Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Полезные советы

Босоногое детство Петра

Автор
Марианна Баконина
Марианна Баконина
Кандидат политических наук, тележурналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
8 сентября 17 в 00:00
Босоногое детство Петра

Источник фото: 

https://www.shutterstock.com/

Самый необычный русский царь получил самое странное и совсем не царское воспитание. Петра Великого почти не учили, зато позволяли развивать его природные наклонности, причем с царственным размахом. А сам он научился учиться везде и всегда. Это доказывает, насколько верны и действенны современные концепции воспитания и образования, предусматривающие развитие природных наклонностей ребенка без принуждения и насилия.

Первый российский император Петр I родился в ночь на 30 мая 1672 года в Теремном дворце московского Кремля. Он стал четырнадцатым ребенком царя Алексея Михайловича и первенцем царицы Натальи Кирилловны из рода Нарышкиных. Овдовевший царь в 40 лет женился на молоденькой. У него уже было два подросших сына, Федор и Иоанн, поэтому наследником новорожденного никто не считал, зато его очень любили и баловали.

Играем в войну, а не учимся

Младенец, в отличие от старших сыновей Алексея Михайловича, с рождения был «возрастен и красен и крепок телом». К новорожденному были приставлены мамки и няньки, но и Наталья Кирилловна и отец много нянькались с сыном, которого называли «свет-Петрушенька». Малыша развлекали погремушками, гуслями и цимбальцами, а он тянулся к солдатикам, конькам и пушечкам. 

 Когда Петру исполнилось три года, отец подарил ему детское ружьецо и сабельку, чему мальчик был очень рад. Его сызмальства тянуло на военные игрушки.

Когда Петру исполнилось три года, отец подарил ему детское ружьецо и сабельку, чему мальчик был очень рад. Его сызмальства тянуло на военные игрушки. По расходным дворцовым книгам видно, что для Петра в придворных мастерских и на рынках мастерили луки, деревянные ружья и пистолеты, барабаны и игрушечные знамена. Этим оружием царевич вооружал потешных ребяток, своих сверстников из семей придворной знати, которые по обычаю окружали малолетних царевичей. Царь Алексей умер, когда Петру не исполнилось и четырех лет. Семейство второй супруги царя немедленно попало в опалу. Хотя взошедший на престол Федор, единокровный брат и крестный отец царевича, любил его, но он был не в силах противостоять клану Милославских, стремившихся избавиться от второй семьи покойного царя. Петр рос вдали от Кремля, в селе Преображенском. Фактически в ссылке.

Петра учили понемногу

Первый учитель Петра, Никита Моисеевич Зотов, был определен к нему царем Федором, когда мальчику исполнилось пять лет. Именно в пять лет начинали обучать московских царевичей. Курс учения начинался азбукой, продолжался чтением и изучением Часослова, Псалтиря, Апостольских деяний и Евангелия. Обучать письму начинали много позже. Петр начал учиться письму только в восемь лет. Впрочем, за уроками чистописания он не засиживался и всю жизнь писал корявым почерком и с ошибками. Кроме письма, чтения и зачатков арифметики его ничему не учили.

 Петр начал учиться письму только в восемь лет. Впрочем, за уроками чистописания он не засиживался и всю жизнь писал корявым почерком и с ошибками. Кроме письма, чтения и зачатков арифметики его ничему не учили.

Но зато Зотов охотно позволял мальчику разглядывать иллюстрации, привозимые в Москву из-за границы и известные под именем потешных фряжских или немецких листов. Цветные картинки с батальными сценами или величественными церемониями будили фантазию мальчика. В сущности, его обучили только грамоте, прочие знания он получил случайно, в ходе игр, походов в кузницу или столярную мастерскую, визитов в Немецкую слободу. Но больше всего мальчика занимало военное и морское дело.

Проказы и бои вместо манер

Царь Федор умер, не оставив наследников, и после короткой, но ожесточенной придворной склоки на трон возвели сразу двух царей – пятнадцатилетнего Ивана и десятилетнего Петра. В Кремле по сию пору хранится «двойной трон», специально изготовленный для такого «двоецарствия». Но реально правила их старшая сестра Софья.

Тут уже дядьке Зотову вменили в обязанность воспитывать у царя величавость и статность. Но тот даже не пытался заставлять бойкого, подвижного ребенка по многу часов восседать с прямой спиной на стуле, чтобы выработать привычку к трону. Царственному отроку дозволялось лазать по чердакам и заборам, играть и драться с дворянскими и стрелецкими детьми.

Когда Петру исполнилось одиннадцать лет, в Преображенском шла уже большая военная игра. Из сверстников юный царь сформировал потешные полки. Для их обучения из Немецкой слободы пригласили наставников, знакомых с европейскими представлениями о тактике и стратегии. На Яузе построили потешную крепость Плесбург – там юных солдат учили осаде и штурму крепостей строго по науке, а также арифметике с геометрией и черчению. 

 Из сверстников юный царь сформировал потешные полки. Для их обучения из Немецкой слободы пригласили наставников, знакомых с европейскими представлениями о тактике и стратегии. На Яузе построили потешную крепость Плесбург – там юных солдат учили осаде и штурму крепостей строго по науке, а также арифметике с геометрией и черчению.

Петра и его потешных также обучали артиллерийской науке. Правда, чтобы мальчишки-солдаты не покалечили друг друга, стреляли не настоящими ядрами, а пареными репами. Но травм все равно избежать не удавалось, и матери боялись отпускать сыновей для участия в царских играх. Однако против воли царя не пойдешь.

На Яузе появились потешные суда: большой шняк и струг с лодками. Потом в амбаре царь нашел заброшенный английский ботик. Кораблик отремонтировали, вооружили и оснастили. Это был первый похожий на настоящий корабль, которому было тесно на Яузе, и его перевезли в Переславль-Залесский, к Плещееву озеру. Вскоре там была построена уже настоящая верфь. А потешные полки тоже превратились в настоящие – Преображенский и Семеновский, первые регулярные и обученные на европейский манер части российской армии. Так царь перешел от игр к делам.

В сущности, образование и воспитание Петра заключалось в том, что ему не мешали играть и учиться тому, что действительно нравится и интересует.

Так в игре он научился всегда и везде учиться и превратился в будущего победителя шведов под Полтавой и отца-основателя армии и флота России. А его заветный ботик стал дедушкой русского флота и хранится в музее на берегах Невы в построенной Петром новой столице.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть