Вход на сайт

Регистрация

CAPTCHA
Семья и общество

Дети и ТВ-новости: все равно смотрят. Как разъяснять?

2 минуты
90
(0)
21.06.2017

Автор

Марина Глебова

Марина Глебова

Тэги по теме:

Поделиться:

Источник фото: https://www.shutterstock.com/ru/image-photo/little-boy-watching-tv-home-view-685746727

Новости мы смотрим каждый день. Кто утром, кто вечером, но от вездесущего телевизора с его сугубо политической повесткой дня не укрыться никому из семьи, если хотя бы один ее член интересуется ежедневными информационными потоками.
Дети при сем тоже присутствуют – и, естественно, им интересно, чем так сильно заняты родители. Неудивительно, что они обращают внимание на те же информационные сюжеты, что и взрослые, и задают вопросы, которые только на первый взгляд можно считать наивными:
– А что, правда все американцы плохие?
– А они наши враги? Они нас всех убьют? А мы им зачем? Они что, жадные?
– Мам, украинцы – это американцы?
– А украинцы – тоже русские или нет?
– А Украина – это где?
– Пап, так Киев же – мать городов русских. Почему же он на Украине остался?
Эти вопросы – отнюдь не выдумка. Это все из жизни, насыпалось нам за пару-другую вечеров. И отмахнуться от этих «детских» вопросиков не получается никак. Дети, как известно, существа приставучие. Не получив ответа от одного взрослого, они идут к другому, к третьему. А иногда еще и проверяют ответы одного у другого – вдруг заметят разницу? Если подозрения подтверждаются, начинают пытать: «А папа так сказал, а мама не так. А как правильно?..».
В итоге все равно приходится отвлекаться и проводить ликбез или мини-политинформацию, потому что без объяснений таких сюжетов не обойтись никак. И это, наверное, хорошо – во всяком случае, на мой взгляд. Дети должны знать, в каком мире они живут, и быть хоть в какой-то степени готовыми воспринимать его сложности.
Вы заметили: дети в последние годы – и даже уже десятилетия – практически не играют в войну? Не делятся на «наших» и «немцев» и даже на «наших» и «американцев»? (Надеюсь, в Америке и Европе то же самое, и русские пока не выступают там в детских играх в качестве отрицательных персонажей. Хотя надолго ли останется именно так – предсказать, увы, нельзя, и во многом благодаря именно телевизионной картинке.)
Наверное, с одной стороны, это хорошо, так как свидетельствует о долгих десятилетиях мира, уникальных в истории человечества. Но ведь, с другой стороны, именно в детстве закладываются матрицы поведения, по которым мальчик – будущий защитник, девочка – будущая мать и соратница.
Если этого нет в детских играх, откуда этому взяться во взрослом состоянии? Может быть, именно ТВ-новости могут помочь нашим малышам понять, что мир далек от идиллии. Что старинные роли рыцаря, защитника, с одной стороны, и слабого существа, достойного чьей-то помощи и нуждающегося в ней, актуальны во все времена, и в наши дни тоже.
Более того, мне думается, именно ТВ-новости – как политические, так и социальные и в какой-то мере криминальные – позволяют при правильном и бережном по отношению к детям подходе воспитать те качества, которые больше не проявляются в активных детских играх и которых нашим детям будет сильно не хватать во взрослом состоянии.
Вот только как все это преподносить, чтобы не вызвать у ребенка страха или ненависти? Чтобы не поставить ненароком преграду перед теми открытостью и любопытством, с какими он относится к окружающему миру? Как соблюсти меру, если мир вокруг этой меры лишен? Если мы сами слишком уж явно и часто пристрастны, в зависимости от своих личностных качеств и политических воззрений? Не опасно ли в своих объяснениях детям чересчур увлечься?
Мне кажется, только сами родители могут ответить на этот вопрос. И сами определить степень возможной вовлеченности своих малышей во все то, что происходит вокруг нас в целом мире и в нашей стране. Но я лично не сомневаюсь, что делать это надо. Иначе в какой-то отнюдь не прекрасный момент может оказаться, что мы и наши дети – абсолютно чуждые друг другу люди.


Комментарии (0)

Возврат к списку

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ