предполагает короткий отпуск по уходу за ребенком и занятость неполное рабочее время — Великобритания и Нидерланды. Родительский отпуск довольно короткий (в среднем 6 месяцев) и плохо оплачиваемый, мало учреждений по уходу за детьми, и они дороги и недолго работают. Комбинирование яслей/детсадов и работы матерей неполный рабочий день. Рынок труда подстроен под неполные рабочие часы многих женщин.
Люди вынуждены комбинировать каких-то частных поставщиков услуг по уходу, частные ясли, частные детские сады и все-таки работу матерей неполный рабочий день. И рынок труда в этой ситуации вынужден подстроиться под то, что очень многие женщины работают неполные рабочие часы, то есть от них не требуется большего.

Кластер 3:
Модель экстенсивной семейной политики — Дания, Швеция, Франция и Бельгия. Права на родительский отпуск для практически всех категорий работающего населения с достаточно щедрой оплатой в этот период, много детсадов и яслей, они интенсивно используются, высокий уровень занятости матерей в рыночной экономике, высокий уровень затрат на семейную политику.
Эта модель была разобрана выше, поэтому не будем на ней останавливаться.

Кластер 4:
Модель семейной заботы — южноевропейские страны и две балтийские страны. Период отпуска по уходу за ребенком варьируется, но везде он весьма плохо оплачивается, вынуждая матерей рассчитывать на мужчину-кормильца. Учреждений по уходу за детьми недостаточно, часы их работы коротки и неудобны для работающих родителей, стоимость высока. Мало работающих матерей (даже неполное время).
Многие женщины-матери совсем не работают. Если же они работают, то только в случаях, когда вынуждены это делать для получения хоть какого-то дохода, и при условии, что у них есть какая-то семейная поддержка в виде бабушек или других родственников, которые могут сидеть с детьми.

Кластер 5:
Модель продолжительного отпуска по уходу за ребенком — Венгрия, Польша и Чехия, Литва и Финляндия. Отпуск по уходу за ребенком очень длительный, до трех лет на каждого ребенка. За исключением Финляндии, система яслей/детских садов развита мало и/или мало используется. За исключением Финляндии, мало матерей, работающих неполное рабочее время. После отпуска по уходу за детьми ухаживают другие члены семьи или частные учреждения/няни.

В Финляндии развитая система яслей и детских садов, а в остальных странах она не развита или мало используется

В различных исследованиях просчитано, что средний по продолжительности отпуск по уходу за ребенком лучше всего влияет на рождаемость. Если отпуск очень маленький и женщина сидит в этом отпуске недолго, она почти не теряет квалификацию. Она выходит на свое прежнее или аналогичное ему рабочее место. Оптимальным считается отпуск, не превышающий год. В то же время, если отпуск слишком короткий, родителям в первые месяцы жизни ребенка чрезмерно тяжело, и увеличивается число женщин и мужчин, предпочитающих бездетность.

Рождаемость и поддержка государства
Если рассматривать европейские страны, то наиболее высокая рождаемость наблюдается во Франции и в Скандинавии, то есть в тех странах, где существуют модели гендерного равенства и ясли с раннего возраста. Просто эти ясли стараются делать достаточно качественными. Во Франции, в отличие от той же Швеции, все-таки есть выбор: можно туда отдавать ребенка, можно не отдавать. В любом случае мать будет поддержана, что бы она ни выбрала. С другой стороны, например, в Скандинавии, в Швеции есть даже обязательный отпуск для отцов. Можно его не брать, но это отпуск, когда отец сидит с ребенком один, а не вместе с матерью. Если его не брать, общий период отпуска по уходу за ребенком будет на эти 2 недели меньше. Если же отец берет такой отпуск, ребенок просто немного дольше будет дома, а не в яслях.

В целях увеличения рождаемости иногда платятся премии, аналогичные введенному в России материнскому капиталу. Здесь наиболее интересен пример Австралии, где есть беби-бонус, который выплачивается сразу после рождения ребенка. В России же правительство людям не вполне доверяет и выдает «живые» деньги только через 3 года после рождения. Также родителей мотивируют различными детскими пособиями, родительскими отпусками, субсидиями на оплату и уход за ребенком в яслях и детских садах, снижением налогов, субсидиями на жилье, гибким графиком работы (например, одно и то же рабочее место могут делить несколько матерей или муж и жена). Не менее важны и кампании по усилению равенства в области ухода за детьми и их воспитания, чтобы больше такой работы выполнялось мужьями. Большая часть стран, которые все это делают, находится в Европе

Обобщая опыт зарубежной семейной политики, можно сказать, что, если государство действительно заинтересовано в повышении рождаемости, то необходимо учитывать несколько факторов. Отпуск по уходу за ребенком не надо стремиться делать слишком большим; нельзя закрывать ясли, необходимо выплачивать пособия, причем, в том числе, доплачивать и на детей старших возрастов, особенно в школьном возрасте. Главное, надо дать людям возможность работать и зарабатывать, создавая режим благоприятствования тому, чтобы в семье работали все, — так называемое общество работающих взрослых. Рождаемость требует финансирования и гендерного равенства.

Данные о предоставлении отпусков и пособий матерям разных стран

Семейная политика, мировой опыт


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Внимание!

Закрыть