Вход на сайт

Регистрация

CAPTCHA
Семья и общество

Как разговаривать с младенцами

4 мин
464
(2)
21.06.17

Автор

Марина Глебова

Марина Глебова

журналист

Тэги по теме:

Поделиться:

Ожидая первенца, мы с мужем прочитали массу полезной литературы, в том числе о том, как общаться с еще не родившимся ребенком, как разговаривать с младенцем, как обеспечить ему развивающую среду и так далее. Многое из вновь узнанного стало для нас открытием. Многое обещало крайне интересное для нас обоих взаимодействие с малышом, и, в общем-то, все это подтвердилось на практике, когда мы пытались применить прочитанное.

Одна беда: дочка, которая у нас появилась и сразу принесла много радости и забот, никак не хотела продемонстрировать нам правильную, полагающуюся ей по возрасту речь. Даже в два года он ограничивалась отдельными словами, никак не переходя на связные словосочетания и предложения. Хотя во всем остальном вроде бы соответствовала по развитию своему возрасту. Это было не только наше внутреннее ощущение: этот вывод подтверждали и врачи, и детские психологи, к которым мы обращались по этому поводу.

Мы уж было совсем смирились, что наша девочка в этой части своего развития останется ущербной. Ведь от этого мы не переставали меньше ее любить. Но примерно к трем годам дочурка все же заговорила так, как и положено, и вся наша семья дружно выдохнула с облегчением. Тем не менее беспокоиться мы продолжали – теперь уже по поводу второй наследницы, появление которой ожидалось со дня на день. Очень не хотелось, чтобы она прошла через те же проблемы, что и старшая сестричка.

И вот, наконец, младшая появилась на свет. А у нас с мужем начались финансовые проблемы – настолько серьезные, что когда девочке было всего полгода, мне пришлось выйти на работу. Выходные приходилось проводить врозь: я работала, помимо будней, еще по субботам и воскресеньям, муж – как обычно, с понедельника по пятницу. Таким образом, без кого-то из родителей дети оставались три дня в неделю – на эти дни пришлось взять няню.

Вы себе не представляете, как она нас бесила! В целом она была весьма милой женщиной, умной, терпеливой, трудолюбивой и даже достойной доверия, иначе мы просто не оставляли бы с ней свою дочь. Но был у нее один весьма существенный недостаток. Она патологически не могла молчать. При этом совершенно неважно было, есть у нее собеседник или нет – ее речь лилась, не переставая ни на секунду. Разговаривала она и с нами, и с малышкой, и с едой, которую она готовила, и с телевизором, и со стенкой. Отвечать ей, соответственно, почти не требовалось, она общалась и сама с собою. Причем отнюдь не тихо.

Вначале мы удивлялись. Потом старались это остановить. Потом пытались объяснить, что малышке нужна тишина хотя бы во время сна – ничего не получалось. Поток слов лился непрерывно. Единственный успех заключался в том, что когда малышка спала, громкость звука несколько спадала.

Пришлось смириться, потому что другого вреда от няни мы не замечали. За те деньги, что мы ей платили, мы никогда не нашли бы другую столь старательную и добросовестную помощницу. Пришлось отнестись к проблеме с юмором, но оказалось, что были у нее совершенно непредвиденные последствия. Проявились они, когда нашей младшенькой исполнилось 10 месяцев.

Представьте себе картинку: ужин, мы втроем сидим за столом с мужем и старшенькой, малышка ползает с игрушками по полу – ее режим, как вы понимаете, от нашего отличается, и к этому моменту она уже обычно накормлена. И вдруг слышим:

– Мама, я тоже хочу с вами покушать…

Да-да, это была речь десятимесячной девочки, сестра которой, как я уже писала выше, до трех лет не отличалась связной речью. И вдруг малышка заговорила! Да не отдельными слогами или словами, а целыми связными фразами! Нашей радости и умилению не было предела. Мы немедленно обзвонили всех друзей, знакомых, родственников и даже врачей, сообщая о случившемся чуде. Наслушались, в свою очередь, поздравлений по случаю появления в нашей семье вундеркинда. И лишь потом задумались о том, как и почему все это случилось.

В дальнейшем, анализируя ситуацию, и мы, и наши врачи с психологами, с которыми мы поддерживали постоянный контакт после проблем со старшей, пришли к выводу, что спасибо сказать надо именно нашей болтливой няне. Девочке была создана идеальная звуковая среда для овладения речью. Ведь няня, помимо прочего, была весьма эмоциональной женщиной и разговаривала с окружающим пространством, в том числе с ребенком, ярко и красочно, невольно вовлекая тем самым нашу малышку не только в вербальное общение.

Неудивительно, что девочка воспринимала слова как естественную часть реального мира, которой овладевала, как и всем прочим, – неважно, с помощью ползанья по полу, обнимашек с мамой-папой-сестренкой-няней или с помощью собственного языка.

Этот случай стал для нас очень хорошим уроком, и для моих подруг тоже. Тем более что они с разной периодичностью тоже скоро обзавелись наследниками. Разумеется, ни мы, ни наше окружение так и не научились разговаривать со стенами, деревьями или телевизором. Но со своими детьми мы теперь не просто общаемся – мы разговариваем. Долго и часто. Причем стараемся делать это не менее эмоционально, чем получалось у нашей няни – правда, с переменным успехом.

Как оказалось, научиться разговаривать с детьми так, чтобы и им было интересно, и нам тоже, очень и очень трудно. Многие скатываются на сюсюканье, на коверканье языка, на резкое упрощение собственной речи. Видимо, считают, что детям так будет понятнее. На деле же совсем наоборот.

Судя по моим наблюдениям, если вы будете разговаривать с детьми неестественным для себя образом, искусственно обедняя свою речь или заставляя себя общаться, дети быстро переймут именно такую меру обращения к окружающему миру. И тогда о полноценном контакте с ребенком – не говоря уж о развивающем общении – придется забыть надолго, если не навсегда.

Тем не менее необходимо вырабатывать в себе привычку разговаривать с детьми всегда и обо всем. Вы себе не представляете, насколько это трудно для тех, кто большую часть жизни проводит в молчании, а это, пожалуй, чуть ли не все человечество. И для меня тоже. Моя работа, например, связана со словом. Казалось бы, мне в этом отношении должно было бы быть легче. Ан нет! Письменная и печатная речь – отнюдь не устная или непечатная ))). Перевести одну в другую оказалось неимоверно сложно.

Для начала я пыталась вслух комментировать каждое свое действие дома – получалось плохо и явно натужно. Потом начала разговаривать с детьми о каждом нашем совместном действии – это было уже легче, так как предполагало некий эмоциональный отклик на действия друг друга. А потом мы придумали совместную работу над картинками. Да-да, как в детском садике или в первом классе, когда мы выполняли задание «рассказ по картинке». На улице во время прогулки такими «картинками» для нас становились дерево, цветок, песочница...

Постепенно подобными «картинками» оказалось заполнено и наше внекнижное общение, и к настоящему времени навык разговорной речи при общении с детьми, как я считаю, выработался и закрепился. Слуховое отличие от взрослой речи – несколько более эмоциональный акцент на каждом ключевом слове или действии. Теперь он появляется у меня автоматически не только в общении с собственными детьми, но и с любым ребенком вообще. Кстати, недавно я заметила, что посторонние дети ко мне стали буквально липнуть – видимо, получают от меня то, чего им не хватает у их собственных взрослых.

Единственное, о чем я жалею – что не пришла к этому открытию намного раньше. А ведь могла бы и понять, наблюдая за собственными детьми с самого их рождения! В конце концов, человечество обладает этими навыками с незапамятных времен.

А нам, таким современным и высокоразвитым, приходится постигать это не чувствами, а разумом. И хорошо, если в итоге до нас это все-таки доходит.

Тэги по теме:

Комментарии (2)

06.02.2018

Как вы правы, что с детьми надо разговаривать! Вот стала я бабушкой, прихожу к внукам, а там у них дома тишина, мама разговаривает с ними мало, а папа, тот вообще молчун, берет малыша на руки и молчит! А я целый день разговариваю с внуками и, чувствую, очень раздражаю их родителей, которые постоянно сидят, уткнувшись в свои смартфоны! А потом спрашивают - и почему наш малыш еще не говорит?

Ответить Добавить ответ
02.03.2018

Самое важное и главное в этой статье - разговаривать! Не агукать, не сюсюкаться, а общаться!

Ответить Добавить ответ

Возврат к списку

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Подписка на самое интересное

Подписка на самое интересное

Мы отбираем для вас все самое лучшее :)