Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Здоровье

Как мы лечили желтушку дома, и почему это надо сделать в роддоме

Автор
Юлия Воробьева
Юлия Воробьева
Журналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
17 сентября 20 в 10:00
Как мы лечили желтушку дома, и почему это надо сделать в роддоме

Источник фото: Марина Вельможко / Pixabay

О младенческой желтушке я слышала и до рождения своего ребенка. Обычно о ней отзываются в духе «ерунда, само пройдет». Примерно так же на вопрос «Почему мой ребенок желтый?» ответила роддомовский неонатолог. После такого ответа я, будучи новобранцем на материнском поприще, спокойно отправилась отбывать оставшиеся дни на послеродовом. Тем временем моя розовощекая от рождения дочь стремительно приобретала неприятно-желтоватый оттенок кожи. 

Энциклопедическая справка

Сама по себе желтушка не является болезнью. Это довольно распространенный симптом (вероятность развития 50-60% у доношенных младенцев, 80-90% – у родившихся раньше срока), который свидетельствует о том, что нарушен процесс нейтрализации билирубина, токсичного для организма. У новорожденных происходит распад большого количества фетального гемоглобина, в результате чего в кровь поступает повышенный объем билирубина. При этом печеночные ферменты, призванные выводить его из организма естественным образом, еще не созрели, чтобы справиться с таким объемом этого вещества. Таким образом, уровень билирубина растет, о чем свидетельствует пожелтение кожи.

Физиологическая желтушка не опасна, но если показатели билирубина значительно превышают нормативные значения, то необходимо лечение. К тому же самостоятельно отличить физиологическую форму от патологической невозможно, поэтому необходимо обращаться к врачу. Если запустить физиологическую желтушку, то и она может принять довольно тяжелую форму.

Как мы выясняли масштаб бедствия

На следующий день после выписки нас, как и положено, посетила участковый педиатр, которая чуть ли не с порога воскликнула: «О боже! У вас желтушка!» На что я по примеру роддомовского врача пренебрежительно ответила: «Ну это же у многих так бывает...» «У многих, конечно. Но посмотрите, она у вас вся желтая! Срочно на анализы».

На мой вопрос, почему бы не взять кровь из пятки, как это практикуют в роддоме, я получила потрясающий ответ: «Мы так не умеем».

И дальше началось. Не скажу, конечно, что начался ад – это, безусловно, ничто по сравнению с другими проблемами. Но хочется спросить: «Какого фига? Если все можно было решить за пару дней прямо в роддоме!»

Итак, если в роддоме никто не соизволил заняться этим вопросом, дальнейшее лечение происходит в домашних условиях, если, конечно, состояние крохи не является критическим. Перво-наперво назначают суспензию «Урсофальк», которая продается только в крайне внушительной таре – такого объема новорожденному не освоить и за год непрерывной терапии. Отдать за это придется больше 1000 рублей. Но это самое простое.

Далее, чтобы определить схему лечения, необходимо сдать кровь на билирубин. А чтобы сдать кровь по ОМС, надо прийти в поликлинику своими ножками вместе с новорожденным свертком. В нашем случае дело было посреди морозного января. Пришли мы, все сдали, а на следующий день мне позвонили из поликлиники и сообщили, что кровь оказалась довольно густой и в процессе транспортировки свернулась. Пришлось идти заново. История повторилась. Мало того, что эти манипуляции с недельным свертком доставляли мне определенный дискомфорт, главное – чем дольше тянулась вся эта эпопея с кровью, тем больше прогрессировала желтушка, степень которой нам была неизвестна.

Как мы лечили желтушку дома, и почему это надо сделать в роддоме

Фото из личного архива автора

К слову сказать, кровь берут капиллярную – медсестра упорно ковыряла в тонюсеньком пальчике, из которого априори почти ничего невозможно выдавить. На мой вопрос, почему бы не взять кровь из пятки, как это практикуют в роддоме, я получила потрясающий ответ: «Мы так не умеем». Как выяснилось позднее, это вообще фигура высшего пилотажа в области сестринских навыков. На третий раз я уже не стала идти в поликлинику, а обратилась в частную лабораторию, намереваясь вызвать бригаду на дом. Как оказалось, и там выездные сотрудники лишены этого великого дара. Взять кровь из пятки могут только непосредственно в центре, да и то только по некоторым адресам, где, видимо, работают медсестры-самураи. В общем, мы, наконец, не только сдали кровь, но и даже получили результаты, глядя на которые педиатр схватилась за голову и сказала: «Срочно нужна лампа!». Наши показатели серьезно превышали норму.

Стоит фотолампа в районе 100 тысяч рублей, поэтому наиболее оптимальный вариант – брать напрокат. На вопрос «Где ее брать?» в поликлинике ответили «Не знаем».

Как мы лечились

Что такое лампа, я на тот момент вообще не представляла. Думала, это какая-то компактная штука с синей лампочкой, как в нашем детстве – типа посветил 5 минут, и готово. Но все оказалось сложнее. Желтушку лечат специальными фотолампами. Под воздействием световой волны билирубин переходит в свою нетоксичную растворимую в воде форму и выводится из организма естественным путем.

Такое светолечение считается эффективным, абсолютно безопасным, и, как говорится в инструкции, сие мероприятие не доставляет ребенку никакого дискомфорта. Может, ему оно, конечно, и не доставляет никаких неудобств, зато его маме – сколько угодно.

Стоит эта лампа в районе 100 тысяч рублей, поэтому наиболее оптимальный вариант – брать напрокат. На вопрос «Где ее брать?» в поликлинике ответили «Не знаем». В процессе поиска выяснилось, что вариантов на весь город-миллионник, прямо скажем, немного, совсем немного. В результате лампу мы все-таки нашли и заказали. Ее нам доставил приветливый мужчина, компетенция которого, слава богу, значительно выходила за рамки курьерских обязанностей. Он привез с собой две принципиально разные модели и продемонстрировал каждую из них в действии. Первая – это массивный аппарат на одной ноге с большой лампой, напоминающий солярий. Вторая – портативная ванночка.

По инструкции под лампой надо проводить хотя бы часов 7-10 в сутки. Учитывая посуточную аренду аппарата (от 600 рублей в сутки), интенсивность его использования напрямую влияет не только на скорость выздоровления, но и на бюджет сего мероприятия. Плюс необходимо оставить залог – нам он обошелся в 5000 рублей.

Все вышеперечисленные манипуляции с ребенком в роддоме упрощаются еще и за счет того, что в самые первые дни своей жизни он спит, как пожарный.

Теперь о том, как все это работает. «Практически безопасно» – это громко сказано. Дело в том, что свет от лампы категорически не должен попадать на глаза и паховую область. Исходя из этих соображений я выбрала ванночку – в ней облучение происходит только со спины, что более безопасно для глаз. Но и эффективность от нее была меньше ввиду более скромных технических характеристик и ограниченной области воздействия. К ванночке прилагается специальный спальный мешок, который не позволяет малышу выпасть из этой самой ванночки. В общем, моя двухнедельная дочь кое-как пролежала в этой пластиковой конструкции пару дней. После этого мы снова вызвали мужчину с лампами, который обменял нашу ванночку на ту самую одноногую громадину.

Как мы лечили желтушку дома, и почему это надо сделать в роддоме

Фото из личного архива автора

Эта лампа была мощнее и могла покрыть светом бОльшую площадь. Но с этим аппаратом возникала проблема с глазами, точнее, с их защитой. На этот случай я еще приобрела в придачу «супер-очки» за 500 рублей. По сути, это просто черная повязка (читай выброшенные деньги) из нетканого материала, которая плотно прилегает к лицу. Но проблема в том, что почти каждый первый ребенок напрочь отрицает такую экипировку. Напомню, что лежать под лампой необходимо голеньким, поэтому как-либо ограничить хаотично-протестные движения крохи, который норовит снять с себя эту повязку, не удастся. Пришлось укладывать дочь сначала в переноску, потом аккуратно покрывать голову черной футболкой, и только после этого включать лампу. Свет от лампы довольно агрессивный и распространяется на все помещение. Через раз дочь просыпалась, и всю процедуру приходилось начинать заново с этапа «укачивание».

В моем роддоме, очевидно, решили не запариваться на эту тему и спихнуть все это дело на плечи участкового врача.

В общем, наша квартира превратилась в перманентный солярий. За это время я, конечно, пересмотрела кучу сериалов, боковым зрением непрерывно наблюдая за тем, как там мое чадо. Я то и дело вскакивала, чтобы убедиться, что свет не падает на глаза, что ребенок не задохнулся под сложенной вдвое футболкой. И даже несмотря на то, что мы с утра до вечера проводили под этой лампой, в общей сложности нам удавалось набирать по 6-7 часов в сутки, чего было явно недостаточно для эффективной терапии. Так что лампой пришлось пользоваться дней 10. Бонусом лично мне прилагалась перманентная головная боль из-за постоянного синего света.

Как мы лечили желтушку дома, и почему это надо сделать в роддоме

Фото из личного архива автора

Что было бы, если бы мы все сделали в роддоме?

Все было бы примерно так же, но гораздо проще и быстрее. Чем раньше диагностировать желтушку и начать терапию, тем быстрее и лучше она подействует. Во-первых, в роддоме умеют брать кровь из той самой пятки, что ускоряет процесс диагностики. Во-вторых, организовать такой солярий в роддоме намного проще – для этого там созданы все условия, включая наличие медперсонала, который в курсе, как это работает, и в случае чего всегда может подкорректировать положение малыша, помочь с его укладыванием и проконсультировать по всем вопросам, включая глупые. Ворчание, недовольство и закатывание глаз медсестер-бюджетниц нейтрализуется плиткой хорошего шоколада или коробочкой конфет. Все вышеперечисленные манипуляции с ребенком в роддоме упрощаются еще и за счет того, что в самые первые дни своей жизни он спит, как пожарный. А вот двух- или трехнедельный малыш, конечно, не прочь поспать подольше, но уже гораздо более чувствителен к таким внешним раздражителям. В-третьих, в обычном роддоме такая процедура проводится безвозмездно, то есть даром.

Таким образом, вы получаете видимый эффект буквально за пару дней, в отличие от домашних мучений. По крайней мере, именно так происходило у многих моих знакомых и мамочек с площадки, с которыми мне удалось обсудить этот вопрос. Просто в моем роддоме, очевидно, решили не запариваться на эту тему и спихнуть все это дело на плечи участкового врача.

Так что, если на третьи сутки вы заметили желтоватый оттенок на коже вашего крохи, рекомендую добиться от медперсонала какой-то вменяемой реакции. Даже если они откажут вам в стационарном светолечении, потребуйте результаты анализов. В роддоме в обязательном порядке несколько раз берут кровь на билирубин. А вот на руки по умолчанию выдают выписку весьма скудного содержания. Так вы хотя бы не будете тратить кучу времени на диагностику, а передадите все это сразу своему участковому педиатру, чтобы тот назначил вам терапию. 


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть