Самооценка – это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Начинает она формироваться в дошкольном возрасте под влиянием окружения ребенка, в первую очередь – родителей. Перинатальный психолог Оксана Брежнева рассказала proaist.ru о тонких моментах детской психологии и о том, как должны вести себя родители.
Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности – вот составляющие для формирования позитивной, адекватной самооценки у ребенка.
Если самооценка ребенка занижена, то он чаще стремится к уединению, нерешителен, обидчив. Может быть тревожен и не уверен в своих силах. Часто ожидает худшего, думает, что его обманут или обидят. При выполнении какой-либо деятельности настроен на неудачу. Также может отказываться от новых видов деятельности, не веря в свои силы и переоценивая возможности других.
Итак, что делать родителям для формирования адекватной самооценки у ребенка:
1. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за красивый рисунок, за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях.
2. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т. д. Абсолютно все дети талантливы по-своему.
3. Подбадривание – хорошая мотивация! («Ты это сможешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!» и т. д.)
4. Можно целенаправленно просить ребенка о помощи и потом похвалить за то, с чем он справился.
5. Однако НЕ НАДО хвалить ребенка за то, что достигнуто не своим трудом; за то, что не подлежит похвале: красота, здоровье и т. д.; за игрушки, вещи, одежду, случайные находки; нельзя хвалить из жалости и из желания понравиться.
6. Наказания ни в коем случае не должны вредить здоровью – ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
7. Наказание не должно быть за счет любви. Что бы не сделал ваш малыш – не лишайте его своего тепла.
8. Не отнимайте и не забирайте вещи, подаренные ребенку, даже в качестве наказания.
9. НЕЛЬЗЯ наказывать ребенка:
– когда он болеет (или плохо себя чувствует);
– когда он ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы;
– сразу после душевной или физической травмы;
– если он не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда он старается, но у него не получается;
– когда внутренние мотивы поступка нам непонятны;
– когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.
Еще одним важным фактором является самооценка самих родителей. Дети всегда берут с них пример. Если у кого-то из взрослых есть с этим проблемы, то стоит сначала разобраться в себе, а потом уже корректировать самооценку ребенка.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!