Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Демография

Перспективы развития информационной составляющей демографической политики

Автор
Дарья Саитова
Дарья Саитова
кандидат экономических наук, доцент
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
7 апреля 23 в 10:00
Перспективы развития информационной составляющей демографической политики

Источник фото: Freepik

Последние несколько лет внимание к демографическим проблемам и вопросам поддержки рождаемости возросло настолько, что представленность этой темы в материалах СМИ и общественном дискурсе стала повсеместной. Во многом общественный интерес к вопросам и показателям рождаемости объясняется практически ежегодным появлением новых экономических мер поддержки, которые затрагивают все больше категорий российских семей. Однако, чтобы экономические меры поддержки семьи работали и молодые родители могли обратиться за их получением, информация об экономической составляющей демографической политики РФ должна поддерживаться и сопровождаться широким освещением в СМИ. В статье представлен обзор отдельных результатов исследований информационной составляющей современной демографической политики РФ.

Отрицательный естественный прирост населения России наблюдается с начала 90-х годов с перерывом на пять лет — с 2012 по 2016 год, когда показатели были положительными или близки к положительным. Несмотря на это, на самом высоком государственном уровне о семье широко заговорили всего пару лет назад. Во многом именно с помощью открытых посланий президента, содержание которых широко распространяется средствами массовой информации, государственные приоритеты и изменение стратегических направлений развития страны доводятся до сведения граждан. В 2020 году в послании президента РФ Федеральному собранию прозвучали беспрецедентные меры поддержки материнства и детства. Беспрецедентные и по государственным расходам, и по охвату, и по объему поддержки, поэтому казалось, что почти все время президент говорил не о глобальных задачах страны и государства по развитию промышленности, поддержке предпринимательства и подъеме экономики, как обычно, а о людях и ежедневных проблемах обычных семей — о школьных обедах, детских кружках, жилье и дополнительных выплатах. Для минимизации субъективной оценки и с целью зафиксировать фактическое изменение общественного дискурса в 2021 году мною было проведено исследование текстов всех посланий президента РФ Федеральному собранию за 25 лет их оглашения методом контент-анализа с элементами дискурс-анализа. Благодаря исследованию удалось оценить, какая часть посланий в разные годы была посвящена демографическим проблемам.

Наибольший объем текстов посланий был посвящен поддержке семьи и родительства в 2005-м, 2010-м, а также с 2018 по 2020 год. 75% упоминаний относились к категориям, которые в целом характеризуют родительство. Это «семья», «детство», «дети», «ребенок», «мама», «материнство», «родитель» и др. Чаще всего в период с 2018 по 2020 год президент говорил о детях и семье, слова «родитель» и «материнство» появлялись в текстах посланий примерно в три-четыре раза реже. Что касается мер поддержки родительства, то в этот период президент также уделял особое внимание пособиям и льготам.

Перспективы развития информационной составляющей демографической политики

Вернемся к средствам массовой информации, которые должны информационно поддерживать предлагаемые государством меры демографической политики. Чтобы оценить уровень этой информационной поддержки в регионах, можно проанализировать частоту упоминания одних и тех же семантических единиц («семья», «детство», «дети», «ребенок», «мама», «материнство», «родитель» и др.) в официальных региональных СМИ. Данные за каждые три года, начиная с 2014-го, показывают, что в эти годы внимание к демографическим проблемам в одном из официальных региональных СМИ Свердловской области росло, однако темпы роста были в несколько раз медленнее, чем повышение внимания к вопросам поддержки семьи в посланиях президента Федеральному собранию. Так, в 2020 году, по сравнению с 2017-м, внимание к поддержке семьи и родительства со стороны президента выросло в 8,56 раза. В то же время информационная поддержка государственной демографической политики в анализируемом региональном официальном СМИ увеличилась только в 1,56 раза.

В целом повышенное внимание к проблемам демографии на государственном уровне, безусловно, должно поддерживаться средствами массовой информации как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом в настоящее время потенциал этого инструмента для целей демографической политики во многом недооценен, тогда как 26% экспертов-демографов считают более результативным именно этот метод демографической политики, согласно данным экспертного опроса, проведенного в 2018–2019 годах. Так, 3,1 трлн рублей направлено на пятилетний национальный проект «Демография», не считая средств на выплату материнского капитала. Информационная составляющая демографической политики может стоить значительно дешевле и приносить больший эффект.

Изучение информационной составляющей демографической политики... ориентировано на поиск новых механизмов повышения рождаемости в России.

Результаты Всероссийского социологического исследования «Демографическое самочувствие России», инициированного Институтом демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН в 2020 году, свидетельствуют, что в среднем участники опроса оценивают свою информированность о действующих мерах государственной семейной политики ниже 3 из 5 возможных баллов (в среднем на 2,6). Только 9 и 16% респондентов в среднем по России считают, что полностью или на хорошем уровне информированы о мерах государственной поддержки семьи соответственно. При этом в Свердловской области почти 41% респондентов сообщили, что им необходима дополнительная информация о возможностях получения мер поддержки и помощи семье. В Ивановской области об этом же заявили 45,8% опрошенных, в Вологодской области — 32,9%, в Ставропольском крае — 34,6%, в Республике Татарстан — 38,9%, в Республике Башкортостан — 30,1%, а в Нижегородской области — 39,3% респондентов. В Москве и Московской области респонденты осведомлены о мерах государственной поддержки и помощи для семей чуть лучше, чем в среднем по опросу: дополнительная информация требуется 28,3 и 26,2% опрошенных соответственно. В среднем по России такая дополнительная информация необходима 33,5% респондентов, при этом 28,6% опрошенных затруднились дать положительный или отрицательный ответ на этот вопрос. То есть только за счет информирования потенциально можно улучшить благосостояние примерно трети российских семей и тем самым постараться изменить их репродуктивное поведение в сторону выбора в пользу повышения рождаемости. Пример той же Свердловской области показывает, что потенциал информационной составляющей демографической политики огромен. В 2021 году на каждую из 38 публикаций Министерства социальной политики Свердловской области, размещенных на официальном сайте, в среднем приходилось 14 публикаций региональных СМИ, то есть всего за год на бесплатной основе было опубликовано 525 публикаций в поддержку демографической политики. Этот потенциал необходимо использовать, поэтому в настоящее время коллективом уральских ученых проводится оценка потенциала института СМИ для поддержки российской демографической политики в рамках проекта «Институты поддержки российской пронаталистской политики: потенциал и перспективы влияния на рост рождаемости», поддержанного Советом по грантам Президента Российской Федерации на государственную поддержку ведущих научных школ Российской Федерации (НШ-1327.2022.2). Представители уральской научной школы «Воспроизводство человеческого капитала: стратегии междисциплинарного анализа» под руководством А. П. Багировой с 2011 года исследуют вопросы поддержки и стимулирования родительского труда, а с 2020 года — прародительского труда, как особых видов труда, обладающих всеми признаками трудовой деятельности (востребованность результатов, легитимность, осознанность, созидательность, целенаправленность, энергозатратность), а значит, этот труд может учитываться и стимулироваться в экономике, а его затраты могут компенсироваться бизнесом и государством, которые, в свою очередь, используют человеческий капитал, формирующийся в процессе родительского труда, в своей деятельности. Изучение информационной составляющей демографической политики осуществляется в русле этих исследований и также ориентировано на поиск новых механизмов повышения рождаемости в России.

Перспективы развития информационной составляющей демографической политики


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть