Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Семья и общество

Мы до сих пор убиваем детей?

Автор
Марианна Баконина
Марианна Баконина
Кандидат политических наук, тележурналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
26 августа 18 в 13:00
Мы до сих пор убиваем детей?

Современные юридические и морально-нравственные нормы осуждают детоубийство. В ХХI веке это одно из тягчайших преступлений. Но на планете Земля все еще живут племена, так и не выбравшиеся из каменного века, где практикуется каннибализм и инфантицид. При этом образ жизни и обычаи заблудившихся во времени аборигенов охраняются международным законодательством. В том числе традиции детоубийства.

Заветы далеких предков

Мир давно превратился в глобальную деревню, где невозможно скрыться от всевидящего ока GPS или отказаться от проверки электронной почты, «потому что нет Сети». Но в мире, где правят гаджеты, роботы, а искусственный интеллект вот-вот одолеет человека, по-прежнему живут люди из каменного века. Эти племена называют «неконтактными», поскольку они всячески избегают общения с людьми из большого мира. Они обитают в самых глухих уголках Азии, Южной Америки, Африки и Австралии. Их быт, орудия труда, дома, одежда и традиции – родом из глубочайшей древности. Они мастерят свои луки, дротики, дубины и топоры точно так же, как делали их пращуры десятки тысяч лет назад. Они добывают хлеб насущный охотой, рыбалкой, собирательством, иногда знакомы с зачатками земледелия и скотоводства. Таких племен в общей сложности чуть больше сотни, и их умение выживать в самых невероятных условиях поражает не только ученых-антропологов. 

В Бразилии даже возникла правовая коллизия. С одной стороны, конституция страны гарантирует всем гражданам право на жизнь и безопасность. С другой стороны, действует закон о коренных народах, согласно которому индейцев нельзя судить за убийство детей.

Так, антропологи в 2004 году после самого разрушительного цунами в истории человечества очень переживали за уникальные племена Андаманских островов. Это коренные обитатели архипелага, которые, по мнению исследователей, являются прямыми потомками первых Homo Sapience. Они входят в этническую группу негрито – маленькие, смуглые, воинственные охотники, которые умудрились проспать эволюцию на своих благословенных островах и за семьдесят тысяч лет проживания на Андаманах практически не изменились. Так вот, цунами погубило на Андаманских и Никобарских островах более пяти тысяч человек. Но коренные обитатели не пострадали. Все они заблаговременно покинули деревни и ушли подальше от берега океана в горы. Как именно дикари из каменного века сумели предсказать цунами и позаботиться о собственной безопасности, ученые не знают. Однако антропологи уверены, что выживанию этих затерянных во времени племен способствуют обычаи и традиции, которые дикари свято соблюдают. В числе этих традиций – инфантицид.

Мы до сих пор убиваем детей?

Источник фото:  shutterstock.com

Убийство как культурное наследие

В большинстве племен, застрявших в каменном веке, практикуются детоубийства. Причем избавление от «неправильных» детишек вовсе не считается преступлением. Наоборот, это священный долг и почетная обязанность родителей. Все, кто окончил среднюю школу, знают про суровые обычаи спартанцев. В Спарте по приговору совета старейшин сбрасывали со скалы неполноценных младенцев, из которых нельзя было вырастить искусных воинов. Об этой практике писали древние историки, а философ Платон, первый теоретик «идеального государства», считал такой отбор естественным и благотворным. 

Археологические раскопки не подтверждают массовый инфантицид на Балканском полуострове в эпоху античности. А вот детоубийство как стандартная практика почти во всех «неконтактных» племенах – подтвержденный наукой факт. Еще в середине ХХ века австралийские ученые опубликовали данные об обычае инфатицида среди аборигенов. В статье приводился рассказ вождя племени, который последовательно и методично убивал своих новорожденных отпрысков. По его словам, он не совершал ничего дурного, ведь у младенца еще нет души и его нельзя считать человеческим существом. Дикие племена в джунглях Амазонки приговаривают к смерти младенцев с видимыми дефектами, близнецов, детей одиноких матерей. К уничтожению могут приговорить и подросших детишек, если они, к примеру, не научились ходить или у них есть психические отклонения. Антропологи зафиксировали случай, когда племя заживо похоронило мальчика, который считал, что он девочка. 

Поводов для убийства младенца в Австралии, Азии, Африке или Южной Америке – великое множество. Дети с волчьей пастью, лишним пальчиком, увеличенной головой или альбиносы считаются порождением демона. Также аборигены верят, что близнецы и младенцы, чья мать умерла при родах или вскоре после родов, приносят несчастья. Таких младенцев, согласно традиции, душат, топят в водоемах или закапывают живьем вместе с телом матери. Также распространены ритуальные жертвоприношения, когда «неправильного» ребенка отдают шаманам и колдунам, чтобы те умилостивили богов. Разумеется, изуверские практики детоубийства вызывают протест в обществе и их пытаются запретить законодательно.

Индульгенция на убийство

Инфантицид запрещен законом во всех странах Африки. Впрочем, большинство исследователей полагают, что эти запреты не слишком действенны. Просто последователи древних традиций скрывают факты детоубийства, чтобы избежать ответственности.

Право на жизнь – базовое право, так что единственный выход – жесткой рукой пресекать культурные и социальные практики, несовместимые с правами человека. В частности, признать преступными смертные приговоры, которые выносит община детям, кажущимся неполноценными.

В Бразилии даже возникла правовая коллизия. С одной стороны, конституция страны гарантирует всем гражданам право на жизнь и безопасность. С другой стороны, действует закон о коренных народах, согласно которому индейцев нельзя судить за убийство детей. По этому документу народы, населяющие страну, делятся на три категории: живущие в полной изоляции, имеющие ограниченные контакты с внешним миром или полностью интегрированные обществом. Так вот, законы и обычаи полностью или частично изолированных народов считаются неприкосновенными, и этих дикарей из каменного века невозможно привлечь к ответственности по федеральным законам. Даже в случае детоубийства.

Мы до сих пор убиваем детей?

Источник фото: shutterstock.com

Миссионеры и сотрудники благотворительных организаций ведут пропагандистскую работу и пытаются изменить мировоззрение племен, рассказывают о достижениях современной медицины, объясняют, что какие-то болезни излечимы и нет необходимости избавляться от такого младенца. Иногда миссионеры усыновляют и удочеряют приговоренных к смерти детей.

Ученые-антропологи считают такую практику недопустимой. Ведь обычаи и традиции «неконтактных» народов, в том числе практики инфантицида, вырабатывались тысячелетиями, и именно они помогали им выжить в полной изоляции от большого мира. Изменить эти практики – значит, по мнению антропологов, подвергнуть коренные народы неоправданному риску.

С этим тезисом, разумеется, не согласны защитники прав человека, справедливо указывающие на то, что жизнь ребенка нельзя обменять на культурную или социальную самобытность. Слишком неравноценный обмен.

Они ссылаются на «Конвенцию о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни», в которой черным по белому написано, что аборигены «имеют право сохранять собственные обычаи и институты, если они не противоречат основным правам, определенным национальной правовой системой и признанным международным обществом прав человека». А право на жизнь – базовое право, так что единственный выход – жесткой рукой пресекать культурные и социальные практики, несовместимые с правами человека. В частности, признать преступными смертные приговоры, которые выносит община детям, кажущимся неполноценными.

Антропологи в ответ указывают на то, что все социальные и культурные практики людей из каменного века тесно взаимосвязаны и, отказавшись от инфантицида, они могут утратить другие уникальные способности – например, предсказывать смертоносные цунами. Ведь никто не отменял «эффект бабочки» – свойство некоторых систем меняться кардинально и непредсказуемо после самых незначительных сторонних воздействий.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть