Вход на сайт

Регистрация

или

register
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Воспитание

Балет «Золушка 6+». Недетская сказка

Юлия Воробьева
Подписаться 5
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
Балет «Золушка 6+». Недетская сказка

Золушка – Диана Вишнева в сцене из балета
Источник фото: mariinsky.ru

Предисловие

Начну с того, что этого материала не было бы вообще, если бы на данную постановку возрастной ценз был что-то вроде 12+. Но он 6+. На сайте театра балет числится в разделе «Детям».

Золушка уже не та

Перепало мне тут 2 билета на «Золушку» в Мариинский-2 в постановке Алексея Ратманского. Признаюсь, грешна, к встрече с прекрасным я особо не готовилась. Ну «Золушка» и «Золушка» – чего мы там не видели? Но, как оказалось, с тех пор, как я смотрела ее в своем детстве, утекло очень много воды…

Балет «Золушка 6+». Недетская сказка

Сцена из балета. Времена года
Источник фото: mariinsky.ru

Воскресенье. Утренний сеанс на 12:00. Каждый третий – с ребенком. Преимущественно это девочки в нарядных платьях, туфельках, с бантиками – в общем, все такие маленькие принцессы. Очевидно, что для многих из них это первое знакомство с балетом. Много бабушек и дедушек, которым поручили провести выходной с внуками. Три звонка, все расселись, свет погас, увертюра, занавес поднялся... Минималистичные декорации, современные костюмы… Уже тут стало понятно, что я попала куда-то не туда.

Ко второму действию после чашки кофе и разговора со своей внутренней «бабушкой» меня немного отпустило. «Бабушка» приумолкла, когда я объяснила ей, что это ВЗРОСЛАЯ современная интерпретация балета и относиться к ней следует соответствующим образом.

Все первое действие я пребывала в состоянии тотального когнитивного диссонанса. Какие-то адские пляски в чулках. Естественно, с задиранием ног и оголением причинного места. Слава богу, в трусах. И на том спасибо. Учитель и Учительница танцев какие-то субкультурные персонажи вульгарного вида. Учительница упивается вусмерть так, что Учитель вынужден тащить ее волоком со сцены. В общем, сцены, достойные ночного клуба. Честно сказать, я была под таким впечатлением, что оценить хореографию мне не удалось вовсе. Ладно, я не такой знаток, чтобы что-то там оценивать, но насладиться ею я точно не смогла. В какой-то момент я даже полезла в телефон, чтобы проверить возрастной ценз на данную постановку. К моему удивлению, он оказался 6+. И все происходящее никак не укладывалось в моей голове.

Балет «Золушка 6+». Недетская сказка

Золушка – Кристина Шапран
Источник фото: mariinsky.ru

Ко второму действию после чашки кофе и разговора со своей внутренней «бабушкой» меня немного отпустило. «Бабушка» приумолкла, когда я объяснила ей, что это ВЗРОСЛАЯ современная интерпретация балета и относиться к ней следует соответствующим образом. Честно говоря, дальше и правда было полегче. «Но при чем тут дети?» – не унималась «бабушка».

Высокое искусство и дети

В этом-то и вся соль. Какие ассоциации возникают при упоминании сказки «Золушка»? Собственно, сама Золушка, Принц, тыква, карета, кучеры, бал (= пышные платья), часы, туфелька, парадная лестница, Фея-крестная… Так вот, почти ничего из перечисленного там не было. Прием, вполне себе свойственный для современного искусства. То ли мальчик, то ли девочка – думайте сами, тренируйте воображение.

Бал был. Но было ощущение, что это какое-то Чикаго 30-х годов. Позже в «Коммерсанте» прочитала, что «придворный бал загримирован под танцы в московском ресторане "Националь" середины 1930-х». Часы были, но это громадная круглая конструкция без циферблата и стрелок. Туфелька блеснула мельком. Лестница была простой, символичной. Феи времен года – мужского пола и панковатого вида. Фея-крестная: фея была, крестной не было. Вместо нее режиссером был использован образ городской нищенки. Тыквы, кареты, роскошных дворцовых интерьеров, пышных платьев не было вовсе. Все это, как говорится, why not? Но при чем тут дети?

Некоторое время назад старая добрая Синдерелла просто перестала выполнять план по кассе. Искушенный зритель наелся исторических костюмов и помпезных декораций. Нужно было что-то новое и свежее. Если в двух словах, так и появилась «Золушка» Ратманского.

О, да простят меня заядлые искушенные ценители прекрасного, которым все эти кринолины на фоне архаичных декораций уже поперек горла. Но, господа, именно эту сказку рассчитывают показать своим маленьким детям обычные среднестатистические родители. А не вот это вот все.

Как так получилось?

После увиденного я пошла изучать историю вопроса. Когда же я пропустила тот момент, что Золушка вдруг перестала быть такой, какой мы ее помним? Все оказалось, как всегда, просто и банально. Некоторое время назад старая добрая Синдерелла просто перестала выполнять план по кассе. Искушенный зритель наелся исторических костюмов и помпезных декораций. Нужно было что-то новое и свежее. Если в двух словах, так и появилась «Золушка» Ратманского.

На официальном сайте театра режиссерский замысел описан следующим образом: «Оставив прошлому карамельно-сладкие детские сказки «о праве на счастье каждого, кто имеет доброе сердце», он поместил свою героиню во вневременную, но с приметами сегодняшнего дня среду, где чудеса вершат не прекрасные феи, а деловитая старушка-нищенка с сеткой апельсинов и свита задиристых панков».

Балет «Золушка 6+». Недетская сказка

Худышка – Маргарита Фролова, Мачеха – Екатерина Кондаурова, Кубышка – Екатерина Иванникова
Источник фото: mariinsky.ru

Мораль

Девиз нашего времени: «Правила созданы, чтобы их нарушать!». Да, нарушать правила – это модно. Это тренд. И если вы заядлый искушенный театрал, пересмотревший все мыслимые и немыслимые постановки, то от классической версии «Щелкунчика» вас, по понятным причинам, будет уже подташнивать, а душа будет просить новизны. И ничего в этом предосудительного нет. Это нормально. Создавать новые произведения на базе старых в авторской обработке – это нормально. Более того, это здорово.

Но любой профессионал в любой сфере скажет вам, что для того, чтобы нарушать правила, нужно сначала выучить как следует эти правила, отработать их, построить прочный фундамент и только после этого, пожалуйста, нарушай себе сколько влезет.

Нельзя вот так с бухты-барахты подвести ребенка к «Черному квадрату» Малевича и сказать: «Смотри, малыш. Вот это шедевр мирового уровня, вот оно, настоящее искусство!».

И я сейчас ни в коем случае не посягаю на профессионализм постановщика Алексея Ратманского. Кто я такая, чтобы судить о его мастерстве? Но эта же формула действует и в отношении восприятия информации. Чтобы быть в состоянии переваривать вот такой модный перформанс, нужно иметь фундаментальные знания, знать первоисточник и ориентироваться в культурном контексте.

Нельзя сначала научить ребенка считать и читать, а потом – завязывать шнурки. Нельзя ему сначала рассказать, что жизнь – боль и чудес не бывает, а потом – предложить написать ему письмо Деду Морозу. Нельзя сначала читать ему Пелевина, а потом  – «Теремок» с «Репкой». Нельзя вот так с бухты-барахты подвести ребенка к «Черному квадрату» Малевича и сказать: «Смотри, малыш. Вот это шедевр мирового уровня, вот оно, настоящее искусство!».

Для всего этого человек должен быть подготовленным. Чтобы трактовать супрематизм Малевича, неплохо бы вначале познакомиться с его ранним творчеством, которое исполнено в абсолютно реалистичном стиле. Чтобы оценить и понять кубизм Пикассо, взгляните на его ранние работы. Прежде чем создать новое художественное направление, он в совершенстве овладел академическим искусством. Чтобы смотреть фильм в переводе Гоблина, недурно вначале посмотреть его в оригинальной озвучке. Чтобы оценить вот такую «Золушку» Ратманского, понять интеллектуальный замысел режиссера, разглядеть скрытый подтекст и проникнуться условными образами, нужно сначала не просто посмотреть балет в классической постановке, но и накопить определенный культурный опыт, который к 6 годам получить априори невозможно. Невозможно начинать свое знакомство с балетом, перейдя сразу к высоким материям, минуя обязательную культурную программу.

Балет «Золушка 6+». Недетская сказка

Для сравнения - фотографии к опере "Золушка" (6+), поставленной в стилистике знаменитого советского фильма. Михайловский театр, Санкт-Петербург.
Источник фото: mikhailovsky.ru

И напоследок…

Можете считать меня сторонницей Милонова, но я искренне убеждена, что подобные авторские интерпретации – не для детских глаз. И по каким соображениям ведущий театр страны определил этой постановке возрастной ценз 6+, мне совершенно непонятно. А еще такие постановки неплохо бы сопровождать какой-нибудь доступной простому смертному маркировкой из разряда «Современная постановка». Это было бы очень честно по отношению к зрителю. Ибо большинство среднестатистических бабушек и родителей, покупая билет на «Золушку», даже и представить не могут, какой неоднозначный перформанс их может ожидать.

Балет «Золушка 6+». Недетская сказка

Для сравнения - фотографии к опере "Золушка" (6+), поставленной в стилистике знаменитого советского фильма. Михайловский театр, Санкт-Петербург.
Источник фото: mikhailovsky.ru


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи

Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте

Самые свежие новости из жизни города и не только

Интерсные статьи читайте на Аист

Внимание!

Закрыть