Чуть не главный в мире теоретик сказки, наш соотечественник, кстати, профессор ЛГУ Владимир Пропп удивлялся: «Общий вопрос, откуда происходит сказка, в целом не разрешен: подобно тому, как все реки текут в море, все вопросы сказочного изучения в итоге должны привести к разрешению важнейшей, до сих пор не разрешенной проблемы – сходства сказок по всему земному шару. Как объяснить сходство сказки о Царевне-лягушке в России, Германии, Франции, Индии, в Америке у краснокожих и в Новой Зеландии, причем исторического общения народов доказано быть не может?».
Действительно, если отбросить бытовые реалии, забыть об именах и прочей ерунде, разные сказочные сюжеты удивительно похожи друг на друга.
От фараона до Садко
Самая древняя из известных сказок была записана в ХХ веке до н. э. в Древнем Египте и называлась просто: «Сказка о потерпевшем кораблекрушении». Кстати, отыскал этот папирус в египетской коллекции Эрмитажа тоже наш соотечественник – Владимир Голенищев. Сюжет сказки прост: некий вельможа послан фараоном с важным поручением на корабле (все помнят тростниковое суденышко по имени Ра, воспроизведенное Туром Хейердалом?), суденышко попадает в шторм, во время кораблекрушения его спутники гибнут, а сам он оказывается на загадочном острове, где есть практические все – от золота и благовоний до еды и одежды. Через какое-то время выясняется, что у острова есть хозяин – некий Змей, поначалу показавшийся злым и опасным, но на деле добрый и отзывчивый. Змей – жертва небесного огня: пока он был на рыбалке, огненная звезда, упавшая на остров, погубила его братьев Змеев и его дочурку Змейку. Теперь Змей плачет в одиночестве, а его слезы превращаются в золото и прочие блага. Змей предсказывает фараонову посланцу скорое возвращение, а когда приходит спасательный корабль фараона, щедро одаривает гостя.
Как тут не вспомнить тысячу сказок и преданий – от «Аленького цветочка» и «Синдбада-морехода» до «Садко», острова Буяна, «Одиссеи» и исландских саг?
Если верить Далю, сказка – «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Сказка, чаще всего поучительная, как правило, оптимистичная история, включающая правду и вымысел. В каждой сказке можно найти отражение архетипов народа, выраженных в коллективном бессознательном.
Сказка – не просто красивый вымысел или игра фантазии. Язык, сюжеты и образы отражают культурные ценности того, кто сказку придумал.
А кто придумал?
Началось все задолго до того, как человек изобрел папирус и научился выводить иероглифы.
От пещеры до небоскреба
Наши палеолитические пращуры жили в очень опасном мире. Они укротили огонь, научились охотиться и использовать каменные орудия. Но фактически весь мир был против них.
Сказки, тогда еще мифы, потому что их считали не вымыслом, а былью, родились в темной пещере, которая укрывала наших далеких предков от грома, молний, саблезубых тигров и прочих напастей. Сказка должна была не только объяснить окружающий мир, но и научить. Научить быть смелым, находчивым, непреклонным, добрым и заботливым.
Сказки с самого начала были источником познавательного, эмоционального и нравственного развития человека. Сказки стали квинтэссенцией опыта человека и человечества.
Сказки менялись вместе с человеком. На смену тотемному волшебному волку или крокодилу приходили царь с царицей, король с королевой, но и волка не забывали – этот древний персонаж вполне мог помогать Ивану-царевичу. Рациональная эпоха Просвещения не похоронила сказку, а увековечила ее. Красная Шапочка и Золушка попали в библиотеки и красуются теперь на полках вместе с трудами Руссо и Вольтера.
Сказку не погубила и эра Интернета: Гарри Поттер при всей его изощренности и многотомности – прямой потомок Мальчика-с-пальчика.
Почему сказки оказались такими живучими?
Просто потому, что сказка – это удивительный по силе психологического воздействия инструмент формирования внутреннего мира взрослого и ребенка.
Сказка, в сущности, удовлетворяет три естественные психологические потребности человека. А каждый ребенок – человек, хоть и маленький.
Потребность в независимости. Кто не мечтал быть таким же смелым, самостоятельным, добрым и сильным, как бременские музыканты, Кот в сапогах или падчерица из «Морозко»?
Потребность в силе и могуществе. Герои сказок преодолевают невероятные препятствия, оказываются победителями и достигают успеха, часто чудом. Каждому хочется иметь под боком фею, как Золушка, или Сивку-Бурку с Коньком-Горбунком.
И еще одна потребность человека – активность. Сказочные герои всегда находятся в действии: куда-то идут, кого-то спасают, кому-то помогают. Вспомните хоть Белоснежку, хоть Красную Шапочку, хоть гусей-лебедей.
Во всех сказках, где бы их ни придумали, хоть в Полинезии, хоть в Лондоне ХХ века, сконцентрирована судьба человека и человечества. Если это будет не так – сказка попросту умрет. Но сказка – жива!
Сказки, которые современная мама читает дочке или сыну, помогают ему или ей в будущей жизни точно так же, как помогали двадцать тысяч лет назад. Хотя тогда не было айфонов, а сейчас мы не пользуемся каменными рубилами. Мы все равно люди, человеки. А сказка – концентрированная судьба человека и человечества.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Ну а какое же детство без сказки?! Нам читали и рассказывали сказки родители, мы читали своим детям, а теперь и внукам! Как же трогательно слушает сказку малыш, верит в чудеса и добрых персонажей! Идет время - ребенок знает уже много сказок, а порой и сам их сочиняет! Значит сказки нужны, были и будут всегда!
Сказки родители выдумываюит. Так всегда и было.
Это может показаться невероятным , но многие сказки основаны на библейских сюжетах. Например сказка о Храбром портняжке. В ней говорится о злых великанах,которые хотели расправиться с главным героем. В Священном Писании в Бытие в 6 главе рассказывается о нефилимах. Это были гибриды, рожденные женщинами от злых ангелов. Они были очень высокого роста , обладали невероятной силой и агрессией (Бытие 6:1-5 ).Подобные сказки есть у многих народов,что подтверждает правдивость библейского сообщения.