Источник фото: kroshka__nastya на Freepik
Выбор имени своему малышу – этот вопрос встаёт перед всеми родителями. Вам нравится Анатолий, Гектор, Анжелика и Персефона? Отлично. Но понравится ли это имя потом ребёнку, когда подрастёт?
Коля-Ваня из детства
Пожалуй, впервые в жизни я столкнулась с тем, что человек не любит своё имя и хочет иметь другое, когда гостила у родственников в маленьком городке недалеко от Витебска. К дедушке кто-то пришёл и громко разговаривал на крыльце. Я спросила, кто это. Мне ответили – Коля-Ваня. Сначала я восприняла это как длинное диковинное имя – Коляваня. Потом мне объяснили, что дяденьку при рождении назвали Колей, но он это имя не любит, а хочет быть Ваней и всем так представляется, хотя по паспорту он Николай. Почему Коля-Ваня не мог официально сменить имя, я не узнавала, поскольку 6-летнего ребёнка такие вопросы не занимают. И Коля, и Ваня – совершенно нормальные, обычные, распространённые у нас имена. И почему дядька любил одно и не любил другое – это, скорее, какие-то детские травмы: может, его обидел какой-нибудь Коля; может, так звали нелюбимого родственника; может, мамка бросила папку Ваню и ушла к дядьке Коле – вариантов много.
Я знаю даму вполне почтенных лет, которая не выносит своё имя Татьяна. Она говорит, что оно крупное, корявое, неблагозвучное, а ей хотелось бы быть, например, Зоей или Анной – такие имена подходят к её небольшому росту. Но здесь дело не в росте и не в неблагозвучности: дама всю жизнь не могла найти общий язык со своей матерью, с которой возникали конфликты по любому поводу, и всё, что шло от матери, из детства, дама автоматически ненавидела. И уж если на то дело пошло, сменить имя тётенька могла триста раз, но она предпочитала жить с прежним, ненавистным, чтобы всё время помнить о том, как ей мать жизнь испортила. Тут психолог нужен, но такие дамы к психологам не ходят, считая, что они сами всё лучше всех знают.
Но чаще претензии возникают у тех, кого родители действительно назвали, как бы это помягче выразиться, затейливо. В социальных сетях даже есть особые группы, там собираются недовольные своим именем и рассказывают об этом печальные истории. Увы, никто из этих людей не способен отнестись к ситуации с чувством юмора, из чего следует, что к совершеннолетию, когда можно самостоятельно принимать решение, имя, данное родителями, смертельно осточертело.
Чёрные Альбины и сплошные Лены
Один мой близкий родственник по имени Александр рассказал, что едва не стал Терентием. Его мама патологически хотела назвать сына Терёшечкой. Слава богу, победил разумный отец, который объяснил восторженной женщине, что Терёшечка не всегда будет новорождённым, а Терентию-первокласснику в ленинградской школе 1975 года придётся весьма тяжко. И хотя мой родственник получил очень распространённое имя, он не жалуется – оно благозвучное, приличное и вполне интернациональное, что важно для человека, общающегося с людьми из разных стран.
Существует мода на имена. Например, одно время всех девочек называют Ленами и Светами, а мальчиков – Сашами и Серёжами. Одна женщина в соцсетях рассказывает:
– Прихожу на новую работу. В моей комнате три сотрудницы, их почему-то по фамилиям зовут. Оказалось, все три – Лены. Ужас! Я тоже Лена, четвёртая в комнате...
А потом вдруг появляются толпы новорождённых Насть и Маш, Игнатов и Кондратов, как будто какая-то разнарядка объявлена. К счастью, уже нет психозов, подобных постреволюционному, когда несчастное дитя могло стать Марксом, Энгельсом, Агитпропом, Велипедасталом (великий педагог Сталин), Октябрём, Тракториной, Марсельезой, Идеей и прочей ерундой, совершенно негодной для личного имени. Но вдруг откуда-то вырывались целые полчища Анжелик, Алесь, Венер, Лаур, Диан, Артуров, Гордеев, Елисеев, Добрынь, Лучезаров, Архипов... Родители, в основном матери, давшие ребёнку вычурное имя, мотивировали это по-разному. Одни сами носили имя простое, но своего малыша, разумеется, особенного и необыкновенного, называли необыкновенно, чтобы он выделялся из толпы. То, что это может сослужить плохую службу подрастающему ребёнку, такие матери даже не рассматривают. Другие просто прочли книжку, посмотрели кино, увидели афишу цирка со звучным именем и решили его увековечить. Помню, когда искала потерявшуюся поликлиническую карточку своей дочери в регистратуре, увидела Антуану Иванову, Анжелу Кишкину и Венеру Сеткину. И были знакомые с отчествами Клавдиевна (из вологодской деревни) и Цезаревич (из карельского леспромхоза), имён и фамилий называть не буду, но, поверьте, они совершенно не римские. У дочери были однокурсники Брунхильда и Хулио – оба русские. Несколько знакомых Альбин – смуглые жгучие брюнетки («альбус» – «белый» по-латыни).
Источник фото: Racool_studio на Freepik
Люцифера не зарегистрируют
Допустим, назвали вы ребёночка редким сейчас именем Эразм. Древняя Греция, а то и Эразм Роттердамский... И с переводом всё хорошо – означает «милый». А дальше ваш Эразмик растёт в русскоязычной среде. Кстати, как вы его зовёте дома? Эразмуся? Разя? Эрик? Так и назвали бы Эриком... Идёт Эразмик в школу, а там дети не знают такого имени, зато знают слово «маразм». Дальше – хуже. Ребёнок дорастает до использования отчества. И кто он теперь? Эразм Петрович Наседкин? Эразм Алексеевич Фердыщенко? Кончится тем, что ваш сын либо сменит имя, либо проклянёт вас навеки.
Или вот мама назвала дочку Епистимеей. Редкое имя, греческое, только вот никто ни запомнить, ни выговорить не может, всё какая-то нелепица получается. А другая мать нарекла сына Евлампием. Тоже редкое имя. Дома Лампой зовёт. Как его будут звать в школе, она ещё не думала. Третья назвала дочку всего лишь Капитолина, но у неё была проблема с отчеством и фамилией. Отец – настоящий грек по имени Евлопидос, а фамилия матери – Непейвода. Что было с Капитолиной Евлопидосовной Непейводой, когда ей пришлось выговаривать весь этот конгломерат плохо произносимых сочетаний, и сколько раз она была вынуждена повторять собеседнику свои Ф. И. О. (например, записываясь к врачу) – это сценарий для трагикомического фильма. Я называю её имя полностью, потому что девочка давно выросла, сменила фамилию и уехала в страну, где отчествами не пользуются. Кстати, высмеял дикарскую любовь к древнегреческим именам ещё Гоголь – у него помещик Манилов назвал отпрысков Фемистоклюс и Алкид.
Сочетание имени, отчества и фамилии – это очень важный аспект, и если вы его не продумаете, то создадите ловушку для своего ребёнка, причём на многие годы. И ещё очень важно знать, что означает то или иное имя. Наверное, по пальцам можно счесть малограмотных, которые не знают, кого называли Люцифером, но опытные сотрудники загсов, с которыми я беседовала, припоминали, что периодически попадались родители, желавшие так назвать младенца. И если одни любители чертовщины были откровенными эпатажниками, то другие просто не знали толком о падшем ангеле. Но отказывали в официальной регистрации такого имени и тем, и другим.
Менять нужно не имя, а себя
Была ещё история с Мастрадией. Одна будущая мать увидела где-то в старой церковной книге это имя, и оно запало ей в душу своей необычностью. Родилась девочка, и её почти было так назвали, но, к счастью, среди родственников попался один грамотный человек. Он не поленился узнать, чем прославилась святая Мастрадия, и схватился за голову. Оказывается, эта добродетельная женщина не хотела соблазнять своей красотой мужчин и спросила у одного из них, что ему в ней больше всего нравится. Тот пылко ответил: «Твои глаза!» И тогда она вырвала свои глаза и с милой улыбкой подала юноше. В общем, это точно не образец для подражания.
Ну и наконец, можно ли называть детей в честь кого-то знаменитого или умершего родственника? Здесь правило всё то же: сочетание имени, фамилии и отчества должно быть гармоничным. Но добавляется ещё один аспект: ребёнка часто попрекают тем, что он не похож на ту личность, в честь которой назван. Например: «Тебя назвали Исааком, а ты не то что в физике ни черта не смыслишь, так и под яблоню тебя не усадишь!» Я, конечно, утрирую, но постоянные попытки подогнать малыша под стандарт имени могут вызвать у него неприятие этого имени (и вас, родителей, заодно).
Тем же, кто недоволен своим вполне нормальным именем (о чём мы уже говорили в самом начале) и стал достаточно взрослым, чтобы его сменить, психологи дают один совет. Попробуйте из своего нелюбимого имени сделать свой «бренд». Вы Наталья и ненавидите своё имя? Представьте, что Наталья – это прекрасная успешная дама, что её имя ассоциируется с активной жизненной позицией, позитивной энергией, внутренней и внешней гармонией. Думаете, если вас будут звать Пульхерия или Кармен, ваша жизнь изменится? Дело не в имени, а в вас самих. И заодно подумайте, сколько документов вам придётся сменить после смены имени, и паспорт – это только начало. Вы будете звонить знакомым и говорить: «Это Цезария. Я была Наталья, но больше я не Наталья, с такого-то числа». Но вас всё равно будут помнить Натальей! Так что же, придётся срочно отказаться от всех старых знакомых и завести новых? Тогда уж логично и переехать в другую часть земного шара, например в Папуа – Новую Гвинею...
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!