Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Семья и общество

Когда дети теряются, главное – не потеряться родителям

Автор
Елизавета Букина
Елизавета Букина
Блогер
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
13 ноября 18 в 15:23
Когда дети теряются, главное – не потеряться родителям

До сих пор, хотя времени прошло уже немало, я с ужасом вспоминаю то чувство растерянности и почти паники, которое охватило меня, когда старшая дочка не пришла вовремя домой из школы, находившейся от нас буквально в 100 метрах. Девочка училась уже в третьем классе, и мы посчитали, что она вполне может сама добираться из школы. Да она и сама этого хотела, все твердила, что она уже большая и самостоятельная.

Пару месяцев все было нормально. Дочка появлялась дома буквально 15 минут спустя после школьного обеда и очень гордилась, что ей разрешают ходить по улицам, как почти взрослой. И вот вам сюрприз: из школы ушла, домой не пришла.

Естественно, я встревожилась. А потом, каюсь, и всполошилась. Старшие родственники «помогли». Свекровь, как всегда, подлила масла в огонь, ей вторила моя собственная мать – по жизни известная паникерша. Мол, мы тебе говорили, время сейчас такое, что ребенка ни на минуту нельзя одного вне дома оставлять... Я дважды сбегала на маршрут дочки до школы и обратно, завернула во все возможные закутки, расспрашивала прохожих – все без толку.

Девочка не только не осознала свое «преступление», но еще и обиделась на его несправедливость и, скажем так, неадекватность совершенному.

Старшие «мамы» все это время чуть ли не поминутно капали и капали мне на нервы. И вместо того, чтобы сосредоточиться и подумать, что делать, я запсиховала вместе с ними. Это уже потом, проанализировав все произошедшее чуть ли не поминутно, я поняла, что мне надо было срочно выпроваживать их из квартиры и немедленно заниматься следующими этапами поиска. Сэкономила бы и время, и нервы, и отношения с ними сохранила бы вполне нормальные. Но мы всегда крепки задним умом: в тот момент это мне даже в голову не пришло.

Втроем мы вывалили свою истерику на мужа, который завернул домой пообедать – к тому времени с момента исчезновения дочки прошло уже почти три часа. Мужу пришлось резко рявкнуть, чтобы привести нас в чувство. Он-то и заставил нас прекратить метаться, быстро распределил обязанности – кто куда звонит, или идет, или бежит рысью, – а сам поехал в полицию. 

Но не доехал – дочка нашлась.

Пришла домой страшно довольная и удивилась нашему волнению безмерно: ну что такого, зашла к подружке немного поиграть и спохватилась, только когда много времени прошло. Почему не позвонила? Телефон разрядился, а с подружкиного мобильника было не дозвониться, так как она наши номера наизусть не помнила.

Когда дети теряются, главное – не потеряться родителям

Источник фото: shutterstock.com

Наказание без преступления

Выволочку мы нашей деточке устроили за все это знатную. Но, похоже, бесполезную: до нее никак не доходили причины нашего гнева. Дело в том, что ранее, когда мы еще провожали дочку и в школу, и из школы, я нередко отпускала ее именно к этой подружке в гости, так как она жила в нашем же доме, только в другом подъезде. Вот дочка и привыкла, что заходить к этой девочке можно чуть ли не как к себе домой, благо ее мама всегда была нам рада.

В новом учебном году эта подружка пошла в другую школу, моя дочка долго с ней не пересекалась – разные расписания мешали. Неудивительно, что, когда они случайно встретились перед самым нашим домом, кинулись друг к другу и на радостях забыли обо всем окружающем. Мама подружки восприняла визит моей дочери совершенно спокойно; знала, что мы никогда не были против дружбы наших детей, и считала, что я сама ее к ним отпустила по дороге из школы.

Девочки играли, болтали, слегка перекусили. А когда расстались, дочка побежала домой, чтобы порадоваться вместе со мной вновь обретенной подружке. И тут-то встречаем ее мы – три мегеры, в которых успели превратиться за эти часы нервотрепки. В слезах, в соплях, с воплями и упреками.

В случае с Лизой Фомкиной из Черноголовки под Орехово-Зуево, имя которой позже дали сайту о потеряшках и движению волонтеров, поиски длились десять дней. Нашли ее в лесу уже мертвой. Выяснилось, что погибла девочка на девятый день поисков.

Степень нашего беспокойства из-за ее опоздания дочка так и не смогла понять. Ведь, с ее точки зрения, она не совершила ничего плохого. Ничего из того, что мы запрещали ей раньше, она не делала, просто немного по-другому использовала свое свободное время, вот и все.

Соответственно, наши наказательные усилия были восприняты совсем не так, как мы хотели. Девочка не только не осознала свое «преступление», но еще и обиделась на его несправедливость и, скажем так, неадекватность совершенному.

Дело было в пятницу, поэтому мы отменили на выходные все запланированные ранее походы в лес по грибы и в кино. Не пустили ее на день рождения к однокласснику, куда она была приглашена в воскресенье. И вообще, всячески демонстрировали ей свое недовольство.

Реакция оказалась совсем не той, какой мы хотели добиться. Нет-нет, вначале наша девочка извинялась – но, на наш взгляд, недостаточно активно. Так что наказания сыпались все более и более крутые. Ну как же, нам надо было добиться, чтобы ребенок мучился и страдал так же, как мы, чтобы на своей шкуре испытал, каково это – делать близким больно!

Но после того, как мы не пустили ее в гости к однокласснику, дочка уже, в свою очередь, сама обиделась на нас. Ведь этот мальчик ей нравился, она изо всех сил старалась понравиться ему, а тут такой облом! И за что?! За незначительное, на ее взгляд, прегрешение!

В итоге уже нас начала мучить совесть: уж не переборщили ли мы, перекладывая на ребенка не только нашу злость и растерянность, но и ответственность?

Ведь это мы должны были позаботиться о том, чтобы наша девочка четко усвоила правила поведения вне дома и свою обязанность ставить нас в известность обо всех переменах в своем графике.

Это мы должны были вдолбить в ее память номера наших телефонов. Или как минимум заполнить странички школьного дневника с соответствующими графами для адреса и контактов ближайших родственников (они есть в самом начале дневника) и показать их дочери.

Это мы, наконец, могли заранее задуматься об оптимальном использовании гаджетов, имеющих функцию контроля передвижения.

Мы прошляпили – а ребенок один виноват?

В общем, к полудню воскресенья мы помирились, перешли к спокойному «разбору полетов» и выработали с дочерью алгоритм поведения в аналогичных ситуациях. И потом постарались несколько раз провести «полевые учения». Нам очень помог материал, подготовленный в помощь родителям на сайте «Лиза Алерт». Очень советуем заглянуть, чтобы не изобретать велосипед.

Когда дети теряются, главное – не потеряться родителям

Источник фото: shutterstock.com

Потеряшек надо искать сразу

Как оказалось, наша семья отнюдь не одинока: в аналогичной ситуации каждый год оказываются тысячи взрослых и детей. И хорошо еще, если разрешаются эти ситуации так же, как у нас. В случае с Лизой Фомкиной из Черноголовки под Орехово-Зуево, имя которой позже дали сайту о потеряшках и движению волонтеров, поиски длились десять дней. Нашли ее в лесу уже мертвой.

Выяснилось, что погибла девочка на девятый день поисков. Чуть-чуть бы раньше, и она осталась бы жива. Полиция искала пять дней совсем не там, где потерялась Лиза. Нашли ее только тогда, когда к поиску подключились три сотни волонтеров.

500-800 человек в год находят уже мертвыми, пропавших – еще столько же. И это только из тех, в поисках которых участвовали волонтеры! По данным полиции, таких потеряшек еще больше.

Они опоздали на сутки. И поняли, что жить с этим, как прежде, уже не смогут никогда. Люди объединились и создали поисковый отряд «Лиза Алерт» (аlert на английском – «сигнал тревоги»), подразделения которого существуют уже по всей стране.

Было это в 2010 году. За восемь лет спасли около 20 тысяч человек – и взрослых, и детей. Но гибнут все равно многие, и без вести пропадают тоже многие. 500-800 человек в год находят уже мертвыми, пропавших – еще столько же. И это только из тех, в поисках которых участвовали волонтеры! По данным полиции, таких потеряшек еще больше. Просто не ко всем поискам родные догадываются подключать добровольцев.

После происшествия с нашей девочкой я прошерстила разные сайты и уяснила, что ни я, ни муж, ни наши дети и наши мамы не имеем вообще никакого представления об алгоритмах действий в случае пропажи ребенка. За наши бестолковые метания мне стыдно до сих пор. Так что я с благодарностью воспользовалась советами поисковиков, которые на примере своей обширной практики выработали для нас, родителей, очень простые правила безопасности. Главный из которых: не стесняться поднимать панику (разумную и хорошо организованную) как можно быстрее после того, как стало ясно, что ребенок исчез в неизвестном направлении.

А еще стоит вовремя принять превентивные меры. Они просты и всем доступны.

Простые правила

Мы вняли совету волонтеров из отряда «Лиза Алерт» и срочно обучили обеих наших девочек правилам безопасного поведения. Так, теперь обе наизусть помнят три номера мобильных: мой, папы и бабушки. Кроме того, знают, где эти номера найти, если вдруг позабудут: они есть в их дневниках и у их учительниц в школе.

Когда дети теряются, главное – не потеряться родителям

Источник фото: shutterstock.com

А еще они научены при необходимости обращаться с просьбой позвонить к вахтершам, которые выпускают их из школы (на тот случай, если свой телефон потерян или разрядился).

Правда, с вахтершами пришлось повозиться. Эти суровые дамы слишком уж неохотно дают детям звонить с вахты – не знаю уж, почему. Вроде бы должны быть заинтересованы, чтобы у школьников все было в порядке, но вот поди ж ты, не упускают случая поиздеваться, особенно над маленькими.

Можно было бы, конечно, с ними поскандалить. Но вряд ли это оказалось бы эффективным. Пришлось идти заведенным в России порядком: конфеты, варенье, небольшие сувенирчики... Противно, а что делать? Зато все три вахтовые дамы наших девочек уже крепко запомнили и спокойно дают им позвонить в случае необходимости.

Я, кстати, подключилась к списку волонтеров и предложила свою помощь. Теперь получаю извещения, если кому-то надо помочь найти потеряшек. За неделю поиск объявляли шесть раз. Дважды это были дети, четыре раза – пожилые взрослые. Всех удалось найти.

Остается только мечтать, чтобы стали у нас школы более нормальные, ввели в практику хотя бы один телефон общешкольного доступа для коротких звонков по необходимости каждому, и чтобы находился он именно на вахте... Но, наверное, пока это для России – из разряда фантастики.

Помимо этого, мы провели дома своего рода тренинг на предмет того, к кому лучше обращаться при необходимости за помощью. Как оказалось, дети склонны просить о помощи незнакомых бабушек на лавочках, хотя это, как утверждают волонтеры, наименее оптимальный вариант. Искать помощь надо у полицейских, мам или пап с детьми или у работников общественных мест – если дело происходит именно там.

Еще одно важное для детей правило: если потерялся – не двигайся с места. Взрослые быстро заметят такую крупную «пропажу» и обязательно вернутся обратно по своему маршруту.

И, наконец, главное: никуда не ходить (и не ездить) ни с какими незнакомцами, которые… просят твоей помощи. Ребенок должен запомнить: нормальный взрослый не будет просить помощи у незнакомого ребенка.

Как оказалось, правила вполне простые. Дети их быстро запомнили, а после ролевой игры, которую мы устроили с двумя знакомыми семьями во дворе и в ближайшем супермаркете, еще и усвоили накрепко. Кстати, играть в потеряшку оказалось интересно и весело всем – и взрослым, и детям от мала до велика. Надеюсь, этот опыт поможет и им, и нам в случае какого-то экстрима.

Ну а на крайний случай приведу все-таки телефон горячей линии «Лизы Алерт»: 8-800-700-54-52. Звонить можно из любого региона, звонок и помощь волонтеров – бесплатные.

Мне, к счастью, не удалось попробовать их помощь на своей шкуре: пока бог миловал. Но ведь недаром же они уже помогли найти и вернуть домой тысячи людей. Может быть, их содействие окажется полезным и для кого-то из всех нас в случае критической ситуации.

Я, кстати, подключилась к списку волонтеров и предложила свою помощь. Теперь получаю извещения, если кому-то надо помочь найти потеряшек. За неделю поиск объявляли шесть раз. Дважды это были дети, четыре раза – пожилые взрослые. Всех удалось найти.

Когда дети теряются, главное – не потеряться родителям

Источник фото: shutterstock.com

Когда и как? Активный поиск

Судя по рекомендациям поисковиков, искать детей надо начинать в том случае, если больше часа о них нет сведений. Главное – начать фазу активного поиска как можно раньше. И не стесняться обращаться за помощью ни к собственным близким и друзьям, ни к посторонним людям, ни в полицию или к волонтерам. А еще садитесь на телефон сами и подключайте всех доступных взрослых. Обзвону подлежат:

  • друзья и одноклассники;

  • учителя;

  • родители друзей;

  • бабушки, дедушки, тети, дяди, прочие родственники, чьи контакты вы знаете;

  • посторонние взрослые, которые, возможно, пользуются у ваших детей авторитетом: тренеры, учителя в разных учреждениях дополнительного образования.

Если у вашего ребенка есть странички в соцсетях, их стоит проверить обязательно. Читайте все: переписку, записи на стене, контакты... Правда, родители не всегда в курсе этой части жизни своих детей. Значит, надо обратиться к их сверстникам и через них получить нужные контакты.

Стоит иметь в виду, что маленькие дети чаще всего теряются «нечаянно»: на транспорте, в торговых центрах, в парке и зоопарке, в музее и театре. Если в этих местах есть охрана, нужно обратиться к ней как можно быстрее: охранники смогут контролировать все выходы. Кстати, при визите в людные места стоит заранее договариваться с ребенком, где он будет ждать, если потеряется.

Дети постарше – лет примерно с 12-13 – уже не теряются, а по каким-то причинам уходят из дома сами. Таких искать, конечно, труднее. При этом надо параллельно выявлять причину конфликта и искать самого ребенка. Для этого уже есть наработанные методики.

Разумеется, нельзя надеяться только на волонтеров. Обязательно нужно сообщать в полицию.

Гаджет в помощь

Как оказалось, существует целая куча приложений, которые легко установить на телефон для отслеживания местонахождения ребенка. Семейные локаторы поддерживаются всеми операторами связи в России. Есть навороченные, позволяющие круглосуточно отслеживать перемещение неограниченного числа членов семьи, с полной историей их передвижений за несколько лет и даже с контролем скорости (предупредят, если ребенок находится в чьей-то чужой машине). Есть скромненькие, для одного-двух человек и с ограниченным набором функций. Есть платные с посуточной или помесячной оплатой (100-150 рублей в месяц), есть бесплатные, есть смешанные – бесплатные с платными расширениями.

Выбор велик, но не всегда востребован. Так, в классе нашей старшей девочки, как оказалось, семейный локатор подключен только у… трех детей. (У младшей в первом классе – вообще никто.) Конечно, многие родители до сих пор сами водят детей в школу. Но третьеклашек уже пора приучать к самостоятельности. Примерно половина одноклассников моей дочки уже вполне выросли, родители им доверяют, и дети добираются домой сами. Казалось бы, чего проще: подключить локатор – и можно быть спокойным. Однако, увы, мы и сами сообразили, только когда жареный петух в темечко клюнул.

Примерно так же ведет себя, увы, большинство родителей. Я попросила знакомых мам поспрашивать в классах их детей, сколько локаторов имеется у них. И оказалось, что в целом не более чем у 10 процентов. И это в пятых, седьмых и девятых классах, в которых дети справляются со своим временем уже практически без помощи взрослых!

Мы подключили все наши телефоны к соответствующим приложениям практически сразу после того происшествия, выбрав несложные и бесплатные приложения. Считаем, что в наших условиях этого достаточно. Зато теперь телефон нашей старшей дочери всегда сообщает нам, где она находится, даже если она забывает нам позвонить.

Правда, и это не панацея. Ведь в нашем случае беда произошла именно потому, что телефон разрядился! Как ты его ни заряжай накануне, в школе дети играют в свои гаджеты весьма активно. В результате батареи садятся в самый неподходящий момент, как раз тогда, когда надо связаться с родителями. И тут уж никакие локаторы не спасут.

Так что см. выше: налаживайте контакты с суровыми вахтершами...


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Внимание!

Закрыть