Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Демография

«К вопросу об эффективности выплаты 25 000 руб. наличными из средств материнского (семейного) капитала и о влиянии данной меры на увеличение рождаемости».

Автор
Владимир Козлов
Владимир Козлов
Доцент кафедры демографии НИУ ВШЭ
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
Автор
Василий Худолеев
Василий Худолеев
Директор Фонда гражданских проектов «СОЦИУМЪ», главный редактор журнала «Аист на крыше. Демографический журнал», член экспертного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
3 июля 17 в 00:00
«К вопросу об эффективности выплаты 25 000 руб. наличными из средств материнского (семейного) капитала и о влиянии данной меры на увеличение рождаемости».

Введение

На сегодняшний день материнский капитал в России имеет не только и не столько экономический, сколько психологический эффект, так как его потенциал по увеличению рождаемости уже практически исчерпан. Например, новость о его возможной отмене привела к смещению календаря рождений, что сначала привело к быстрому росту числа рожденных, а в настоящий момент к некоторому спаду.

Известно, что разрешение на выплату денежной суммы из средств материнского капитала, появилось не первый раз. Семьи, в которых второй (или последующий) ребенок появился с 2007 г., получали подобную единовременную выплату в 12 000 рублей в 2009 и 2010 гг. В 2015 г. был принят закон о выплате 20 000 рублей, а в 2016 уже 25 000 рублей. Но стоит отметить, что эту выплату всегда называли антикризисной: ее введение очень четко связано со снижением уровня жизни в стране и не более того, как только уровень жизни конце 2010 г. стал быстро расти, меру не стали продлевать на 2011 г. Таким образом, никакого посыла к повышению уровня рождаемости с помощью единовременной выплаты нет и не предполагалось. Таким образом, никакого посыла к повышению уровня рождаемости с помощью единовременной выплаты нет и не предполагалось. К тому же, наиболее бурный рост рождаемости в России наблюдался в 2012 и 2013 году (с 1,58 до 1,71 детей на женщину – почти на 10%), когда единовременных выплат из средств материнского капитала не было, поэтому проследить какую-либо связь подобных мер с динамикой рождаемости невозможно.

Наиболее бурный рост рождаемости в России наблюдался в 2012 и 2013 году (с 1,58 до 1,71 детей на женщину – почти на 10%), когда единовременных выплат из средств материнского капитала не было, поэтому проследить какую-либо связь подобных мер с динамикой рождаемости невозможно.
Рассмотрим, какой эффект в реальности данная мера способна оказать на бюджеты семей и на бюджет РФ.

Влияние на доходы семей

25 000 рублей – это достаточно небольшая сумма, если сравнить ее со средней заработной платой, которая, например, в 2015 году составила более 34 000 руб. (до налогообложения), в 2016 году за ноябрь более 36 000 руб. Согласно исследованиям расходы домохозяйств на 1 человека в среднем составляют около 19350 руб. и 16900 руб. для семей с детьми до 16 лет. Таким образом, сумма в 25 000 рублей покрывает затраты 1 члена семьи примерно на срок полтора месяца.

Согласно мониторингу Росстата стоимость детских товаров, необходимых новорожденному на декабрь 2016 года в целом по России будет составлять, например : 14146.20 руб. на покупку детской коляски, 177.19 руб. - 1 комплекта белья для новорожденных и детей ясельного возраста, 180.91 руб. - 1 комплекта ползунков из хлопчатобумажного трикотажного полотна, 3035.87 руб. на покупку комбинезона для детей до одного года. В принципе часть детских вещей можно приобрести и на сумму 25 000 руб., но это сильно зависит от региона, а также от того качества вещей , которые буду т приобретаться, действительно хорошие вещи для ребенка на эту сумму купить невозможно.

Также из-за бюрократических проволочек получение денежной выплаты растягивается на некоторый срок уже после рождения, а многие товары необходимо приобрести до или сразу после рождения.

Влияние на бюджет РФ

Рассмотрим, какие могут быть расходы на реализацию данной выплаты для бюджета. Предположим, что деньги возьмет 90% всех родителей детей, рождённых вторыми (предположим, так как с 2007 года прошло довольно много времени и численность третьих и последующих детей, претендующих на данную выплату будет мала, так как они уже распорядились средствами материнского капитала ). В этом случае на 782 тыс. детей (вторые дети), рожденных в 2016 году, величина выплат составит более 17,5 млрд. рублей. При повторении данной меры в 2018 году (рассматриваем относительно числа детей, родившихся по разным сценариям в предыдущем году) с учетом снижения числа родившихся выплаты составят от 16,9 до 17,4 млрд., в 2019 году от 15,4 до 17,6 млрд., в 2020 году 14,7-15,2 млрд., в 2021 году 14,2-14,5 млрд. руб.

Если выплатой воспользуется 50% семей, имеющих право на материнский капитал, то величина выплат составит 9,8 млрд. руб. на детей, рожденных в 2016 году, затем величины будут изменяться в пределах 9,3 -9,7; 8,6-9,8; 8,2-8,5; 7,9-8,05 млрд.руб. соответственно.

Следовательно, данные выплаты дают значительную нагрузку на федеральный бюджет при низкой эффективности. Более целесообразно увеличивать материальную поддержку семьи через увеличение перечня возможных направлений расходования средств материнского капитала, например, ввести возможность положить деньги на денежный депозит или пересмотреть сроки возможного распоряжения материнским капиталом по всем направлениям, сейчас сокращенные сроки (сразу после рождения) действуют только для покупки либо строительства жилья в кредит или погашения кредитных обязательств, связанных с покупкой или строительством жилья, а также на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Данные выплаты дают значительную нагрузку на федеральный бюджет при низкой эффективности. Более целесообразно увеличивать материальную поддержку семьи через увеличение перечня возможных направлений расходования средств материнского капитала

Заключение

Таким образом мера, предполагающая выплату 25000 руб. наличными из средств материнского капитала никак не повлияет на решение о рождении ребенка, так как выдаваемая сумма слишком мала.

Мера , предполагающая выплату 25000 руб. наличными из средств материнского капитала никак не повлияет на решение о рождении ребенка, так как выдаваемая сумма слишком мала.
Более того, в 90% случаев данные деньги будут потрачены на еду или одежду для членов семьи. При этом для бюджета реализация таких мер приведет к значительной финансовой нагрузке.

Разрешив выдавать порядка 5% из материнского капитала наличными, мы уменьшаем ту его часть, которая может быть направлена на действительно необходимые семье «фундаментальные» вещи, от которых зависит ее будущее такие, как образование детей и улучшение жилищных условий, а в условиях отсутствии индексации материнского капитала и высокой инфляции негативный эффект будет только увеличиваться.

Отметим, что программы исключительной финансовой поддержки матерей, не связанные с улучшением жилищных условий или расширением сети дошкольных учреждений действуют в таких странах с традиционно низкой рождаемостью (значительно ниже, чем в современной России) как Германия, Испания, Венгрия. К каким -либо устойчивым изменениям они не приводят.

Если мы говорим о данной мере как о мере социальной поддержки семьи, тогда данная мера может иметь место, но не за счет средств материнского капитала, который имел и имеет сугубо демографические цели, связанные с повышением рождаемости.

Если мы говорим о данной мере как о мере социальной поддержки семьи, тогда данная мера может иметь место, но не за счет средств материнского капитала, который имел и имеет сугубо демографические цели, связанные с повышением рождаемости.

Также введение такой меры противоречит положениям N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (ФЗ «О материнском капитале»). Так, согласно п.1 ст. 2 N 256-ФЗ дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей -инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения. То есть в законе установлены цели, на которые могут быть использованы средства материнского капитала. Единовременная выплата 25 000 руб. никак не согласовывается с целями и задачами данного федерального закона.

Единовременная выплата 25 000 руб. никак не согласовывается с целями и задачами N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (ФЗ «О материнском капитале»), а также противоречит принципам и задачам по повышению рождаемости, заложенным в Концепцию демографического развития до 2025 г.

Данная мера также противоречит принципам и задачам по повышению рождаемости, заложенным в Концепцию демографического развития до 2025 г., утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 (Далее-Концепция). В том числе принципу «концентрации на приоритетах», то есть необходимости выбора по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение наиболее эффективных механизмов их решения. Более того, в перечне задач по повышению рождаемости, изложенном в Концепции меры по увеличению социальной поддержки и адресной помощи семьям указаны отдельными пунктами в то время, как материнский капитал является самостоятельной мерой, направленной исключительно на увеличение рождаемости!

Вместо того, чтобы сконцентрировать финансовые ресурсы на точеных эффективных мерах по повышению рождаемости, в очередной раз предлагается «размазать» незначительные суммы «ровным слоем», создав ненужную нагрузку на бюджет, при этом не решая стоящих перед РФ демографических задач.

Вместо того, чтобы сконцентрировать финансовые ресурсы на точеных эффективных мерах по повышению рождаемости, в очередной раз предлагается «размазать» незначительные суммы «ровным слоем», создав ненужную нагрузку на бюджет, при этом не решая стоящих перед РФ демографических задач.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Внимание!

Закрыть