Сетевые лидеры мнений
В начале мая этого года на парламентских слушаниях в Государственной Думе появилась вдруг скромная молоденькая девчушка, которую из депутатов никто до этого и не знал, вышла на трибуну и молвила: «Станьте прозрачными, делайте видео, выкладывайте. Не бойтесь показать свое человеческое лицо, свою семью. Скажите об этом своим детям. Тогда государство через некоторое время превратится из абстрактного понятия в конкретных людей».
И была то 19-летний блогер Саша Спилберг, чей назидательный тон покажется смешным лишь человеку несведущему. Ведь ее аудитория составляет более 10 миллионов подписчиков, редкий депутат похвастается таким количеством сторонников, а доходы куда как выше зарплаты думского законотворца. Таких блогеров, как она сама, Саша с высокой трибуны назвала не иначе как сетевыми лидерами мнений.
Представителям власти в этом году, похоже, было явлено откровение, что лидеры мнений – это не всегда те, о ком пишут газеты, говорят по телевизору и кто выиграл выборы, наконец. Когда в марте на акции протеста в почти сотне российских городов вышли десятки тысяч молодых людей, многие из которых были просто детьми, стало понятно, что жизнь в виртуальном пространстве куда более реальна, чем считалась до сих пор. Организовать и мотивировать всю эту толпу недовольных удалось не с помощью официальных СМИ, а через социальные сети и благодаря таким вот лидерам мнений. Опять-таки телевидение ничего не сказало об этих акциях, зато только на одном канале Ютьюба более 130 тысяч человек в прямом эфире следили за протестными выступлениями.
От горшка два поста
Кстати, сама Саша Спилберг, возможно, и не имеет никакого отношения к прошедшим акциям протеста. Ее блоги лишены всякого политического контекста. В них она то поет, то татушки себе наносит, то джинсы разукрашивает, то елку наряжает. Короче, рассказывает о том, чем, собственно, наполнена жизнь девушки-подростка.
Подростковый блогерский контент – он, как правило, вообще не является чем-то выдающимся: кто-то комментирует все, что с ним происходит, кто-то высказывается на злобу дня, одни делятся кулинарными рецептами, другие демонстрируют упражнения для похудения, есть геймеры, которые выкладывают свои виртуальные победы, а есть школоблогеры – вещающие за учебу.
Возраст блогера ничем не ограничен. Сама Саша Спилберг начала делать ролики для Ютьюба в 12 лет, однако существуют звезды Всемирной паутины, которые сделали свои первые виртуальные шаги, только-только отсоединившись от горшка.
К примеру, Эван Тьюб начал карьеру в 4 года, рассказывая о детских игрушках. Сейчас ему уже 11, аудитория составляет более 5 миллионов подписчиков, а в месяц он зарабатывает свыше 1 миллиона долларов.
Конечно, в столь юном возрасте дети, как правило, не могут самостоятельно завести свой блог в Сети или канал на Ютьюбе. Тому же Эвану помогает его отец – специалист по кинопроизводству. Собственно, он дает идеи, пишет сценарии, монтирует и продвигает ролики звездного малыша.
Такая же ситуация и у Саши Спилберг. Путевку в виртуальную жизнь дал ей папа-журналист Александр Балковский, который сейчас является ее официальным менеджером. По его словам, он занят исключительно деловой частью проекта еще с тех времен, когда Саша, как несовершеннолетняя, не могла самостоятельно вести бизнес и платить налоги.
О том, что блогерство может быть очень прибыльным бизнесом, понятно уже всем. И главная цель многих блогеров – собрать достаточно большую аудиторию и за счет рекламы превратить лайки в денежные знаки. В России это занятие еще не так доходно, как на Западе, но и у нас топ-блогеры не бедствуют. В миллионеры Саша Спилберг выбилась еще ребенком, а сейчас зарабатывает по несколько миллионов рублей в месяц.
Новые властители дум
В прежние времена властителями дум мы называли философов, писателей, поэтов, позже к ним добавились рок-звезды. А сегодня к этой компании присоединяются и блогеры. И не важно, сколько им лет и что они несут со своих Ютьюб-каналов. Назвать это разумным, добрым, вечным не всегда получается, но их смотрят, читают и слушают миллионы человек. И если крупные компании размещают в их блогах свою рекламу – значит, влияние на свою аудиторию они оказывают значительное.
А что такое иметь в подписчиках 10 миллионов человек? Это значит влиять на чувства, настроения и стремления такого количества людей, которое можно сравнить с населением Москвы. И это только у одного блогера. Поэтому не удивительно, что российский парламент заинтересовался, как выразилась Саша Спилберг, сетевыми лидерами мнений.
По информации СМИ, уже в ближайшее время в Москве может состояться первое заседание совета блогеров при Государственной Думе.