Источник фото:
Психологи и педагоги говорят о детском сознании как о чистом листе бумаги, на котором оставляют рисунок родители. В процессе взросления ребенка к этому рисунку добавляются новые детали и краски, но именно от родителей зависит, что будет там изображено – уверенность в себе, любовь к людям и жизни, успех и положительные эмоции или отрицание, злость и неудачи. Воспитание – сложный, ответственный и кропотливый процесс, справиться с которым могут только любящие родители.
Дошкольный возраст и его особенности
Дошкольный возраст ребенка длиться с 3 до 6 лет. В этот период происходят самые интересные и значимые события в жизни малыша и его родителей. Чего стоит старт дошкольного возраста, который характеризуется началом первого в жизни ребенка кризиса – кризиса 3 лет или, как его еще называют специалисты, кризиса «Я сам»! Этот период определяет первые особенности воспитания детей дошкольного возраста, а его начало проявляется следующими «симптомами»:
-
нежелание и категорический отказ выполнять требования взрослого. Здесь важно не путать это с простым непослушанием. Отказ в данном случае – это отрицательная реакция ребенка, направленная на конкретного человека;
- понимание себя как отдельной личности. А так как ребенок еще не знает, как это можно обозначить, то действует доступными и понятными ему методами - начинает упрямиться и противопоставлять свое решение решению взрослых;
-
стремление к самостоятельности и отстаивание своих решений. Вот здесь и кроется противоречие важное для малыша – стремление к самостоятельности ребенка сталкивается с физической невозможностью выполнить свое решение;
-
отрицание действий взрослых и обесценивание их позиции.
Некоторые малыши демонстрируют подобное поведение уже за 12-20 месяцев до наступления трехлетия. То, насколько ярко будут выражены эти проявления, а также их длительность во многом зависит от методов воспитания детей дошкольного возраста в семье, на них повлияет:
-
Темперамент ребенка (замечено, что у холериков такие проявления кризиса гораздо более ярки, чем у других психотипов).
-
Отношения между ребенком и матерью. Как показывает опыт, чем ближе и теплее эти взаимоотношения, тем проще бывает преодолеть все проявления кризиса.
-
Стиль используемого родителями воспитания. Так, авторитарный стиль только усиливает все вышеуказанные проявления.

Источник фото:
Это время «почемучек», задающих тысячи вопросов, ответы на которые очень важны для них. Каждый ответ на такой вопрос помогает малышу адаптироваться и познавать окружающую его действительность.
В период взросления ребенок примеряет на себя роль уже взрослого человека, делает он это с помощью ролевой игры. Активное общение со сверстниками в игре дает возможность научиться «делать по правилам». Развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без игры.
Выбирая для себя методы воспитания детей дошкольного возраста, крайне важно учитывать необходимость развития их познавательных процессов. Этот возраст предполагает развитие восприятий и ощущений, а также памяти и воображения ребенка. Он тянется ко взрослым и нуждается в положительной оценке своих поступков. Здесь нужно помнить, что хвалить надо, но хвалить поступки и свершения, а не самого ребенка.
Формируются нравственные нормы, идет усвоение правил «что такое хорошо, а что такое плохо». Ребенок копирует поведение взрослых. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был честным, добросердечным и порядочным человеком, то вам придется поступками доказать своему малышу, что вы честный, добросердечный и порядочный человек.
Как же обернуть все особенности дошкольного возраста на пользу ребенку? Самое главное – не надо яростно бороться с проблемами воспитания детей дошкольного возраста. Помните, это временное явление, без этого не может быть взросления, надо просто научиться с этим справляться.
- Попробуйте уменьшить количество запрещающих моментов, они все равно плохо работают. Оставьте несколько правил, которые касаются безопасности и социальных вопросов.
-
Не поддавайтесь на манипуляции ребенка, истерики и крики не должны работать. Сохраняйте спокойствие.
-
Порадуйте ребенка, дайте ему больше самостоятельности, при этом ребенок должен понимать, что это была ваша добрая воля. Под запретом должны быть только занятия, угрожающие безопасности ребенка.
-
Предлагайте ребенку выбор. Уберите предмет его манипуляции. Например, если заранее предложить малышу несколько рубашек, в которых он может пойти в сад, истерики по поводу неугодной рубашки удастся избежать.
Воспитывать нельзя наказывать
.jpg)
Источник фото:
Если вы понимаете, что порицание ребенка необходимо, задайте себе эти несколько вопросов:
-
Для чего? Какой результат я хочу получить? Если у вас нет четкого ответа – откажитесь от порицания.
-
Нет ли у меня сомнений в необходимости порицания? Если есть хотя бы одно – откажитесь от задуманного.
-
Если причины для порицания накопились давно, то придется выбрать одну. Нельзя порицать за «все и сразу».
-
Можно ли решить вопрос, просто поговорив с ребенком и разъяснив свою позицию? Если вы думаете, что можно попробовать, сразу откажитесь от порицания.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Дочке седьмой год, так что период 3 - 5 лет позади. Как вспомню все её капризы и истерики за это время, так поражаюсь, как мы все это вытерпели! Одни сборы в детский сад чего стоили! Каждое утро была истерика, пока оденешь и доведешь, аж руки тряслись и потом, в таком состоянии, идешь на работу!