Вход на сайт
Регистрация
или
register
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Психология

Фантомное взросление подростков

Автор
Ирина Королькевич
Ирина Королькевич
Психолог Центра инновационной психотерапии Help and Hope
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
28 Марта 18 в 17:00
Фантомное взросление подростков

Источник фото: shutterstock.com

Подростки – это какой возраст? До сих пор нет единой общепринятой периодизации развития человека: в одних детей делят на младших и старших подростков, в других же только стадию развития – от 11 до 14 лет традиционно называют подростковой и считают её кризисом предыдущей – отрочества (это возраст от 7 до 11,5 лет).

Мы же обратим внимание на группу старших подростков, к которой относятся ребята от 13,5 до 18 лет, и этот возраст в некоторых классификациях назван юностью.

В этом периоде развития завершается не только физическое созревание организма, но и происходит его резкая психическая и гормональная перестройка, другими словами, в большинстве случаев основные процессы биологического созревания заканчиваются.

Так что же можно понимать под так называемым ложным (фантомным) взрослением подростков? Попробуем описать этот термин совсем просто: это такое «взросление», когда мы видим у подростка достаточно длительное проявление элементов взрослого поведения, при котором сознание не является сознанием взрослого человека, т. е. черты их личности сохраняются подростковыми.

Общий слоган поведения ребят при ложном взрослении может звучать так: «Ведём себя, как взрослые, но отвечать за себя пока ещё не в состоянии, так как не имеем возможности – наше сознание пока не перестроилось». Можно сформулировать иначе: «Хотим иметь права, как у взрослых, но без какой-либо ответственности за свои поступки».

Кстати, обратим внимание на то, что и взрослые люди, вышедшие из этого возрастного периода, т. е. после 18 лет, вполне могут сохранять эти подростковые черты. Может быть, и их взросление можно назвать ложным? Так о каких чертах личности идёт речь?

Черты личности нормальных подростков соответствуют чертам личности наркоманов и алкоголиков.

Фантомное взросление подростков

Источник фото: shutterstock.com

В ряде проведённых исследований экспериментально выделяется ряд общих черт, свойственных людям, употребляющим алкоголь и наркотики: слабое развитие самоконтроля, самодисциплины; низкая стрессоустойчивость к внешним и внутренним факторам, неумение прогнозировать последствия действий и преодолевать трудности; эмоциональная неустойчивость; неумение найти выход из трудной ситуации.

В некоторых работах отмечается, что эти черты свойственны также взрослым людям с нарушенной социальной адаптацией и подросткам без признаков аддикции, тем, кто и не принимает алкоголь и наркотики.

А что такое аддикция? Внесём ясность: основными формами аддиктивного поведения является зависимость и от психоактивных веществ – как легальных, так и нелегальных (чая, кофе, табака, наркотиков, алкоголя), и интернет-зависимость, и зависимость от деструктивных культов и прочее.

Другими словами, у подростков имеются определённые черты незрелой личности, которые необходимо преодолеть, чтобы стать нормальными, позитивными взрослыми.

Можно сделать также предположение, что те подростки, которые не сохраняют эти вышеприведённые черты личности, могут в своей будущей взрослой жизни получить нарушение социальной адаптации. Другими словами, в силу непреодолённых подростковых черт личности они могут не преодолеть жизненные трудности.

Что касается употребления наркотиков взрослыми людьми, то в тех же работах показано, что преднаркотической личности не существует: нет такой структуры личности у взрослого человека, наличие которой обязательно приводило бы к употреблению наркотиков и алкоголя. Видимо, выбор человека в этой ситуации всё же является решающим.

Конструктивная и неконструктивная активность

Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем фрустрации (внутреннего напряжения от препятствий, которые он может и не осознавать), а также переживаниями по поводу ограниченности своих возможностей: реализации себя в кругу значимых для него людей (как взрослых, так и сверстников). Всё это порождает генерализированную неудовлетворённость, которая и подталкивает подростка что-то делать (проявлять активность), чтобы уменьшить её или избавиться от этой напряжённости полностью.

Фантомное взросление подростков

Источник фото: shutterstock.com

Задачи взросления традиционно связываются с нормами и своеобразными эталонами, которым подростку нужно соответствовать. Это могут быть как требования общества взрослых, подростковой субкультуры, так и требования, предъявляемые подростком самому себе.

Потребность «быть личностью» в старшем подростковом возрасте объективно реализуется в ситуациях неопределённости, а это всегда трудно, сложно и, может быть, даже опасно. Подросток вынужден действовать, т. е. проявлять активность, чтобы избавиться от генерализированной неопределённости. В результате этой активности он приобретает опыт, исследует самого себя, чтобы понять, на что он способен, и может как принять себя такого, каким он себя обнаружил, так может и не принять, поэтому чрезвычайно важным компонентом является наличие самоуважения (как результат его личностного изменения на пути к взрослению).

Он открывает окружающий социальный мир, и это становится элементом социально-нравственного самоопределения.

Исследуя себя, другими словами, своё «Я-настоящее», т. е. то, кем он является в каждый данный момент времени, он выясняет, на что способен, и одновременно в этой активности он может преобразовывать свои черты личности.

Но на пути к этому девизу – «Я лично отвечаю за все решения в моей жизни» – в своём приобретаемом опыте он имеет не только успешное разрешение проблем, но также и ошибки, из которых обычно извлекаются уроки. Хотя он пытается понять себя, проанализировать своё поведение, но его анализ часто бывает иллюзорен.

Активность подростка в его исследовании самого себя может быть как конструктивной, так и неконструктивной. В первом случае она соответствует нормам общества и группы сверстников, а во втором случае она, активность, соответствует собственным «построениям» (мыслительным конструкциям) подростка, вследствие чего он не может осуществить решение задач взросления.

Процесс решения задач взросления вызывает изменение структуры индивидуального сознания: происходят изменения в сфере отношений с родителями и другими взрослыми, со сверстниками и группой, а также в сфере полоролевого самосознания.

Многие родители стараются привлечь своего ребёнка к какой-то деятельности, отправляя в спортивные и музыкальные школы, стараясь заинтересовать его фотографированием, живописью, чтением, чтобы он получил опыт достижений, чтобы мог уважать себя за вложенный труд. И это правильно!

Фантомное взросление подростков

Источник фото: shutterstock.com

В такой деятельности подросток (или ребёнок) может приобрести такие личностные качества, которые явятся предпосылкой для успешного прохождения подросткового периода (т. е. для решения задач взросления).

Каковы критерии завершения этапа развития старших подростков, т. е. решения задач взросления?

Как видно из вышеизложенного, основная жизненная задача подростка – стать взрослым, при этом у каждого существует своё представление о том, каким взрослым он хотел бы стать. Эти представления создаются из усвоенных образов, транслируемых обществом, родителями, подростковой средой, но могут быть его мыслительными конструкциями, не вполне соответствующими реальности.

Его представление о себе («Я-настоящее») в начале этого этапа развития, разумеется, не соответствует его желаемому образу («Я-идеальное»).

Целью развития в период взросления является разрешение существующего противоречия между «Я-настоящее» и «Я-идеальное». Когда происходит приближение представлений о себе («Я-идеальное») и реальности («Я-настоящее»), то тогда можно считать, что задачи взросления решены.

При этом генерализированная неудовлетворённость уменьшается или уходит совсем.

Как влияет «Я-идеальное» на формирование личностных качеств подростка, будущего взрослого?

Именно к своим представлениям о том, каким должен быть взрослый человек, и стремится приблизиться подросток в своей активности.

«Я-идеальное» формируется под воздействием требований окружающего его общества, собственно говоря, это те образы, которыми восхищаются в среде пребывания подростка, а это – страна, национальность, родные, группа сверстников и его личные требования к себе. Образ «Я-идеальное» обычно включает качества, способствующие достижению социальной успешности (общительный лидер, авторитетный, уверенный и др.).

Бывает так, что «Я-идеальное» подростка может сыграть с ним злую шутку, а именно: этот идеальный образ может содержать в себе те подростковые черты личности, которые должны быть трансформированы. Это происходит в силу неправильного воспитания или привнесения своих собственных мыслительных конструкций, которые и не предполагают изменения подростковых черт.

Поэтому он и не стремится от них избавиться: в какой-то момент он ощутит себя взрослым, его генерализированная неудовлетворённость исчезнет, а, разумеется, черты личности, свойственные подростку, останутся. А это может сыграть плохую роль в его дальнейшей жизни: он может оказаться социально неадаптированным, поскольку не сможет в своей дальнейшей жизни преодолевать трудности.

Наверно, можно назвать такое развитие подростка ложным, а его сформированное «Я-идеальное» –неконструктивным.

Как может возникнуть неконструктивное «Я-идеальное»?

Это происходит, когда общество транслирует в информационное пространство деструктивные образцы, само существование которых подталкивает подростка им соответствовать. Формирование такого неконструктивного «Я-идеального» может произойти также и под влиянием родителей, которые, сообщая ему свои «странные» представления о жизни, совершенно не понимают, к чему это может привести.

Например, в начале 90-х (по результатам соцопросов) некоторые школьники и подростки 12-13 лет высказывали пожелания стать бандитами (мальчики) и проститутками (девочки). Возможно, эти образы и вошли в структуру «Я-идеальное» некоторых подростков того времени, но на уровне поколения всё же была совершена коррекция, скорее всего, в результате влияния родителей, знаний детей о героическом труде предыдущих поколений и военных подвигов их дедов во имя защиты Родины. В противном случае мы не слышали бы сейчас о героических поступках именно этого поколения.

Фантомное взросление подростков

Источник фото: shutterstock.com

Что касается родительского влияния, то они могут транслировать ребёнку такие представления о жизни, способные сформировать у него заниженный идеал того, кем он может стать.

Как-то в телепередаче «Уроки русского» Захар Прилепин рассказал о письме, полученном им от мамы одного первоклассника. В нём она рассказала о том, как этот первый класс собирался отметить 23 Февраля. Было сделано предложение сфотографировать первоклассников в советской военной форме времён Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

После этого предложения в чатах разразился гневный спор о том, кто лучше – наш солдат или фашист, а мама одного первоклассника сказала, что фото её сына в роли солдата напророчит на него беду, поэтому лучше держаться подальше от всего грустного и неприятного. Война же – это так неприятно.

Она фактически сообщила, что военные, защитники страны, а ведь речь идёт о Великой Отечественной войне, не являются для неё героями. А кто же тогда для неё герои, и нужны ли ей они, герои, в качестве образцов для сына?

Человек в форме всегда ассоциировался с защитником страны, с защитником обиженных и слабых. Это всегда герой, причём в любой культуре. Не желая, чтобы её ребёнок восхищался человеком в форме, эта мама отвергает и те личностные качества, к которым он мог бы стремиться. Конечно, может быть, она хочет, чтобы её сын никогда не воевал? А кто хочет? Но не таким же способом можно этого добиваться!

Когда вместо защитника Родины, космонавта, полярника, учёного в «Я-идеальное» появляется другой образец – например, «зарабатыватель» денег, потребитель удовольствий, – тогда и качество людей меняется: нет высоких идеалов – нет настоящих людей. Вместо этого целью жизни становится зарабатывание так называемого бабла, жить в своё удовольствие становится главным в жизни, а личностные качества такого «потребителя жизненных благ», разумеется, не могут соответствовать качествам личности героя.

Ведь та мамочка, которая считает, что её ребёнку повредит его фотография в военной форме, наверно, искренне полагает, что при каких-то обстоятельствах её и сына будет защищать чужой ребёнок.

Надо отдавать себе отчёт в том, что восхищение подвигами людей помещает их личностные черты в структуру «Я-идеальное», и после этого ребёнок будет стремиться стать человеком с такими качествами. Или эти качества необходимы только на войне?

Может быть, всё же эти черты, присущие героям, совсем не обязательно требуются только в военной обстановке? И в мирной жизни вполне достаточно таких ситуаций, когда надо проявлять героизм, смелость, самоотверженность и силу духа.

Нерешённость психологических задач взросления является психологическим условием возникновения аддиктивного поведения старших подростков.

Такое поведение подростков, т. е. принятие психоактивных веществ, интернет-зависимость и т. д., можно вполне назвать ложным взрослением.

Фантомное взросление подростков

Источник фото: shutterstock.com

Во время прохождения старшего подросткового этапа развития у подростка может наступить такой момент, когда он останавливается в стремлении соответствовать своим представлениям о том, каким взрослым он хотел бы стать. Он прекращает биться за приближение своих качеств личности, т. е. «Я-настоящего» к «Я-идеальному». Это может произойти, например, в случае, когда подросток попробовал психоактивные вещества и ему понравилось.

В этом случае его черты личности, подростковые, не меняются, и задачи взросления не решаются, что означает сохранение генерализированной неудовлетворённости. Но жить с постоянной неудовлетворённостью и ничего в реальности при этом не делать невозможно, с этим надо что-то делать, т. е. надо чем-то компенсировать. Тогда подросток начинает искать удовольствие в неконструктивной деятельности, а ею и может стать использование психоактивных веществ, а также и все остальные формы аддиктивного поведения.

Физиологическая развитость и психологические особенности подростка могут приводить его к ранней половой жизни

Такое поведение подростков можно отнести к ложному взрослению: поведение – взрослого человека, а сознание – подростка. У подростков появляется ощущение себя другими, изменившимися, так как в определённом аспекте поведения они ведут себя как взрослые, но черты личности остаются подростковыми.

В более ранние времена для предотвращения возможных проблем в этом возрасте родители старались пораньше поженить их. Таким образом к физическому созреванию добавлялась такая некая практическая деятельность (забота о семье, детях, о быте и хозяйстве), осуществляя которую они взрослели в действительности. Другими словами, их структура сознания приводилась в соответствие с их физиологическим развитием, когда вполне возможным становится сексуальное поведение.

Каковы опасности в этом случае, когда подросток разрешает себе сексуальное поведение, а сознание ещё не перестроилось? Фактически он ещё ребёнок и не может выходить из трудных жизненных ситуаций без больших потерь, в том числе, бывает, и потери жизни.

Вспомним страшный случай под Псковом в позапрошлом году, когда двое подростков попали в сложную ситуацию и не смогли конструктивно разрешить её.

Двое подростков поссорились с родителями, сбежали из дома и оказались на даче у отчима девочки, где нашли оружие и алкоголь и оказались в осаде полицейских, которые требовали их выхода.

Им по 15 лет, они – девятиклассники. За полгода до этого они стали дружить, и, судя по их интернет-трансляции, у них были недетские отношения. Психолог школы рассказывала по телевидению, что весной у девочки вдруг проявилось яркое демонстративное поведение, хотя она была интровертом, а для такой категории людей это совсем не свойственно. Это говорит о том, что девушка изменилась, стала другой, так как получила новый опыт, открыла себя (для себя же) с незнакомой стороны.

Ощущение себя новыми, практически равными этому взрослому миру, создало у ребят ложное ощущение взрослости. Почему ложное? Они не владели никакими профессиями и были полностью на попечении родителей. Самое главное, что при этом у них не произошла психологическая перестройка и их черты личности остались подростковыми.

Они не смогли принять правильное решение для выхода из ситуации, в которую сами и загнали себя, кроме того, не смогли и спрогнозировать последствия своих поступков.

В их трансляции через Интернет девочка говорит о том, что «родные нас никогда не жалели». Парень заявляет, что раз мама не плачет, это означает, что она не сильно переживает. Они считали, что при штурме их убьют, а если и не убьют, то посадят на 25 лет из-за того, что они стреляли по полицейским, а ведь ещё был выстрел из травматического оружия в маму девочки.

Это рассуждения всё ещё детей: они не стали взрослыми, и когда у них возникла критическая стрессовая ситуация, то не смогли разрешить её. Они не захотели пережить в будущем то, что должны были пережить, если бы вышли из этой дачи живыми. Они решили, что им вообще незачем жить – ничего хорошего всё равно не будет. Парень застрелил девочку, а потом и себя.

Совершенно необходимым средством предотвращения таких трагедий является сохранение доверительных отношений со своими повзрослевшими детьми: надо обсуждать с подростками и разъяснять ситуацию, расставляя правильные акценты и определяя ответственность каждого участника. Надо донести до их сознания, что нельзя решать за других их проблемы (сначала ты должен решить свои) и научиться проводить черту между ними (своими и не своими): «Решая за человека его проблему, ты проживаешь за него».

Как помочь взрослеющему подростку

Так что же можно сделать, если вы увидели у вашего ребёнка это ложное взросление? Надо разговаривать. «Ты взрослый? Мы согласны! А как ты думаешь, что делают взрослые? Ты знаешь, ведь взрослые отвечают за себя и за других, они обеспечивают и себя, и близких – они работают для этого. Что делаешь ты? Права ты себе уже взял, а обязанности? Определи свои обязанности, а потом и то, каким правам они соответствуют? Докажи, что ты взрослый». Примерно так можно строить разговор.

А что можно сделать самим родителям? Если вы видите, что ребёнок начал заниматься неконструктивной деятельностью (когда появляются элементы аддиктивного поведения), то это означает, что у него нет внутренней опоры, того, за что он может себя уважать, нет каких-то личностных качеств, может быть, силы воли, может быть, нет опыта преодоления себя.

Попробуйте уделять ему больше своего времени, привлекайте к совместной деятельности, поддержите его в стремлении изменить себя. Можно помочь ему научиться чему-то такому, что он будет делать лучше других: повести в секцию, увлечь интересным хобби, помочь с каким-то школьным предметом так, чтобы он мог продемонстрировать свои умения сверстникам. Ему нужен успех, т. е. он должен получить позитивный опыт достижений, научиться добиваться результатов, поверить в то, что он может меняться и представляет собой личность, достойную уважения окружающими и им самим.

В результате он сможет получать удовольствие от собственной позитивной деятельности, а не искать мнимую радость вне себя, в алкоголе, наркотиках или ещё в чём-то, совсем нам не нравящемся.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть