Мамы и папы всегда беспокоятся о безопасности своего ребенка, и это нормально - ведь в этом и есть родительская ответственность. Но для того, чтобы повышенная тревога за ребенка не портила жизнь вам и вашей крохе, важно осознанно готовить его к встрече с опасностями, которые в жизни всегда были, есть и будут. О том, как это делать правильно и продуктивно, proaist.ru рассказала перинатальный и семейный психолог Центра традиционного акушерства Оксана Брежнева.
Чтобы оградить ребенка от возможных опасностей, взрослые должны:
• научить ребенка обращаться с опасными предметами, инструментами и веществами;
• рассказывать об опасностях, с которыми он может встретиться;
• научить быть ловким и сообразительным, чтобы легко выходить из опасных ситуаций;
• научить ребенка чувствовать уровень своих возможностей и границы допустимого риска.
Пока малыш еще совсем не самостоятелен, но уже достаточно активен, чтобы заинтересоваться ножницами, розетками и плитой, задача родителей познакомить его с качествами этих предметов. Для этого, под контролем взрослых, можно давать ребенку возможность почувствовать остроту иглы или дискомфорт от прикосновения к горячему чайнику. Так сказать, получить свой собственный практический опыт, подкрепленный комментариями родителей о том, что это опасно и пользоваться этим можно только вместе со взрослым. Кроме того, в форме игры можно исследовать «опасные вещи» в квартире, а потом перенести ее и на улицу.
Профилактика опасных ситуаций также заключается в разговорах с ребенком. Рассказывайте ему, почему не стоит подходить к двери, если он остался дома один, и к чему могут привести разговоры на улице с незнакомыми людьми. Поиграйте с ребенком, иммитируя подобные ситуации, придумывая различный варианты уговоров пойти с «чужим дядей/тетей», и дайте возможность малышу приобрести этот навык в игровой форме, чтобы при необходимости он мог им воспользоваться.
Как можно раньше научите ребенка произносить свои имя и фамилию, а также имена родителей. Постарайтесь, чтобы он выучил домашний адрес или номер телефона (а лучше и то, и другое). Рассказывайте, как нужно себя вести, если он вдруг потеряется в большом магазине, к кому подходить и что говорить. Научите своего малыша просить о помощи, придумывайте игры на эту тему и тренируйте навык. Все, чему обучается ребёнок в процессе игры, дается ему легче и быстрее.
Объясняйте детям, в каких ситуациях следует громко кричать и звать на помощь, чтобы избежать опасности, а в каких следует быстро убегать, поясняя , что это мера необходимости, а не трусость.
Говорите с ребенком на простом языке, рассказывайте о возможных опасностях и о том, как следует себя вести, но не запугивайте и не перегибайте палку. Дети должны знать о реалиях жизни и оценивая свои возможности, уметь правильно реагировать. Безопасность зависит от того, насколько сам ребенок чувствует, что допустимо в конкретной ситуации, а что нет. А основная задача взрослого - научить этому.