Возраст с 4 до 5 лет необыкновенно интересный и очень ответственный, с точки зрения развития ребенка, период. Это время окончания первого в жизни ребенка кризиса (кризис 3 лет) и начала активного интеллектуального, психологического, эмоционального и физического развития. Чтобы суметь помочь своему ребенку быстро и с максимальной пользой преодолеть этот непростой период, родители должны знать и понимать все особенности развития детей 4-5 лет.
Что такое развитие?
Само слово «развитие» означает изменение, которое идет по определенным, принятым законам и предполагает переход от одного состояния в другое, более совершенное. Что включает в себя развитие детей 4-5 лет? Понятие развития детей этого возраста можно определить, как качественные и количественные изменения в следующих областях их жизнедеятельности:
-
физического состояния;
-
интеллектуальной области (в том числе, развития речи и логического мышления);
-
психического развития;
-
области владения повседневными навыками (в том числе и навыками самообслуживания).
К сожалению, часто встречаются ситуации, когда родители, «ослепленные» любовью к ребенку, не замечают происходящих с ним изменений и продолжают общаться с ним и действовать, как прежде. К чему это может привести?
-
Нарушению формирования основ самосознания ребенка – умения ребенка оценивать себя и свои достижения.
-
К подавлению воли ребенка многочисленными ограничениями и всевозможными запретами, а также отсутствию чувства самостоятельности и самоконтроля.
-
К несвоевременному освоению новых игровых, интеллектуальных и бытовых навыков.
Вместе с тем, любой родитель может с легкостью избежать возможных негативных последствий, для этого необходимо просто внимательно наблюдать за своим ребенком, направлять и поддерживать его во всех начинаниях.
-
Для правильного развития ребенка большое значение играет ваше поощрение его стремления к познанию окружающего мира – смотрите с ним интересные телепередачи, познакомьте его с музеями и выставками.
-
Лучшая мотивация к развитию – это ваша похвала, обязательно поощряйте ребенка в любых начинаниях. Если же вам показалось, что ребенок поступил неверно, не критикуйте, а дайте ему возможность подумать и переосмыслить свои выводы. Если это вызвало затруднение, предложите свой вариант действия или развития событий, объясните, почему так будет лучше, интересней, правильней.
-
Принимайте во внимание скачок в его физическом развитии, ребенок становится сильнее и выносливее. Это прекрасное время для начала занятий в спортивной секции и дальнейшего физического развития.
-
Это время первого осознания себя, как члена общества, он пробует и старается осознать свои границы. Помогите ему, расскажите о правилах поведения, которыми все руководствуются и чем они продиктованы.
-
4-5 лет можно назвать возрастом становления эмоциональной сферы ребенка. Осознание себя приводит к тому, что ребенок начинает испытывать практически весь спектр «взрослых» эмоций. К сожалению, ребенок не всегда готов сразу справиться с этим. Если вы заметили, что он стал более задумчив, часто грустит или проявляет элементы агрессивного поведения, начните уделять ему больше времени. Ребенок нуждается в пояснении ситуации. Ему необходима информация о дружбе, взаимопонимании и взаимовыручке, доброте и отзывчивости. Постарайтесь не закреплять негативные реакции ребенка, констатируя факт его «плохого» поведения. Он с готовностью изменит его стиль, если вы просто предложите ему свою помощь.
-
Обратите внимание на развитие и закрепление навыков самоконтроля. Для начала научите ребенка планировать свой день и следить за соблюдением этого плана, поясните, как действовать в ситуациях, когда что-то пошло не так, как было задумано. Объясните важность доведения любого начатого дела до конца.
Кроме перечисленных детских особенностей развития в 4-5 лет, родителям важно помнить и о личном примере. Дети, зачастую, не очень внимательно слушают, что мы говорим, но предельно внимательно смотрят за нами и фиксируют наши действия! Будьте уверены, ребенок непременно и очень быстро сможет перенять все ваши привычки, именно поэтому не должно существовать противоречий между тем, что вы говорите и как вы поступаете.
Источник фото:
Психическое развитие детей 4-5 лет
Выделенные ранее особенности развития детей, в первую очередь, отражаются на сфере развития психических процессов, которые становятся значительно более устойчивыми и осознанными. Можно с уверенностью говорить о серьезном скачке в развитии основных психических процессов.
ПамятьДо достижения ребенком возраста 4 лет запоминание строиться на эмоциональном восприятии, запоминается только то, что вызвало у ребенка сильный эмоциональный всплеск (это могут быть как позитивные, так и негативные эмоции). К 4-5 годам у ребенка формируются навыки осознанного запоминания. Например, если ребенку необходимо запомнить правила игры или последовательность элементов какого-то процесса. Становиться важным понимание сути материала, необходимого к запоминанию. Это напрямую влияет не только на качество усвоенного знания, но и на время его освоения.
Также появляется так называемая двигательная память, что позволяет ребенку совершать гораздо более сложные, многоэлементные движения. Например, не просто кружиться в танце, но при этом взмахивать в такт музыке платком. В это же время формируются навыки произвольного вспоминания – ребенок может вспомнить событие, его направленность, но без точных деталей временных привязок.
Чтобы в дальнейшем исключить проблемы, вызванные плохой памятью ребенка и сложностями с запоминанием, можно применять 10 простых правил.
-
Всегда спрашивайте у ребенка, как прошел его день. Пусть он расскажет всю хронологию событий и припомнит максимальное количество подробностей. Это послужит прекрасным тренажером для тренировки памяти. Задавайте ребенку уточняющие и наводящие вопросы, в процессе монолога подбадривайте его. Чтобы беседа не выглядела допросом, эмоционально включайтесь в беседу, просите ребенка давать оценку событиям дня, также расскажите о своем восприятии.
-
Откройте для ребенка огромный и увлекательный мир книг. Каждый вечер читайте ребенку книги, перед началом новой «сессии» просите его напомнить, на чем вы закончили читать в прошлый раз, уточните детали прочитанного. В качестве игры, разучивайте небольшие считалки, четверостишия или потешки, а потом устраивайте настоящие семейные «батлы». Это не только поможет укрепить память ребенка, но и сплотит вашу семью, а общение наполнится позитивными эмоциями.
-
Для тренировки памяти ребенка прекрасно подойдет игра в слова. Ее можно применять в любое время и в любом месте - дома, на прогулке, в поликлинике, транспорте и тому подобное. Назовите ребенку последовательность из 7-10 слов и попросите повторить ее в той же последовательности. Научите ребенка оперировать образами (метод ассоциаций), которые соответствуют этим словам, это поможет также развить образное мышление.
-
Развитие любого нового навыка, например, рисования или танцев, мытья посуды или полов, может служить тренажером для развития памяти ребенка.
Восприятие окружающего мира и его законов к этому возрасту становиться значительно глубже. Ребенок быстро осваивает сравнительные характеристики предметов и явлений, учиться оценивать их свойства. Например, в жизнь ребенка входят такие сложные категории, как время (текущее время, время суток или года) и пространство (понятия далеко - близко, верх - низ). Появляются понятия звука, вкуса, запаха, фиксация и осознание формы предмета (шар, треугольник, куб и так далее) и его фактуры (материала).
Мышление (в том числе и логическое)У детей в возрасте 4-5 лет происходит становление и бурное развитие процесса мышления. Используя образное и логическое мышление, ребенок уже способен решать несложные задачи, например, выход из лабиринта или построение изображения в соответствии с предложенной схемой. Появляются навыки наглядно-образного мышления и навыки определения и фиксации сходства и различия.
Речевое и интеллектуальное развитие
Речевое развитие детей 4-5 летнего возраста неразрывно связано с их интеллектуальным развитием.
-
Значительно улучшается техника произношения даже сложных звуков, дикция становится четче.
-
Ребенок беспрепятственно пользуется особенностями речи, например, с легкостью имитируя голоса животных. В речи появляется выраженная тональность. Это можно наблюдать при пересказе, когда персонажи «награждаются» разными голосами и интонациями.
-
Ощутимо увеличивается и словарный запас ребенка. Это особенно заметно в случае активного участия со стороны родителей - чтение книг, ведение бесед с ребенком об устройстве окружающего мира, проведение развивающих занятий и так далее.
-
В речи ребенка активно используется элемент сравнения, например, шумит, как ветер или журчит, как вода.
-
При пересказе текстов, в речи закрепляются сложные, развернутые предложения.
Что касается интеллектуального развития, можно отметить появление и закрепление у ребенка целого ряда новых навыков и умений.
-
Математические умения предполагают владение понятиями много - мало, больше - меньше, один – много, верх – низ, ребенок осваивает прямой и обратный счет до 5, знания основных геометрических фигур (их отличия и сходства).
-
К этому времени ребенок легко собирает предметы в группы в соответствие с цветом, формой, размером, может определить «лишний» в данной группе предмет. Быстро находит вещь по предложенному описанию.
-
Определяет время суток – утро, день, вечер, ночь. Владеет пониманием цвета, знает перечень семи основных цветов. Может перечислить основные профессии и род их деятельности. Знает и понимает суть погодных явлений (снег, дождь, ветер и так далее).
Источник фото:
Физическое развитие
4-5 лет – период активного движения, когда ребенок уже достаточно овладел собственным телом и выработал навык координации движения. Ребенку жизненно необходимо движение в любых его проявлениях – подвижные игры, физические упражнения, прогулки и прочее. С помощью физической нагрузки ребенок может сбросить накопившееся интеллектуальное (от обучающих занятий) или эмоциональное напряжение, связанное с общением между детьми. Этот возрастной период может характеризоваться серьезными изменениями в росте и весе ребенка, колебания веса могут составлять 2 и колее килограмма (в сторону уменьшения). Без постоянной физической нагрузки, вес ребенка будет незаметно расти, что, в конечном итоге, приведет к проблемам в работе эндокринной и иммунной системы.
В 4 года ребенок уже хорошо бегает, готов выполнять несложные гимнастические упражнения – стойку на одной ноге, «мостик», бег с препятствиями. Без видимых проблем поднимается и спускается по шведской стенке, делает переворот (кувырок) вперед, готов пройти без ошибок по гимнастическому бревну и крутить обруч. Начинает освоение техники прыжков со скакалкой.
Основные правила занятий с детьми 4-5 лет-
Первое и самое главное правило заключается в регулярности проводимых занятий, ребенок должен привыкнуть к предложенной нагрузке, должна появиться потребность в освоении чего-то нового.
-
Второе правило говорит о необходимости положительного эмоционального настроя ребенка. Никогда не заставляйте ребенка, это не даст положительных результатов. Узнайте причину отказа от занятий и постарайтесь найти новую мотивацию для их продолжения. Начинайте только если получили на это согласие ребенка.
-
Помните, что ребенку также необходимы периоды отдыха. Физические упражнения, в это время, можно заменить более длительными прогулками на свежем воздухе или временем, проведенным всей семьей в бассейне.
-
Если ребенок неожиданно начал говорить о том, что ему тяжело, обязательно уменьшите предложенную нагрузку, даже если, как вам кажется, она уже должна стать для ребенка привычной. Возможно сработал эффект накопления усталости.
-
Никогда не ругайте ребенка! Помните, что одной из основных составляющих его успешности в будущем является ваша поддержка, любовь и забота.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Никогда бы и не подумала, что возраст 3 лет чем то отличается от 4...
Как минимум цифрой)))
Про личный пример это точно подмечено. Но об этом нужно помнить не только когда ребенку 4 года, а всегда. Дети берут пример с нас.
Ну у нас можно сказать прям хороший дошкольник....у малыша и с алфавитом всё в порядке, и со счётом. Но тут сказывается то, что мы много дышим свежим воздухом, следим за сном, а также мишки эвалар омегу даём. Ведь полезные жиры как раз помогают мозгу развиваться правильно. Если что покупаем на шоп.эвалар.
В этом возрасте в принципе уже и алфавит можно учить... у меня малыш в подготовительную группу детского сада ходит и уже потихонечку готовимся к школе. Кстати для того чтобы информация легче запоминалась, усидчивость была лучше, я витамишки мульти даю. Это самый вкусный вариант, так что все дети обожают.