Вход на сайт

Регистрация

или

register
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Семья и общество

Актуальность проблемы полового воспитания

Анна Чуракова
Подписаться
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
Актуальность проблемы полового воспитания
В 2006 году из около 1,5 млн зафиксированных случаев абортов в России, 10% пришлось на девушек до 19 лет. Возросло и количество матерей-подростков. Также отмечено возрастание заболеваемости СПИДом, особенно среди молодых людей, возраст которых составляет 15–30 лет. За последующие 10 лет число абортов постоянно падает, в последние годы с ускорением, а среди молодёжи - падает быстрее всего. В итоге РФ по показателям абортов у молодёжи за вычетом выкидышей сейчас уже находится примерно в середине списка всех развитых стран (например, хуже дела обстоят в Швеции, США и ещё десятке или больше стран). Однако положительная динамика не означает, что половое воспитание не нужно. Помимо вопроса о снижении числа абортов, половое воспитание необходимо и с точки зрения ответственного отношения молодых людей к собственному репродуктивному здоровью, и с точки зрения ответственного родительства.

Что такое половое воспитание? Половое воспитание – это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола.

Суть полового воспитания сводится к тому, чтобы подготовить к взрослой жизни здоровых мужчин и женщин, способных адекватно осознавать свои физические и психологические особенности, устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, реализовывать свои потребности в соответствии с существующими в обществе нравственными и этическими нормами. В конечном счете это означает воспитание эмоционально зрелой личности.

В 1980-х годах в СССР был введен курс для 9–10 классов «Этика и психология семейной жизни». Однако новый курс не был методически подготовлен: никто заранее не позаботился об обучении учителей. В учебных пособиях содержались полезные сведения по анатомии и физиологии, но самые важные психологические проблемы общения мужчины и женщины трактовались примитивно. При этом учебники для самих школьников старались обойти стороной сексуальные сюжеты. Разработанные позже программы дифференцированного полового просвещения для учащихся разного возраста остались невостребованными. Врачи и педагоги, а также психологи не участвовали в разработке данных программ.

Приведу статистику по результатам всесоюзного опроса 1989 года из книги «Сексология» И. С. Кона. Ответы на вопрос «Какие каналы получения информации по вопросам сексуальной жизни вы считаете наиболее приемлемыми и эффективными?» распределились следующим образом:

• специальный учебный курс в школах, учебных заведениях – 45,6%;

• специальная научно-популярная литература – 42,5%;

• специальные научно-популярные фильмы, специальная научно-популярная программа телевидения – 28,7%;

• консультации у врачей-специалистов – 22,2%;

• беседы с родителями – 21,4%;

• обсуждение проблем сексуальной жизни со сверстниками – 5,3%;

• другие способы – 0,7%;

• просвещение молодежи в вопросах сексуальной жизни вообще не нужно – 3,0%;

• затруднились с ответом – 6,2%.

В конце 1980-х стала известна статистика абортов, согласно которой СССР занимал одно из первых мест в мире по количеству абортов на число рожденных детей. В значительной степени это связано с недостаточной осведомленностью населения о методах контрацепции, хотя некоторые средства контрацепции, такие как презервативы, продавались в аптеках.

***

В начале 2000-х годов я работала психологом в профессиональном лицее г. Петрозаводска. В лицее обучались учащиеся 16–18 лет после окончания 11 классов средней школы. Была лишь одна-единственная группа девочек-подростков 14–15 лет, которые пришли учиться в лицей после 9 класса.

Образование и просвещение данной группы девочек было под особым контролем директора лицея, т. к. подростки были из неполных или неблагополучных семей, часть из них являлись социальными сиротами (когда один или оба родителя лишены родительских прав, признаны недееспособными), и одна девочка была с серьезным неврологическим заболеванием. Особое внимание требовалось не только со стороны учителей, но и со стороны психолога и социального педагога.

С группой, состоящей из 12 человек, я каждую неделю проводила тренинги. Темы тренингов подбирались с учетом образовательных задач профессионального лицея, актуальности ситуации для учителей и подростков, интересов самих учащихся.

С каждым тренингом девочки становились более общительными, не боялись высказывать свое мнение, задавали наболевшие вопросы. При таком доверительном и неформальном общении становилось понятно, что, помимо приобретения коммуникативных навыков, получения на тренингах дополнительных знаний и умений, остро стоит вопрос о половом воспитании, сексуальном образовании подростков.

Совместно с социальным педагогом и руководством школы было принято решение пригласить медицинского работника из перинатального центра, для того чтобы девочки могли получить ответы на свои животрепещущие вопросы.

В целях более продуктивного общения во время лекции, дабы избежать смущения со стороны девочек-подростков и в то же время предоставить всю необходимую информацию, предложили задавать вопросы в письменной форме. На каждой парте оставили несколько листов бумаги, на которых девочки могли записывать любые вопросы и передавать их медицинскому работнику. Анонимность гарантировалась, а информация была предоставлена в полном объеме.

Лекция касалась вопросов контрацепции, гигиены, профилактики ЗППП, беременности и родов. Несмотря на то, что был освещен несколько ограниченный круг проблем, касающихся полового развития, подростки остались довольны, и по указанной теме у них не оставалось «неудобных» вопросов.

Каким образом в настоящее время освещаются вопросы полового воспитания? Кто разрабатывает программы для школьников? Какие специалисты принимают участие в составлении школьных учебников, методичек, пособий по сексуальному развитию? Полагаю, что еще не один год эти вопросы останутся без ответа.

Распространение информации, касающейся полового воспитания и сексуального образования, может сталкиваться с сопротивлением со стороны как учителей, так и родителей, и зачастую основывается на неправильном представлении о данном предмете или страхах, возникающих по причине недостаточной осведомленности.

Поскольку моя работа была связана с учащимися 14–17 лет, то остановлюсь на этом возрастном периоде для освещения вопросов полового воспитания в рамках школьной программы:

1. Разработка курса, включающего работу с опытными и грамотными психологами, врачами, биологами. Специалисты должны быть готовы вести диалог со школьниками и отвечать на все вопросы, которые интересуют подростков. Лучше приглашать два раза в месяц специалиста и освещать узкий спектр вопросов касательно определенной темы. Так школьники смогут получить информацию от компетентного специалиста.

2. Во время обсуждения некоторых тем разделение классов по половому признаку. Например, при предоставлении информации об особенностях женского и мужского тела. Такое разделение поможет, с одной стороны, задать больше «неудобных» вопросов, с другой стороны – второй половине класса, для которой информация не будет являться чем-то новым, не придется скучать или испытывать смущение и неудобство.

3. Получение согласия от родителей. В старших классах школы вопросы контрацепции могут оказаться не столь актуальными, т. е. следует предупреждать ситуации и начинать половое просвещение с более раннего возраста, в 5–6 классе. Но для родителей учеников 10–12 лет дети кажутся еще крохами, и свое согласие не каждый родитель может предоставить, чтобы не травмировать психику ребенка и не стимулировать после таких занятий еще больший поток вопросов. Получается, что если в школе на уроках ОБЖ, классных часах, уроках биологии освещается лишь малая часть вопросов полового воспитания, пробелы в знаниях школьники начинают заполнять поиском информации в СМИ, у друзей и знакомых. Родители могут оставлять право полового просвещения в рамках семьи. Однако на деле мало кто знает, в каком возрасте и как нужно начинать проводить беседы о половом развитии. И снова вопрос о половом воспитании может повиснуть в воздухе…

Следует отметить, что программа полового воспитания является только одним из факторов, помогающих решить проблемы подростковых беременностей, абортов и ЗППП. К прочим факторам можно отнести экономическое благополучие страны, уровень общей культуры, образования и т. д.

С уважением и наилучшими пожеланиями, Чуракова Анна


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи

Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте

Самые свежие новости из жизни города и не только

Интерсные статьи читайте на Аист

Внимание!

Закрыть