Вход на сайт

Регистрация

CAPTCHA
Полезные советы

«Многие вещи нам сейчас надо было бы перенять»: рассказ о первых детских садах в России

4 мин
301
(1)
13.06.17

Автор

Наталья Шадрина

Наталья Шадрина

заместитель директора института проблем образования «Эврика»

Тэги по теме:

Поделиться:

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Когда в России появились первые детские сады, кто их основывал и что можно и нужно перенять современным садикам от той системы, proaist.ru рассказала заместитель директора института проблем образования «Эврика» Наталья Шадрина.

– Само название «детские сады» было придумано немецким ученым-педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем. Это был очень интересный человек со множеством интересных педагогических идей, которые он пытался в Германии внедрить. Что-то получалось, что-то отрицалось обществом, но, тем не менее, идеи Фрёбеля прижились, и он возымел определенный статус – в Германии его признали. В России первые детские сады образовались во второй половине 19 века – это были 60-е годы. Они в основном создавались для детей, родители которых могли платить, то есть для дворян. Они были дорогостоящими, а поэтому недоступными для простых людей. Затем детские сады получили свое развитие, и постепенно, поэтапно была создана достаточно серьезная сеть садов, но в основном они были платными. Затем, ближе к 70-м годам, создаются бесплатные детские сады как раз для работниц фабрик, заводов. Создает их специальное общество, которое было организовано для оказания помощи рабочим людям.

Из истории появления первых детских садов в России

Кто открыл первый детский сад в России?

– У истоков первых частных детских садов в России стояла ученица Фрёбеля. Она прошла у него курсы и реализовывала образовательную программу в нашей стране. Очень интересно, что те вещи, которые заложил Фрёбель еще тогда, сохранились и по сей день. Он вывел некоторые постулаты: например, что нужно развивать детей своеобразно их развитию, что у детей очень развита поисковая, то есть познавательная деятельность. Он очень много говорил про игру, но все его подходы не были приняты сначала в немецком обществе. Он выступал на конференции учителей, которые отвергли этот подход. И только в определенный период, практически в последний год его жизни, они были признаны.

Первые бесплатные детские сады

Что касается бесплатных детских садов, то это был уход и присмотр. Как таковой образовательной программы там не реализовывалось. И еще само по себе очень интересно название «детский сад». Фрёбель вкладывал туда такое понятие, как «дети – цветы жизни», и должны быть «садовницы», которые «выращивают» этих детей. Все это очень содержательно отражает, что именно он вкладывал в понятие. Фрёбель говорил, что нашими детьми нужно заниматься и растить, учитывая особенности их развития.

Детские сады были раздельными? Или существовала возможность заплатить и выбрать?

– Да, была такая возможность, но вообще в детских садах такого гендерного подхода не было, в отличие от школ, которые четко разделялись для мальчиков и девочек. По крайней мере в работах этого особо не обозначено.

Когда появился первый бесплатный детский сад в России?

А власть как-то в этом участвовала? Во времена царской империи кто-то курировал детские сады или это все на частной основе?

– Нет, детские сады организовывались при учебных заведениях. Для них основной задачей являлось подготовить детей к школе, поэтому наблюдалась и отслеживалась преемственность к школе. Частные детские сады принадлежали Римскому-Корсакову, Мамонтовой и так далее. Были попечительские советы, которые создавались и следили за тем, что происходит внутри детских садов. Первые бесплатные детские сады возникли в 1917 году, во время революции. Тогда появляется первая декларация по дошкольному воспитанию, и этот документ как раз гарантировал бесплатное дошкольное образование детей.

Первые обучающие программы для детей

Что было в программе обучения? Наверняка была какая-то религиозная часть.

– В российских программах присутствовали и религиозная составляющая, и игровая, и учебная деятельности. Там изучали языки, обучали математике, грамоте и так далее, но учитывая особенность этого дошкольного детского возраста.

Программа Пиаже и Монтессори для детского сада

Были ли какие-то интересные игровые практики? Возможно, исторические факты есть. Я где-то слышал, что учили мальчиков ездить на лошадях.

– Этому учили в дворянских семьях. Но были особые программы: например, программа итальянского педагога и ученого Марии Монтессори, которая разработала программу для детей с задержкой психического развития. Она доказала, что если программа разработана правильно и сообразна детскому развитию, то уже к 4 классу дети осваивают все те операции, которые предусмотрены в программе для основной школы, догоняя детей с нормальным развитием. То есть подобные программы развивались. Например, Жан Пиаже занимался очень много с детьми дошкольного возраста. Он также работал со своими детьми и внуками, проводил разные эксперименты, наблюдая за их развитием. Есть знаменитый эксперимент Пиаже, когда он с ребенком до двух лет начинает выяснять, на что тот реагирует. Он берет трубку, шарик кладет в начало так, что ребенок видит, затем выкатывает и выясняет, понимает ли ребенок, что шарик должен выкатиться с другой стороны. Помимо этого есть и другие эксперименты, которые и привели к таким идеям, говорящим о создании природы своеобразного развития ребенка.

Есть ли какие-то данные, сколько детей в царской России посещали детские сады, и какие-нибудь любопытные факты, например, чем кормили?

– Я знаю, что к 70-м, наверное, даже к 90-му году, было открыто порядка 20–30 садов по всей России. Даже в Иркутске был открыт частный детский сад. Понятно, что в Центральной России, Санкт-Петербурге и Москве были детские сады, которые посещали и девочки, и мальчики. Что они ели, я не знаю, но предполагаю, что если дети дворян ходили туда, то там было соответствующее меню. Способы организации привития культуры питания там тоже отличались от того, что есть сейчас в наших детских садах. Если посмотреть традиции и культуру питания того времени – как накрывали на стол, как подавали пищу, как кушали, – это, конечно, отличается от того, что у нас сейчас в детских садах, да и, наверное, во всем мире, потому что сейчас уже более упрощенный вариант, и в этом смысле культура питания несколько упрощена. Сейчас нет такого количества посуды, тарелок, обслуживающего персонала. Хотя многие вещи надо было бы перенять, потому что в советский период, в 70–80-е годы, исчезли из детских садов ножи, остались только ложки и вилки. И сейчас, посещая детские сады, я тоже не вижу, чтобы накрывали и сервировали стол как полагается – с ножами, вилками и т. д


Тэги по теме:

Комментарии (1)

02.10.2017

Познавательно. Но,думаю, сейчас детские садики ничуть не хуже прежних. И кормят детей хорошо, и занимаются, гуляют, следят за здоровьем. Единственное, что не нравится - это очень тесные помещения для групп и потолки невысокие, а ведь дети проводят там по 8-10 часов!

Ответить Добавить ответ

Возврат к списку

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Подписка на самое интересное

Подписка на самое интересное

Мы отбираем для вас все самое лучшее :)