Проблема
В свое время, еще на заре перестройки, в школах ввели один странный предмет – этику и психологию семейной жизни. Предполагалось, видимо, что данная наука должна обучить старшеклассников всем премудростям построения ячейки нашего советского общества. Однако, поскольку к этому времени советские семейные ценности уже сильно пошатнулись, а другие им на смену еще не пришли, никто толком не знал, что, собственно, преподавать.
Более того, не знали и кто должен преподавать. Профессиональных специалистов практически не было, так что учить жизни подвязывались и физрук, и трудовик, и директор школы. А поскольку личный жизненный опыт годился лишь для того, чтобы направить детей на путь неудач, отчаяния и скуки, то в основном все просто зачитывали какие-то материалы, спущенные сверху. Дети их, конечно, не слушали, все были заняты своими делами. И лишь одна тема приковывала всеобщее внимание – СЕКС! Есть подозрения, что ради этого весь сыр-бор и затевался. Нужно было внушить ребенку мысли, что беспорядочные половые связи – это плохо, что есть такая прекрасная вещь, как контрацепция, и, что самое главное, СПИД не спит. В частности, говорилось о том, что половая жизнь в юном возрасте ведет к нежелательной беременности, аборту, венерическим заболеваниям, ранней импотенции и даже преждевременной кончине. Прошло без малого 30 лет, но и сейчас на официальных сайтах различных государственных медицинских учреждений можно прочитать о том, что оптимальный возраст для вступления в половую жизнь – 19–20 лет у девушки и 22–24 года – у юноши. Так ли это на самом деле и что делать с ранними половыми связями, мы расспросили доктора психологических наук, ректора Восточно-Европейского института психоанализа Михаила Решетникова.
Интервью с Михаилом Решетниковым
Михаил Решетников: Думаю, мои коллеги выкатят на меня тяжелую артиллерию, но я придерживаюсь такой точки зрения: как только у молодой девушки появились месячные – она готова к зачатию. Это происходит во всей природе, а к природе нельзя предъявлять претензий. У кого-то это случается в 11–12 лет, у кого-то в 8. Но, если оставить физиологию, то социально они к супружеской и материнской роли еще не готовы. Они не получили нужного образования, они не адаптированы в обществе, они не имеют средств к собственному существованию.
«Аист на крыше»: А как появляется это понимание, что пора?
Михаил Решетников: Дети вступают в половую жизнь ради интереса. Готовность идет изнутри. Это не значит, что молодому человеку сказали пойти и заняться сексом. У него просто появляется потребность. Если функция сформирована, то она нуждается в реализации. Раньше ведь как было: школа для девочек, школа для мальчиков, спальни для девочек, спальни для мальчиков, встречи в присутствии родителей или воспитателей. Сейчас ничего этого нет, поэтому функция легко реализуется.
«Аист на крыше»: Как общество должно реагировать на ранние половые связи?
Михаил Решетников: Считается, в том числе и законом, что к 16 годам человек достиг определенной степени сексуальной и социальной взрослости, хотя я считаю, что социально человек взрослеет медленно. Он формируется как личность к окончанию юности. А юность у нас заканчивается в 25 лет.
Однако практика показывает, что примерно до 80% детей вступают в сексуальную жизнь в 14–15 лет. Есть тенденции, которые можно фиксировать, но противостоять которым невозможно. Особенно в нашу информационную эпоху, которая подстегивает к сексуальному поведению и вообще сексуализирует нашу жизнь. Эта тенденция начала активно проявляться начиная с 80-х годов и постепенно нарастает. Понятие, которое существовало в XIX веке и первой половине ХХ-го, о какой-то особенной ценности девственности уже полностью утрачено.
Сегодня молодые цитируют древние латинские изречения: «Целомудренна та, которую никто не пожелал». А могут вспомнить и Евгения Онегина:
«Да как же ты венчалась, няня?»
– Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
«Аист на крыше»: Некоторые ученые пугают венерическими заболеваниями, ранней импотенцией и прочими напастями…
Михаил Решетников: Венерические заболевания во взрослой популяции гораздо сильнее распространяются, чем в юношеской.
А что касается преждевременных расстройств, то я как-то ознакомился с одним серьезным исследованием, проведенным в Германии. Ученые пришли к выводу, что чем раньше начинается сексуальная жизнь, тем протяженнее она будет. Но тут важна еще регулярность, значение которой возрастает в зрелом и пожилом возрасте.
«Аист на крыше»: Может ли повлиять омоложение сексуальной жизни на демографическую ситуацию в стране?
Михаил Решетников: То, что риск нежелательной беременности выше в юном возрасте, – это факт. Правда, во многих случаях дело заканчивается абортом. Что же до беременности желательной, то родительство – это такой особый вид человеческой деятельности, если можно так сказать, к которому нужно быть готовым и созреть для него. Строго говоря, все являются экспериментальными родителями, потому что учатся чему угодно: философии, истории, праву, математике, медицине, но никого не учат, как стать родителем. Поэтому все здесь происходит методом проб и ошибок. Общаясь с пациентами на протяжении последних 30 лет, я вижу, что люди стали дозревать до осознанного отношения к своей репродуктивной функции достаточно поздно. Женщины, исходя из медицинских правил, стараются, чтобы не быть старородящими, отодвигать возраст первого зачатия до 25 лет. Мужчины, учитывая большую свободу сексуальных нравов, отсутствие каких-то ограничений на внебрачную сексуальную жизнь, чаще всего задумываются о детях годам к 30, а то и к 40. По своему опыту и опыту своих коллег могу сказать, что достаточно взвешенным родителем мужчина становится годам к 40. Точно так же женщина становится родителем, которому в радость ребенок, долгожданный и желаемый, годам к 30. А до этого, если девушка рожает в 17–20, то это все проходит тяжело, утомительно, нервно, поэтому ранние браки с ранними детьми достаточно часто распадаются.
«Аист на крыше»: Влияет ли как-то вступление в раннюю половую связь на дальнейшую жизнь человека?
Михаил Решетников: Опыт показывает, что те дети, которые вступили в половую связь в раннем возрасте по собственному желанию, раньше взрослеют. Те же, кому ранняя половая связь была навязана, – это на 90% надломленные судьбы и мои клиенты.
Записал Сергей Милин, журналист.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!