Источник фото: Maria Lysenko on Unsplash
Подростковый период – новый этап во взаимоотношении родителей и детей. В этот момент подросток ищет собственное «Я», а родители часто не понимают, что их «малыш» – это уже отдельная личность со своей точкой зрения. Когда взрослые не переключают режим учителя на режим друга, продолжают читать лекции и нотации, подростки неосознанно начинают бунтовать и отстаивать свои личные границы.
Павел Азыркин, руководитель методического отдела Федерального центра развития программ социализации подростков, рассказал об основных стратегиях работы с трудным поведением и о механизмах выстраивания безопасной коммуникации.
Многие взрослые не поддерживают стремления ребенка стать самостоятельным. Тогда «взрослые дети» начинают грубить, ведь они просто не знают, как можно доказать, что они выросли. Родители воспринимают эти поступки как неправильное и неприемлемое отношение к ним. Однако не каждое действие можно считать трудным поведением. Важно разбираться, какое поведение подростка нормально для его возраста, а какое грозит серьезными последствиями.
Прежде всего стоит разделять трудное и неудобное поведение подростков. Неудобное поведение приносит дискомфорт окружающим, но не ребенку. В этом случае подросток не понимает, что ему делать, и взрослый должен направлять его. Чтобы не допустить превращения неудобного поведения в трудное, семье необходимо понимать, как безопасно доносить ребенку обратную связь, и систематически поддерживать его.
Если мы говорим о трудном поведении, то именно эти «неправильные» действия мешают самому ребенку – например, в учебе, в саморазвитии и жизни. Также оно вредит коммуникации с окружающими. У подростка увеличивается риск испытать большое количество неуспеха и трудностей.
Часто сложное подростковое поведение – это ответ на стресс, проблемы, разочарования, реакция на происходящее, способ защититься от окружающего мира. С научной точки зрения трудное поведение берется из неразвитого неокортекса – области коры головного мозга, которая отвечает за высшие нервные функции: сенсорное восприятие, выполнение моторных команд, осознанное мышление и речи. Данная область головного мозга позволяет нам принимать оптимальные решения, контролировать импульсивные побуждения. У детей эта часть просто недостаточно развита, чтобы взывать к их рациональности.
Если родитель начинает замечать изменения в ребенке, первое, что нужно сделать, – это поговорить и постараться выяснить причину. Почему ребенок становится неуправляемым и трудным?
- Сложное бытовое/учебное задание. Стресс вызывает трудное поведение и провоцирует ребенка.
- Непонятные и неясные требования.
- Перебивания, прерывание деятельности и речи. Спровоцировать трудное поведение могут даже высказывания. Например, такие: «Перестань так делать», «Не смотри в окно», «Не говори так громко», «Старайся лучше», «Мне можно, а тебе нельзя», «Другие все поняли, а ты почему нет?».
- Поручения без инструкции и поддержки. Должна действовать формула «Сначала мы делаем вместе». Далее подросток выполняет большую часть поручения, а взрослый помогает. И последнее – ребенок делает все, а старшие наблюдают.
- Резкая смена обстановки – например, переезды, изменения без договоренностей.
Если дети начинают вести себя ненадлежащим образом, то чаще всего причина кроется в том, что им не хватает навыков общения с окружающими людьми. В этом случае задача взрослых – проявить к ребенку интерес, понять причину его поведения, постараться обучить основным навыкам социализации. Важно сказать, что трудное поведение бывает разное и к каждому его проявлению нужно находить свой подход.
Если ребенок начинает проявлять агрессию – это в первую очередь призыв о помощи. Подросток пытается привлечь к себе внимание взрослых, чтобы его услышали, поняли и поддержали. Эксперт поделился советами безопасной коммуникации для родителей, которые столкнулись с проявлением трудного поведения подростка:
- Изучить мотивацию и причины.
- Поддерживать.
- Давать безопасное пространство для высказывания и проявления самостоятельности.
- Выстроить безопасную коммуникацию между родителями и ребенком.
- Направлять и давать понятные инструкции, правила, когда непонятно.
- Делиться обратной связью. Здесь взрослым важно оценивать действия, а не человека, и не использовать оценочные суждения и сравнения.
Лилия Брайнис, директор благотворительного фонда «Шалаш», считает: