Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Демография

Статистический анализ влияния мер демографической политики в России на показатели рождаемости, выводы и рекомендации.

Автор
Владимир Козлов
Владимир Козлов
Доцент кафедры демографии НИУ ВШЭ
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
Автор
Алексей Ракша
Алексей Ракша
Эксперт проекта «Аист на крыше», независимый демограф
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
3 июля 17 в 00:00
Статистический анализ влияния мер демографической политики в России на показатели рождаемости, выводы и рекомендации.

Начиная с сентября 2016 г. в России происходит падение рождаемости, которое по состоянию на апрель пока только усугубляется.

Если по итогам 2015 года Коэффициент Суммарной Рождаемости (далее – КСР) достиг 1,777, то в 2016г. – 1,762, причём за первую половину 2016 г., по оценке, он составил около 1,80.За первые 4 месяца 2017 г. КСР оценочно составил 1,61 – 1,62 ребёнка на 1 женщину, что является самым низким значением с 2011 г. 

В РФ за первые 4 месяца 2017 г. КСР составил  ~ 1,61 – 1,62 ребёнка на 1 женщину, что является самым низким значением с 2011 г.

Эпоха роста рождаемости подошла к концу. Наблюдаемый в 2017 г. уровень рождаемости находится ниже пессимистичного варианта прогноза Росстата.

Статистический анализ влияния мер демографической политики в России на показатели рождаемости, выводы и рекомендации.

Рис. 1. КСР в России и прогноз его изменения по 4-м сценариям, выполненный осенью 2016 г.

Резкое падение дополнительно усугубляется вхождением России в «эхо демографической ямы 90-х». Это выражается в ускоряющемся снижении числа женщин наиболее активного репродуктивного возраста (20-35 лет), что вызывает ещё более быстрое, чем падение КСР, падение числа родившихся. Если в 2014 -2015 гг. с учётом вхождения республики Крым в состав РФ количество родившихся превышало 1,94 млн., то в 2016 г. – 1,89 млн, а оперативный прогноз на 2017 г. – около 1,7 млн. Это самый низкий уровень с 2007 г.

Статистический анализ влияния мер демографической политики в России на показатели рождаемости, выводы и рекомендации.

Рис. 2. Число рождённых детей в России и прогнозы его изменения.

По расчётам, за 2007 -2015 гг. за счёт внедрения новых мер демографической политики, в первую очередь программы Материнского Капитала (далее – ПМК), дополнительно родилось около 2 млн. вторых и последующих дете й, причём в наибольшей степени ПМК оказала влияние на рождения вторых детей. В 2016 г. КСР вторых детей (КСР 2) достиг в России 0,69 ребёнк а на 1 женщину и стал самым высоким среди всех развитых стран, собирающих такую статистику. КСР третьих рождений(КСР3) также увеличился в 2,5 раза. Но в отличии от КСР2 еще имеет значительный потенциал роста (см. Табл1)

Падение рождаемости первенцев осенью 2016 г. последовало за резким сокращением числа браков в 2016 г. Очевидно, что в условиях кризисных явлений в экономике и общей неопределённости, а также во многом утраты позитивного видения экономического будущего страны граждане решили повременить с созданием семей.

В то же время статистическая связь между величиной расходов на семейную политику и уровнем рождаемости первых детей отсутствует.


Статистическая связь между величиной расходов на семейную политику и уровнем рождаемости первых детей отсутствует.

Статистический анализ влияния мер демографической политики в России на показатели рождаемости, выводы и рекомендации.

Рис. 3. Взаимосвязь между уровнем расходов на семейную политику и вероятностью рождения первенца.

Резкое падение рождаемости вторых детей в декабре 2015 г., нельзя объяснить ничем иным, как прекращением стимулирующего действия приближающегося конца ПМК. В течении 2014 и особенно 2015 гг. дискуссия между социальным и экономическим блоками Правительства РФ о том, продлевать ли ПМК, изначально рассчитанную на 10 лет (2007 - 2016), разгоралась всё острее, всё чаще выходила в публичное пространство и имела своей кульминацией заявление Президента о необходимости продления программы, сделанное 3 декабря 2015 г. Ровно через 9 месяцев рождаемость вторых детей упала примерно на 10%. В январе 2017 г. произошёл новый спад. Из этого следует вывод, что уровень рождаемости вторых детей в 2015 г. и особенно в 2016 г. является отчасти «раздутым», завышенным по причине стремления граждан успеть принять участие в ПМК до момента её планового завершения с 1 января 2017 г. Однако за 13 месяцев до этой даты программа была продлена ещё на 2 года, что вызвало падение рождаемости вторых детей по аналогии со сдутием биржевого «пузыря».

То есть помимо всего прочего необходимо обеспечивать предсказуемость принимаемых государством мер демографической политики.

В то же время между уровнем расходов на семейную политику и вероятностью рождения вторых и третьих детей (в отличие от первых) существует статистическая связь.

Между уровнем расходов на семейную политику и вероятностью рождения вторых и третьих детей (в отличие от первых) существует статистическая связь.

Статистический анализ влияния мер демографической политики в России на показатели рождаемости, выводы и рекомендации.

Рис 4. Взаимосвязь расходов на семейную политику и вероятностью рождения 2 ребенка.

В 2016 году с целью дальнейшего повышения рождаемости Министерство труда и социального развития РФ предложило стимулировать более раннее рождение первенцев и отчасти вторых детей. На практике статистический анализ межстрановых различий по уровню и динамике КСР, а также по величине и динамике среднего возраста рождения первого ребёнка (материнского дебюта, далее – СВР1) не подтверждает данный тезис. Статистическая связь между этими двумя параметрами отсутствует.

Статистический анализ влияния мер демографической политики в России на показатели рождаемости, выводы и рекомендации.

Рис 5. Взаимосвязь КСР и среднего возраста матери при рождении первенца (СВР1)

Россия давно имеет и продолжает сохранять один из самых молодых профилей рождаемости среди всех развитых стран. Из более чем трёх десятков государств, располагающих соответствующими данными, ещё более низкий возраст СВР имеет лишь Украина.

Статистический анализ влияния мер демографической политики в России на показатели рождаемости, выводы и рекомендации.

Рис. 6. Темпы старения рождаемости (СВР1)

Во всех странах, имеющих рождаемость выше, чем в РФ, СВР1 намного выше российского. Скорость роста СВР1 почти во всех странах Центральной и Восточной Европы выше российской.

Табл. 1. Сравнение КСР по очерёдности рождения, СВР1 и доли расходов на семейную политику в странах, имеющих более высокую рождаемость, чем РФ.

Статистический анализ влияния мер демографической политики в России на показатели рождаемости, выводы и рекомендации.

Более того, в послевоенный период для России характерна скорее прямая, чем обратная связь между СВР1 и КСР. Другими словами, за последние десятилетия в целом более «молодой» рождаемости соответствовал её более низкий уровень.

Статистический анализ влияния мер демографической политики в России на показатели рождаемости, выводы и рекомендации.

Рис. 7. Взаимосвязь коэффициента суммарной рождаемости (КСР) и среднего возраста рождения первого ребенка (СВР1)

Дальнейший анализ показывает, что с о постарением материнского дебюта уменьшается интервал между первым и вторым рождением, но вероятность рождения следующего ребёнка значимо не меняется. По крайней мере, это справедливо до достижения СВР1 значения в районе 28-29 лет.

Средний возраст рождения ребёнка растёт во всех без исключения странах, в то время как уровень рождаемости в разных странах ведёт себя разнонаправленно: где -то снижается, где-то колеблется, а где-то растёт.

Гораздо более сильной, статистически значимой является связь между долей рождений высокой очерёдности (третьих и последующих детей) и общего уровня рождаемости, что проиллюстрировано на рис. 8.

Статистический анализ влияния мер демографической политики в России на показатели рождаемости, выводы и рекомендации.

Рис. 8. Сравнение доли рождений высоких порядков в КСР и его абсолютной величины.

R2 = 0,68 – это сильная статистическая связь. Другими словами, там, где рождаемость 3-х и последующих детей высокая, высок и общий уровень рождаемости.

Там, где рождаемость 3-х и последующих детей высокая, высок и общий уровень рождаемости.

Причём хорошо заметно, что без дальнейшего роста доли 3-х и последующих детей общий рост КСР в России сильно ограничен.

Откладывание же первых рождений почти всегда – явление временное. Рано или поздно подавляющее большинство женщин обзаводятся ребёнком. СВР1 в России по итогам 2015 г. составил всего 25,5 года, поэтому потенциал для роста СВР1 в России еще очень велик примерно до 35 лет. Россия, располагаясь к востоку от линии Хаджнала (Hajnal line), отделяющей православную часть Европы от католической и протестантской и традиционно имеет относительно «молодую» рождаемость и низкий уровень бездетности.

Таким образом, в настоящее время целесообразно стимулировать рождения третьих и последующих детей, поскольку потенциал дальнейшего роста рождаемости вторых детей практически исчерпан.

Более того, поддерживая рождение третьих детей, мы увеличивает количество четвертых и пятых и поддерживаем рождаемость первых и вторых детей, а также используем потенциал поклонений женщин в возрасте 30-40 лет , которых просто физически больше, чем 18-25 летних, а следовательно они могут дать значительное увеличение числа рождений. Более того, как видно Рис 9. для поколения 30-33 летних характерно превышения числа мужчин над числом женщин, что также увеличивает потенциал этих групп населения к рождению детей высоких порядков.

Статистический анализ влияния мер демографической политики в России на показатели рождаемости, выводы и рекомендации.

Рис 9. Структура населения РФ по возрасту и полу и интенсивность рождаемости по возрасту матери на 01.01.2017 г.

Что касается сокращения числа вторых детей при изменении структуры ПМК и переносе акцента со вторых на третьих и последующих детей, то прогнозное значение уменьшения числа вторых детей составляет порядка 70 тыс. с 2017 -2025 гг. при этом не значительное сокращение числа вторых детей в общем количестве рождений вторых детей за этот период (6,8 млн. человек) компенсируется с избытком за счет дополнительных рождений третьих и последующих детей, что приводит к суммарному выигрышу в 540 тыс. дополнительно рожденных детей нарастающим итогом за 14 лет (2017- 2030гг.)

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть