Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Воспитание

Ребенок в музее

Автор
Татьяна Хмельник
Татьяна Хмельник
Публицист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
24 июля 17 в 00:00
Ребенок в музее

Источник фото: https://www.pexels.com/

То, что образованные родители ходят с детьми в музей, – это никого не удивляет. Для детей разного возраста есть разные музейные экспозиции, которые могут быть для них интересны. Есть и целые учреждения, рассчитанные именно на юных посетителей. И если туда люди с детьми ходят, значит, есть ради чего.

Если ваш музей исчезнет – кто это заметит?

Попадаются дети, которые оказались в музее раньше, чем начали ходить. К примеру, моя старшая внучка Варвара мирно дрыхла в рюкзачке, пока мать, тогда еще студентка-художница, изучала экспозиции Эрмитажа. Кстати, сначала в Эрмитаж мою дочь пускать не хотели – мол, «нечего тут с младенцами шляться, тут иностранцы ходють, а ваш грудничок, может, картину руками ухватит или вазу какую». К счастью, ретивую смотрительницу отодвинула в сторону какая-то более человечная сотрудница, попросив, однако, юную мать соблюдать тишину и спокойствие. Просьба была удовлетворена: за все время изучения студенткой шедевров мирового искусства ребенок не пикнул, потому что сыто спал. А на Западе, говорят, никто не смеет сделать замечания матери, ежели она устроится посреди экспозиции кормить грудью свое чадо.

 Чтобы понять влияние музея, надо себе представить, что этого музея нет. Он исчезает, его деятельности, коллекции, посетителей нет. Полезно на минуточку представить: вот мой музей есть, а вот его нет – что изменилось?

Но это, скорее, музей для молодых матерей. А когда ребенок уже представляет собой вполне развившуюся личность, ему надо, чтобы было интересно, иначе он вполне оправданно запротестует. Поэтому в тот же Эрмитаж совсем малыша тащить не стоит, если очень хочется приобщить к мировому искусству, лучше пока дома рассматривать репродукции в альбомах. А в каком возрасте начинать водить? А куда: в художественные, технические, оружейные, краеведческие, народные, этнографические, классические, интерактивные, музеи-квартиры, музеи под открытым небом? Музеев много, даже в простых областных центрах, не говоря уже о Санкт-Петербурге и Москве.

Ребенок в музее

Источник фото: https://www.pexels.com/

Очень любопытно отозвался о нужности и важности музеев Михаил Гнедовский, директор Института культурной политики, член президиума Европейского музейного форума:

– Мне кажется, очень полезно поставить такой мысленный эксперимент: чтобы понять влияние музея, надо себе представить, что этого музея нет. Он исчезает с карты города, из этого здания. Деятельности, коллекции, посетителей нет. Полезно на минуточку представить: вот мой музей есть, а вот его нет – что изменилось? Тогда мы получим внутренний ответ на наш вопрос, на что влияет наш музей. Это первое. Второе – то, что в действительности мы не знаем, насколько влиятельны наши музеи. Мы не знаем данных, кроме общей годовой посещаемости. Британский музей знает свою аудиторию досконально. Чтобы вы представили, о чем я говорю: владелец ресторана знает точно – утром к нему приходит на завтрак одна публика, потом в 12 часов на ланч приходит другая публика, она ведет себя иначе, и т. д. Всякий владелец всякого кафе или ресторана очень точно знает, кто его публика, как она меняется в течение дня, как она меняется сезонно, как она себя ведет и, конечно, сколько денег она оставляет. Надо сказать, что это нормальный подход, которому надо учиться. И есть очень много инструментов, которые позволяют это делать.

Мигранты, которых сейчас очень много в России, в основном из Средней Азии, с Кавказа, не ходят в музеи. Они не ходят туда по двум причинам: во-первых, это не их культура, а, во-вторых, они не знают, как себя вести. Они действительно стесняются ходить в музеи и в театры, так же как и многие категории людей, которые родились и выросли здесь. И это исключительно ритуальный момент: как пойти в театр, во что одеться, как себя вести, а что в антракте, а что билетер – это надо знать, и если тебя в детстве не провели через это, то надо набраться смелости, чтобы это все проделать.

 Дети хотят лазать по крепостям и паровозам

Понимаете? Если вас в детстве не научили ходить в музей, то вам недодали воспитания в той культуре, в которой вы живете. Поэтому посещать музеи с детьми исключительно важно. Дети навсегда запомнят эти впечатления, и они с ними останутся опорными реперами: мама показала мне «малых голландцев», а папа – паровозы, с бабушкой я видел костюмы разных народов, а с дедушкой – первые радиоприемники. И чтобы узнать больше о том, что ребенок видел в музее, ему придется читать, и родителям, кстати, тоже. Никогда не говорите, что идете в музей только из-за отпрыска, из-за его школьной программы или чтобы занять его в зимний выходной. Вы, родители, тоже узнаете в музее больше, чем знали до этого – если, конечно, вы не научный сотрудник этого музея и знаете все экспонаты по инвентарным номерам.

 Никогда не говорите, что идете в музей только из-за отпрыска, из-за его школьной программы или чтобы занять его в зимний выходной. Вы, родители, тоже узнаете в музее больше, чем знали до этого.

Вот взять наш Музей политической истории (особняк Кшесинской). Современные дети плохо представляют себе первую половину прошлого века и о Кшесинской слышали только то, что на нее за что-то взъелась блондинка Поклонская из телевизора. Но именно в этом музее, который долгое время был пристанищем пыльных пионеров, устроили великолепную интерактивную детскую выставку «Страна Гайдарика» – Советская Россия глазами Аркадия Гайдара. Можно принимать или не принимать политические установки Гайдара, но то, что он был великолепным писателем, знал и любил детей, говоря с ними на равных, – этого у него не отнять. На момент посещения выставки, в которой все построено в игровой форме, дети могут ничего гайдаровского не читать, но после возвращения из музея, по словам родителей, интерес к его книгам появляется. И это очень хорошо.

Ребенок в музее

Источник фото: https://www.pexels.com/

Всегда производят впечатления музеи с техникой – неважно, пушки это, пишущие машинки или вагонетки с углем. Тут, к сожалению, наша страна здорово проигрывает соседям. Если в европейских странах существуют сотни технических музеев разной величины, то у нас их совсем мало. Да, великолепны орудия перед Артиллерийским музеем, макеты кораблей в Кронштадтском музее, чудесный ледокол «Красин», паровозы на Варшавском вокзале, но в Европе в каждом приличном городе такое есть, а у нас – только по столицам. Возьмите великолепный Морской музей в финской Котке. Там тебе и археология – корабли со дна, ядра и орудия, там и рассказы о мореплавании и о рыболовстве, истории географических открытий, да много еще всего. При этом прямо посреди музея организован концертный зал. Мы как-то бродили по экспозициям под аккомпанемент детского струнного оркестра местной музыкальной школы – они репетировали перед праздником.

Дети обожают старые крепости и укрепления. У нас – туда не ходи, сюда не ходи, не тронь, не лезь, потому что все и так рушится без реставрации, при этом далеко не все сотрудники музея могут интересно рассказать об объекте, а не бубнить затверженную методичку. Взять, например, маленькую, но красивую крепость Порхов в Псковской области, настоящую средневековую, не жертву «чучелизации» (термин московских музейщиков). Что, туда дети валом валят? Как бы не так. Привезут порой автобус-другой – и тишина на месяц. В другой крепости, в Копорье, даже квесты проводили, и это было бы хорошо, если бы не аварийное состояние построек: и публика могла пострадать, а уж старинные стены страдали стопроцентно.

Дети обожают и подземелья. Поэтому в Европе музеефицированные старые шахты – просто рай для юных посетителей. Конечно, где-нибудь в знаменитой и помпезной соляной шахте «Величка», что под Краковом, ребенку скучновато: слишком все зарегулировано, и когда он устанет восхищаться, то заскучает и обязательно начнет лизать соляную стенку, что строжайше запрещено. И только анимация на маршруте может его развлечь. Владельцы «Велички» об этом знают и время от времени развлекают детей. Зато в шахте словацкого города Банска-Штьявница детям раздолье: хоть все стены оближи, хоть все старинные деревяшки и вагонетки перетрогай – все можно. Там есть возможность упасть в грязь, испугаться призрака и метнуться к маме, примерить кувалду шахтера. Но руководители музея, увы, периодически перемежают замечательные натурные сцены лекциями минут на пятнадцать – об истории горного дела. Причем каждая лекция совершенно не адаптирована не то что для детей, взрослый, не имеющий шахтерского или геологического прошлого, половины из рассказанного не поймет.

Если в музей пришли дети – они приведут родителей

Совсем по-другому подошли к вопросу воспитания детской аудитории в музее горного дела финского города Оутокумпу. Более того, здесь намеренно сделана ставка именно на детей. В свое время музей, организованный в закрытой шахте, прозябал: в него почему-то никто не ходил, хотя там было действительно интересно. И тогда руководство музея переориентировалось и сделало цикл экскурсий именно для детей. Поток посетителей немедленно вырос, потому что детям это было интересно, а дети потащили за собой родителей. У нас под Питером в Саблинских пещерах тоже проводят экскурсии. Когда-то это задумывалось как масштабная естественно-научная просветительская акция, чтобы посетители получали сведения о геологии, о горной добыче (пещеры эти – искусственные, то есть подземные выработки), о подземной и наземной флоре и фауне. Поначалу было интересно всем, прежде всего детям. Но потом, увы, это выродилось в банальное выколачивание денег из тургрупп, а вместо научного подхода в подземелье появились очень уродливые «чучела древних людей» (притом что выработки конца XIX века) и псевдо-наскальная «живопись».

 Я обычно в музей с детьми как на боевой вылет готовлюсь!

И не бойтесь идти с ребенком в музей: «ах, он еще маленький, он еще не поймет». Надо приучать, пока еще достаточно маленький, чтобы это стало потребностью, а не галочкой в отчете о внеклассной работе. Культура поколений передается разными способами, и посещение музея – один из лучших способов.

Ребенок в музее

Источник фото: 

https://www.shutterstock.com/

А в подтверждение – мнение 33-летней матери троих детей, русской художницы, живущей сейчас в Праге (это она в начале статьи ходила с дочкой Варей, ныне второклассницей, в Эрмитаж):

– От самого музея почти ничего не зависит, зависит от родителя, пришедшего с детьми. И в самом лучшем музее можно нагнать тоски, и наоборот – если самому интересно, то и в музее водопровода хорошо. Детей надо постоянно развлекать (байками, играми, обязательно едой) и давать им свободу. Например, в музее современного искусства я услышала много нового от Дани и Вари, такие мысли, которые они каждый день не выдают, а вот младшему Яше было скучно, сначала он развлекал себя и посетителей подсчетом «голеньких», но потом и это ему надоело, и я уже боялась, что начнется вандализм, поэтому увела их в кафе. Идешь в музей с ребенком (и особенно если их больше, чем один) – будь готов ко всему: к необходимости посетить туалет в самое неудобное время, к острому желанию подискутировать громко с окружающими и назвать что-то в музее скучным и вообще ужасным. Я обычно в музей с детьми как на боевой вылет готовлюсь!

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть