Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Полезные советы

Сенатор Валерий Рязанский: «Наше внутреннее богатство – это люди»

Автор
Любовь Мартынова
Любовь Мартынова
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
31 января 17 в 00:00
Сенатор Валерий Рязанский: «Наше внутреннее богатство – это люди»
Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский в интервью общественному проекту «Аист на крыше» рассказал об актуальных аспектах демографической политики страны, о необходимой поддержке многодетным семьям и роли частных фондов, которые помогают людям в непростых жизненных ситуациях.

– Валерий Владимирович, демографическая ситуация в России продолжает оставаться одной из важных тем обсуждений. На Ваш взгляд, какие меры надо распространять, чтобы укреплять нашу демографию?

– Вначале скажу, что нет более опасного внутреннего врага, чем наша внутренняя демография. Наше внутреннее богатство – это люди. Если мы исходим из этого, то вместе мы сумеем решить любую проблему. И когда мы говорим о социальной политике, мы подразумеваем, что в центре этой политики – его величество человек, человеческий капитал, как определено и в послании президента. Думая в этом ключе, мы будем всегда делать правильные выводы и направлять нашу государственную политику в правильном направлении.

Демография – штука серьезная. Она не подвержена решениям мгновенным. Это слишком многоспекторное явление, по которому нельзя одним словом или одним решением пройтись. Нужно создавать правильные условия. Это вещи довольно простые, их природа давно изобрела.

У нас действительно отрицательная демографическая ситуация, поэтому надо применять методы. Во-первых, сохранять то, что есть. Бережно работать над этим. Поэтому важны все методы, которые позволяют сохранить репродуктивное здоровье населения. Это отчасти похоже на борьбу добра и зла. Дьявол с искушениями все время рядом: покурить, выпить, полежать на боку вместо того, чтобы пойти позаниматься спортом. Итак, первое – сохранить репродуктивное здоровье.

Здесь целый ряд действий: объем работы, связанный с поддержанием здоровья, пропаганда здорового образа жизни, борьба с вредными привычками, развитие спорта, диспансеризация, раннее выявление болезней, их профилактика. К этой же категории сохранности нужно отнести безопасность жизни. Я имею в виду здесь и семейную политику, исключение насилия в семье, и безопасность дорожного движения, активное долголетие, повышение качества жизни.

Во-вторых, скажем о материнском капитале – это мотивация. Я глубоко убежден, что материальная заинтересованность в рождении второго ребенка не является главным фактором его рождения – это сопутствующий элемент. Не будут люди рожать ради денег – это аморально в определенной степени. Человек всегда задумывается о рождении вторых, третьих детей в ключе того, сможет ли он их обеспечить. Это естественный процесс, абсолютно понятный для любой семьи: где жить, во что одевать, куда ездить отдыхать. К примеру, до этого семья могла позволить себе съездить в отпуск, родился второй ребенок – поехать уже не получается. Поэтому вопросы семейной политики всегда были и остаются. Здесь государство должно помочь семье. Чем? Материнским капиталом. Это в некотором смысле поддержка. А вопросы поддержки – это уже вопросы государственной социальной политики. Материнский капитал, как правило, тратится на самое главное благоприобретение семьи – жилье. Для абсолютного большинства жилищный вопрос является главной проблемой.

Законодательство должно стоять на защите интересов молодой семьи. И расширять, финансировать различные меры поддержки – их много: это и помощь с ипотекой, и образовательные кредиты, оказание поддержки и помощи в трудоустройстве молодым мамам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком, программа развития детских садов, яслей.

Но мы не достигли того уровня обеспеченности молодой семьи, чтобы успокоиться и сказать, что мы сделали уже все. Ни в коем случае. Здесь нужно постоянное совершенствование, чтобы снять порог чувствительности, когда самой нуждающейся семьей в стране становится молодая семья с двумя-тремя детьми.

В-третьих, необходима отдельная забота о многодетных семьях. Поддержка таких семей – это, прежде всего, создание условий, развивающих благополучие этих семей. Ведь родить проще, чем вырастить достойного, культурного человека. Поэтому было бы очень правильным, чтобы политика поддержки многодетных семей позволяла бы снижать негативные стороны общества.

– То есть должна вестись определенная пропаганда, воспитательная работа?

– Это должна быть и пропаганда, и материальная поддержка. Многодетным семьям должны передавать землю, разрешать жилищные проблемы. Многодетность должна быть престижным, уважаемым в обществе явлением.

– Идут обсуждения по вопросу изменения условий выделения маткапитала, чтобы отдача была более эффективной. Что Вы по этому поводу думаете?

– Стоит ли изменить политику выделения маткапитала, его размер? Может быть, действительно требуется обсуждение, что надо перенести выделение большей части маткапитала на рождение третьего ребенка и существенно увеличить саму выплату – например, до полутора миллионов рублей. Это должна быть существенная поддержка семьи, позволяющая решить многие житейские проблемы. Но еще раз говорю: это должно соответствовать бюджетным возможностям регионов и государства в целом, с одной стороны. С другой стороны, такие выплаты не должны подталкивать к иждивенчеству, к убеждению, что государство должно решить все проблемы человека.

Семья – это в любом случае ячейка общества. Создание здоровой ячейки общества не сводится к тому, чтобы только родить. Это должно сопровождаться всем комплексом.

Как еще один раздел поддержки демографии назову помощь семьям, которые в силу каких-то причин пока не могут иметь детей. Нужно развивать медикаментозные методы решения проблемы, ЭКО.

– В России с помощью ЭКО рождается совсем немного детей – всего 1% от общего числа.

– Не важно. Сейчас каждый процент дорог. Когда в семьях на селе рождалось много детей, а выживало мало, мы позволяли относиться к этому как к естественному отбору. Сейчас мы должны бороться за жизнь каждого ребенка. Мы выхаживаем в перинатальных центрах 500-граммового ребенка. И дополнительные меры медицинского сопровождения надо развивать.

– Как Вы оцениваете объем помощи молодым семьям со стороны государства?

– Помощи молодым семьям со стороны государства стало значительно больше. Я помню условия, при которых мы растили детей. Это борьба в некотором смысле за выживание. Что такое рождение ребенка в условиях деревни? Горячей воды нет, стиральной машины нет, с врачебной помощью проблемы, телефонной связи нет. Сравните сейчас – небо и земля.

И чем лучше стали люди жить, чем стали более образованы, тем меньше стали рожать. Это тоже есть естественное течение обстоятельств, оно прослеживается во всем мире. Детей стали рожать позднее. Хорошо это или плохо? Для государства плохо. С одной стороны, есть положительные моменты – люди успевают получить образование, становятся самодостаточными. Но раннее рождение детей позволяет более гармонично сочетать смену поколений. Но для этого должны быть условия. На сегодняшний день это очень многофункциональная задача. Демография не решается методом кавалерийского наскока, один маткапитал проблему не решит.

– Целесообразно ли разработать в России новую демографическую политику? Что-то кардинально поменять?

– Думаю, не надо увлекаться разработкой различного рода программ. Работа государства строится, действительно, по программному методу. В этой связи каждое министерство и ведомство должно иметь перед собой программу действий на политическую дистанцию определенного политического цикла. Сейчас существует политический цикл президентства Владимира Путина. До 2018 года это некий политический цикл и для существующих органов власти. Он начинается с момента издания президентских указов 2012 года. Задан государственный тренд для области социальной политики, области здравоохранения, труда и занятости, развития промышленности, экономики и т. д.

– То есть дальше 2018 года пока трудно прогнозировать будущее?

– Почему? Очень много программ имеют очень длительный срок действия: например, Стратегия развития пенсионной системы до 2030 года, закончился 5-летний период Стратегии действий в интересах детей 2012–2017 годов. И тут же ставится политическая задача сделать следующее десятилетие тоже вопросом приоритета детской политики. Это инициатива спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко и того Координационного совета, который она возглавляет. Это означает, что программы не строятся только на время политической существующей дистанции, нет, конечно. Исходя из специфики демографии, мы понимаем, что политика в этой области работает на длинном плече. Поэтому демографическое плечо, как правило, поколенческое.

Я сторонник ясных ответов. Можно разработать программу до 2050 года и нарисовать, как хорошо люди будут жить в 2050 году. Но молодую семью это не будет греть.

– С 2019 года заканчивается программа поддержки семей с помощью материнского капитала. Программа должна быть продолжена?

– Должна быть обязательно пролонгирована, может быть, в видоизмененном виде. Мы наблюдали тенденции изменений, которые были по программе материнского капитала: менялись качественные параметры по целям, размеру выплат и т. д. Думаю, что в будущем видоизменения тоже обязательно будут.

– Семьи, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, могут получить поддержку не только государства. Частные фонды тоже работают в этом направлении. Как Вы оцениваете их роль?

– Я оцениваю роль всех благотворительных фондов с позитивной точки зрения. По одной причине – это доброе желание людей помогать другим. Надо всемерно этому содействовать, говорить об этих людях. Часто сами благотворители – люди не очень богатые, помогают не из прихоти, не от скуки и наличия свободного времени. Люди помогают осознанно. Так это делала Елизавета Глинка.

Такие благотворительные организации нужно всячески поддерживать. Закон о благотворительности в нашей стране есть. Надо расширять сферу применения благотворительности, волонтерства, меценатства. Это все идет на пользу.

И поэтому социально ориентированные некоммерческие организации должны стать частью социально-экономической жизни нашей страны. Нужна поддержка. Например, президент РФ выделяет из своего резервного фонда в этом году более 4 миллиардов рублей на президентские гранты для развития институтов гражданского общества. Данные институты строят гражданское общество, занимаются благотворительностью, защитой интересов гражданского общества и конкретных людей, развивают инициативу некоммерческих организаций в части развития различного рода проектов в социальной сфере, в сфере пропаганды здорового образа жизни, правозащиты и т. д. Наше государство пока не в состоянии выделить на эти цели больше средств – бюджет ограничен, обязанностей у государства и так очень много, поэтому расширять сферу благотворительности, сферу возможностей НКО нужно.

Беседовала Любовь Мартынова


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть