Источник фото:
То, что образованные родители ходят с детьми в музей, – это никого не удивляет. Для детей разного возраста есть разные музейные экспозиции, которые могут быть для них интересны. Есть и целые учреждения, рассчитанные именно на юных посетителей. И если туда люди с детьми ходят, значит, есть ради чего.
Если ваш музей исчезнет – кто это заметит?
Попадаются дети, которые оказались в музее раньше, чем начали ходить. К примеру, моя старшая внучка Варвара мирно дрыхла в рюкзачке, пока мать, тогда еще студентка-художница, изучала экспозиции Эрмитажа. Кстати, сначала в Эрмитаж мою дочь пускать не хотели – мол, «нечего тут с младенцами шляться, тут иностранцы ходють, а ваш грудничок, может, картину руками ухватит или вазу какую». К счастью, ретивую смотрительницу отодвинула в сторону какая-то более человечная сотрудница, попросив, однако, юную мать соблюдать тишину и спокойствие. Просьба была удовлетворена: за все время изучения студенткой шедевров мирового искусства ребенок не пикнул, потому что сыто спал. А на Западе, говорят, никто не смеет сделать замечания матери, ежели она устроится посреди экспозиции кормить грудью свое чадо.
Но это, скорее, музей для молодых матерей. А когда ребенок уже представляет собой вполне развившуюся личность, ему надо, чтобы было интересно, иначе он вполне оправданно запротестует. Поэтому в тот же Эрмитаж совсем малыша тащить не стоит, если очень хочется приобщить к мировому искусству, лучше пока дома рассматривать репродукции в альбомах. А в каком возрасте начинать водить? А куда: в художественные, технические, оружейные, краеведческие, народные, этнографические, классические, интерактивные, музеи-квартиры, музеи под открытым небом? Музеев много, даже в простых областных центрах, не говоря уже о Санкт-Петербурге и Москве.
Источник фото:
Очень любопытно отозвался о нужности и важности музеев Михаил Гнедовский, директор Института культурной политики, член президиума Европейского музейного форума:
– Мне кажется, очень полезно поставить такой мысленный эксперимент: чтобы понять влияние музея, надо себе представить, что этого музея нет. Он исчезает с карты города, из этого здания. Деятельности, коллекции, посетителей нет. Полезно на минуточку представить: вот мой музей есть, а вот его нет – что изменилось? Тогда мы получим внутренний ответ на наш вопрос, на что влияет наш музей. Это первое. Второе – то, что в действительности мы не знаем, насколько влиятельны наши музеи. Мы не знаем данных, кроме общей годовой посещаемости. Британский музей знает свою аудиторию досконально. Чтобы вы представили, о чем я говорю: владелец ресторана знает точно – утром к нему приходит на завтрак одна публика, потом в 12 часов на ланч приходит другая публика, она ведет себя иначе, и т. д. Всякий владелец всякого кафе или ресторана очень точно знает, кто его публика, как она меняется в течение дня, как она меняется сезонно, как она себя ведет и, конечно, сколько денег она оставляет. Надо сказать, что это нормальный подход, которому надо учиться. И есть очень много инструментов, которые позволяют это делать.
Мигранты, которых сейчас очень много в России, в основном из Средней Азии, с Кавказа, не ходят в музеи. Они не ходят туда по двум причинам: во-первых, это не их культура, а, во-вторых, они не знают, как себя вести. Они действительно стесняются ходить в музеи и в театры, так же как и многие категории людей, которые родились и выросли здесь. И это исключительно ритуальный момент: как пойти в театр, во что одеться, как себя вести, а что в антракте, а что билетер – это надо знать, и если тебя в детстве не провели через это, то надо набраться смелости, чтобы это все проделать.
Дети хотят лазать по крепостям и паровозам
Понимаете? Если вас в детстве не научили ходить в музей, то вам недодали воспитания в той культуре, в которой вы живете. Поэтому посещать музеи с детьми исключительно важно. Дети навсегда запомнят эти впечатления, и они с ними останутся опорными реперами: мама показала мне «малых голландцев», а папа – паровозы, с бабушкой я видел костюмы разных народов, а с дедушкой – первые радиоприемники. И чтобы узнать больше о том, что ребенок видел в музее, ему придется читать, и родителям, кстати, тоже. Никогда не говорите, что идете в музей только из-за отпрыска, из-за его школьной программы или чтобы занять его в зимний выходной. Вы, родители, тоже узнаете в музее больше, чем знали до этого – если, конечно, вы не научный сотрудник этого музея и знаете все экспонаты по инвентарным номерам.
Вот взять наш Музей политической истории (особняк Кшесинской). Современные дети плохо представляют себе первую половину прошлого века и о Кшесинской слышали только то, что на нее за что-то взъелась блондинка Поклонская из телевизора. Но именно в этом музее, который долгое время был пристанищем пыльных пионеров, устроили великолепную интерактивную детскую выставку «Страна Гайдарика» – Советская Россия глазами Аркадия Гайдара. Можно принимать или не принимать политические установки Гайдара, но то, что он был великолепным писателем, знал и любил детей, говоря с ними на равных, – этого у него не отнять. На момент посещения выставки, в которой все построено в игровой форме, дети могут ничего гайдаровского не читать, но после возвращения из музея, по словам родителей, интерес к его книгам появляется. И это очень хорошо.
Источник фото:
Всегда производят впечатления музеи с техникой – неважно, пушки это, пишущие машинки или вагонетки с углем. Тут, к сожалению, наша страна здорово проигрывает соседям. Если в европейских странах существуют сотни технических музеев разной величины, то у нас их совсем мало. Да, великолепны орудия перед Артиллерийским музеем, макеты кораблей в Кронштадтском музее, чудесный ледокол «Красин», паровозы на Варшавском вокзале, но в Европе в каждом приличном городе такое есть, а у нас – только по столицам. Возьмите великолепный Морской музей в финской Котке. Там тебе и археология – корабли со дна, ядра и орудия, там и рассказы о мореплавании и о рыболовстве, истории географических открытий, да много еще всего. При этом прямо посреди музея организован концертный зал. Мы как-то бродили по экспозициям под аккомпанемент детского струнного оркестра местной музыкальной школы – они репетировали перед праздником.
Дети обожают старые крепости и укрепления. У нас – туда не ходи, сюда не ходи, не тронь, не лезь, потому что все и так рушится без реставрации, при этом далеко не все сотрудники музея могут интересно рассказать об объекте, а не бубнить затверженную методичку. Взять, например, маленькую, но красивую крепость Порхов в Псковской области, настоящую средневековую, не жертву «чучелизации» (термин московских музейщиков). Что, туда дети валом валят? Как бы не так. Привезут порой автобус-другой – и тишина на месяц. В другой крепости, в Копорье, даже квесты проводили, и это было бы хорошо, если бы не аварийное состояние построек: и публика могла пострадать, а уж старинные стены страдали стопроцентно.
Дети обожают и подземелья. Поэтому в Европе музеефицированные старые шахты – просто рай для юных посетителей. Конечно, где-нибудь в знаменитой и помпезной соляной шахте «Величка», что под Краковом, ребенку скучновато: слишком все зарегулировано, и когда он устанет восхищаться, то заскучает и обязательно начнет лизать соляную стенку, что строжайше запрещено. И только анимация на маршруте может его развлечь. Владельцы «Велички» об этом знают и время от времени развлекают детей. Зато в шахте словацкого города Банска-Штьявница детям раздолье: хоть все стены оближи, хоть все старинные деревяшки и вагонетки перетрогай – все можно. Там есть возможность упасть в грязь, испугаться призрака и метнуться к маме, примерить кувалду шахтера. Но руководители музея, увы, периодически перемежают замечательные натурные сцены лекциями минут на пятнадцать – об истории горного дела. Причем каждая лекция совершенно не адаптирована не то что для детей, взрослый, не имеющий шахтерского или геологического прошлого, половины из рассказанного не поймет.
Если в музей пришли дети – они приведут родителей
Совсем по-другому подошли к вопросу воспитания детской аудитории в музее горного дела финского города Оутокумпу. Более того, здесь намеренно сделана ставка именно на детей. В свое время музей, организованный в закрытой шахте, прозябал: в него почему-то никто не ходил, хотя там было действительно интересно. И тогда руководство музея переориентировалось и сделало цикл экскурсий именно для детей. Поток посетителей немедленно вырос, потому что детям это было интересно, а дети потащили за собой родителей. У нас под Питером в Саблинских пещерах тоже проводят экскурсии. Когда-то это задумывалось как масштабная естественно-научная просветительская акция, чтобы посетители получали сведения о геологии, о горной добыче (пещеры эти – искусственные, то есть подземные выработки), о подземной и наземной флоре и фауне. Поначалу было интересно всем, прежде всего детям. Но потом, увы, это выродилось в банальное выколачивание денег из тургрупп, а вместо научного подхода в подземелье появились очень уродливые «чучела древних людей» (притом что выработки конца XIX века) и псевдо-наскальная «живопись».
И не бойтесь идти с ребенком в музей: «ах, он еще маленький, он еще не поймет». Надо приучать, пока еще достаточно маленький, чтобы это стало потребностью, а не галочкой в отчете о внеклассной работе. Культура поколений передается разными способами, и посещение музея – один из лучших способов.
Источник фото:
А в подтверждение – мнение 33-летней матери троих детей, русской художницы, живущей сейчас в Праге (это она в начале статьи ходила с дочкой Варей, ныне второклассницей, в Эрмитаж):
– От самого музея почти ничего не зависит, зависит от родителя, пришедшего с детьми. И в самом лучшем музее можно нагнать тоски, и наоборот – если самому интересно, то и в музее водопровода хорошо. Детей надо постоянно развлекать (байками, играми, обязательно едой) и давать им свободу. Например, в музее современного искусства я услышала много нового от Дани и Вари, такие мысли, которые они каждый день не выдают, а вот младшему Яше было скучно, сначала он развлекал себя и посетителей подсчетом «голеньких», но потом и это ему надоело, и я уже боялась, что начнется вандализм, поэтому увела их в кафе. Идешь в музей с ребенком (и особенно если их больше, чем один) – будь готов ко всему: к необходимости посетить туалет в самое неудобное время, к острому желанию подискутировать громко с окружающими и назвать что-то в музее скучным и вообще ужасным. Я обычно в музей с детьми как на боевой вылет готовлюсь!