Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Воспитание

Русские сказки – читать или не читать?

Автор
Марианна Баконина
Марианна Баконина
Кандидат политических наук, тележурналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
28 июля 17 в 00:00
Русские сказки – читать или не читать?

Источник фото: http://www.freepik.com/

Вопрос «читать или не читать своим детям русские народные сказки?» звучит, на первый взгляд, провокационно. Что значит читать или не читать, если все мы выросли на «Колобке», «Морозко», «Курочке Рябе» с «Репкой», на «Маше и трех медведях», на «Крошечке-Хаврошечке», в конце концов? Но если вдуматься – это вовсе не провокация. Это попытка разобраться, почему мы читаем детям именно эти сказки.

Все русские сказки из классического канона нам читали вслух родители, как им читали наши бабушки и дедушки. Сказки учат доброму, светлому, вечному. Так что вопрос, на первый взгляд, совершенно ни к чему.

Сказки заветные и забытые

Закавыка в том, что для детского чтения выбрали всего пару десятков текстов, хотя уже в первом издании афанасьевского сборника «Русских народных сказок» более шестисот названий. Это не считая отдельного сборника «Русских легенд» и «Заветных сказок». Почему?

«Заветные сказки» можно сразу вычеркнуть – эротическое содержание и обсценная лексика делают их непригодными не только для детских ушей, но и для чтения вслух в приличном обществе. В целомудренной дореволюционной России их и издать-то было нельзя. Вышел сборник непристойных народных сказок в Женеве, без упоминания имени составителя. Есть версия, что к изданию приложил руку революционный демократ Герцен.

 «Заветные сказки» можно сразу вычеркнуть – эротическое содержание и обсценная лексика делают их непригодными не только для детских ушей, но и для чтения вслух в приличном обществе.

Что касается остальных сказок, вполне пригодных для использования в воспитательных целях, то поначалу совершенно непонятно, почему некоторые из них вошли в канонический список, который знает каждый, кого воспитывали на русском языке, а про другие никто и слыхом не слыхивал.

Кто слышал про сказку «Шабарша»? Никто. А ведь вполне назидательный текст, сюжетом напоминающий пушкинскую «Сказку о попе и работнике его Балде», но без антиклерикальной составляющей. Однако затерялась она в антикварных книгах.

Русские сказки – читать или не читать?

Почему непослушный Колобок стал классикой, но никто не знает про Терёшечку? История ничуть не менее завораживающая, чем «Буратино» и «Гуси-лебеди». Судите сами:

«У старика и старухи нет детей; старик приносит домой деревяшку, чтобы «у бабы хоть забавка была». Из деревяшки рождается мальчик – Терёшечка.

Ведьма (Баба-яга или змея – тут у народа-сказителя не было единого мнения), подражая голосу Терёшечкиной матери, выманивает мальчика на берег во время рыбной ловли и похищает его. Поручает своей дочери Алёнке изжарить Терёшечку, но он хитростью заставляет Алёнку сесть вместо него в печь: «Я ещё мал и глуп, не знаю, как на лопату садиться» (эту уловку мы и в других сказках видели, в том же «Морозко»). В результате ведьма съедает свою дочь и катается на её костях, повторяя: «покатаюся, поваляюся, Терёшечкина мяса наевшися» (тут уже мерещится намек на древнегреческие мифы – чем эта Баба-яга не Тесей, которому мстит Медея?). Терёшечка потешается над ней, сидя на дереве, а когда ведьма начинает подгрызать дерево, на котором прячется мальчик, тот взывает о помощи к птицам (гусям), и они спасают его, принеся домой к родителям».

«Терёшечка» – вполне убедительный сюжет про деревянного мальчишку, наивного и коварного, – тем не менее остался на периферии в стране русских сказок, в отличие от «Курочки Рябы» или «Колобка».

Колобок и Ряба – солнечные мифы

По какому критерию отбирали русские сказки для детского канона?

Ладно, Терёшку заменил Иван-дурак, который тоже обвел вокруг пальца Бабу-ягу с её печкой.

С некоторыми другими сказками из канона тоже более-менее понятно – они иносказательно продвигают те или иные добродетели. «Морозко» – про трудолюбие и смирение, «Репка» – про солидарность и коллективизм, «Чудо-Юдо» – про беззаветную любовь, которая творит чудеса, «Емеля» – про удачу и находчивость, а «Маша и три медведя» – про послушание, отвагу и смекалку.

А про что «Колобок» и «Курочка Ряба»?

 В полной версии сказки разбитое золотое яичко порождает целую цепь трагических событий: выбрасываются пироги, горят дома, рушатся церкви. Армагеддон и конец света.

Самые известные, самые классические? Почему именно их читают деткам в первую очередь?

Курочка Ряба – это, в сущности, апофеоз абсурдизма. Дед и баба старательно пытаются разбить снесённое Рябой золотое яичко, но не выходит. Когда это с лёгкостью делает мышка, вильнувшая хвостиком, отчего-то страшно расстраиваются. Почему? Совершенно не понятно. В полной версии сказки разбитое золотое яичко порождает целую цепь трагических событий: выбрасываются пироги, горят дома, рушатся церкви. Армагеддон и конец света. В детской версии Армагеддон ограничивается рыданиями деда с бабой, которые успокаиваются на оптимистической ноте – курочка обещает снести ещё одно яичко, не золотое, а простое.

Русские сказки – читать или не читать?

Странный сюжет: били-били и расстроились, когда им помогла мышка. Сюжет странный, а детям нравится, хотя они ничего не знают про космогонический миф о верхнем, нижнем и срединном мире, зашифрованный в этой простенькой русской сказке. Про мышку – представительницу сил тьмы, про золотое яичко как символ мира верхнего и недоступного. И про срединный мир, где очень переживают, что тёмные силы доберутся до мира верхнего. Ничего про эту космогонию дети не знают.

Что же тогда нравится? Вероятно, наивный намёк на то, что всё в мире взаимосвязано и случайное виляние мышиного хвоста может изменить мир. Ещё нравится оптимизм: всё можно поправить, ведь Курочка снесёт ещё яичко, хоть и не золотое.

Колобок – тоже космогонический миф, повествующий о солнце, которое приводят в этот мир в разгар зимней тьмы основатели рода – дед и баба. Бегство Колобка не шалость, а закономерность: он должен вернуться в мир, чтобы пришли весна, лето и осень. Рыжая лиса – символ осени, которая с неизбежностью сожрёт солнце. Но когда наступит новая зима, основатели рода снова сотворят Колобка – символическое солнышко, которое осветит мир.

 Современные дети ничего не знают о солнечных обрядах древних славян, но всё равно воспринимают озорную лепёшку не как лепёшку, которую испекли, чтобы утолить голод в трудное время, а как живое существо – сына или внука деда с бабой.

Современные дети ничего не знают о солнечных обрядах древних славян, но всё равно воспринимают озорную лепёшку не как лепёшку, которую испекли, чтобы утолить голод в трудное время, а как живое существо – сына или внука деда с бабой – шаловливое, любопытное, отважное и наказанное за доверчивость и самоуверенность.

Многие детки сильно расстраиваются, когда Колобку не удаётся и от лисы убежать, расстраиваются, но всё равно навсегда запоминают волшебное и назидательное: «Колобок, колобок, я тебя съем».

Русские сказки – читать или не читать?

Так что даже самые абсурдистские русские сказки попали в детский канон не просто так. Сознательно или бессознательно, но с их помощью ребёнок проникает в волшебную ткань повествования, узнаёт мир, сам становится лучше.

Если это так, то Колобок и впрямь важнее Терёшки. Тем более что у нас есть Буратино.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть