Вход на сайт
Регистрация
или
register
Регистрация кабинета психолога
Доступ только для профессионалов. Подтвердите свой статус копией диплома или зачетной книжки медицинского вуза.
    Добавить файл

    register
    Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
    Воспитание

    Средства воспитания: кнут или пряник?

    13 января 18 в 12:00
    Средства воспитания: кнут или пряник?

    Источник фото: https://www.shutterstock.com/

    Каким мы хотим видеть наше любимое чадо в будущем? Вопрос, на который с легкостью ответит любой родитель – конечно же, счастливым. Психологи дают следующее определение счастливого ребенка: он знает, что любим, защищен, чувствует свою уникальность и поддержку родителей. Согласитесь, с этой задачей легко справятся любящие родители. А вот как быть с воспитанием ребенка? Как построить и гармонично сочетать физическое, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие малыша?

    Воспитание или дрессура?

    Так уж сложилось, что самым распространенным методом воздействия как на детей, там и на взрослых, с которым хоть раз сталкивался каждый, является метод «кнута и пряника». Он активно применяется в педагогике, управлении персоналом и политике. Говоря о кнуте, мы ни в коем случае не говорим о физическом наказании, которое категорически не приемлемо.

    Казалось бы, в сути данной методики нет никаких противоречий – за правильное и хорошее надо хвалить, за неправильное и плохое – ругать. Будущая система ценностей ребенка закладывается следующим образом: сделал ребенок что-то плохое, неправильное или некрасивое – ребенка наказали, чтобы он понимал, что так поступать нельзя, сделал что-то хорошее, нужное и правильное – похвалили. Но не кажется ли вам, что метод кнута и пряника в воспитании детей больше напоминает дрессуру, чем воспитание?

    Система ценностей ребенка, основанная на внутреннем понимании и принятии принципа «что такое хорошо, а что такое плохо», наложенная, с одной стороны, на мотивацию и поощрение, а с другой - на искреннее чувство стыда, поможет ребенку быстро справляться с любой ситуацией, находить правильный выход и больше так не поступать. Тогда как метод «кнута и пряника» приведет ребенка только к желанию замаскировать свой плохой поступок, чтобы не получить наказания. К сожалению, среди взрослых людей, прошедших чрез такую систему воспитания, практически нет тех, кто готов быть, например, добрыми и чуткими, они готовы ими только «казаться».

    Воспитание детей: кнут или пряник, что мы можем этому противопоставить?

    Что противопоставить кнуту и прянику

    Не «раздавайте пряники», а мотивируйте и поощряйте ребенка

    Средства воспитания: кнут или пряник?

    Источник фото: https://www.shutterstock.com/

    Все дети рано или поздно проходят через ряд ошибок и неудач. При этом они демонстрируют очень разную реакцию. Когда одни из них сразу делают выводы, что не могут или не готовы продолжать действовать в этом направлении, другие воспринимают неудачу как мотивацию, как стимул для достижения цели. Такая разница в поведении определяется отличием целей, на которые ориентированы дети.

    В первом случае работает внешняя мотивация (так как угроза наказания или обещание поощрения могут развивать только внешнюю мотивацию). В этом случае дети ориентированы на демонстрацию себя и своих способностей окружающим, получение быстрого результата и «пряника» в виде похвалы. Такие дети быстро теряют уверенность в себе, как только сталкиваются с задачей, не поддающейся мгновенному решению, а свои неудачи они склонны объяснять недостатком способностей.

    Дети, которым интересно, мотивированы на желание узнать что-то новое, справиться с поставленной сложной задачей, а не получить «пряник». Они не боятся провалов и неудач. Их самооценка не страдает, если справиться с чем-то в жизни сразу не удается, у них нет сомнений, что при определенном усердии все поддается решению. Они ориентированы на поиск этих решения. И если задача не поддается, то такие дети скорее будет думать о недостатке усердия, чем о недостатке своих способностей.

    Внешние стимулы будут негативно сказываться на мотивации ребенка к решению задач и движению вперед. Снижается размер мотивации, снижается готовность к решению задач. Постепенно ребенок перестает делать что-либо без внешнего «пряника» или «кнута».

    Ежедневно, в том числе и на собственном примере, показывайте ребенку, что, проявив терпение, всегда получаешь лучший результат и, конечно, большее от этого удовлетворение. Если ребенок предпринимает попытки проявить свою настойчивость и терпение, обязательно поощряйте его. Именно такой подход сможет обеспечить дальнейшее благополучие ребенка.

    Постройте с ребенком доверительные отношения

    Родители для ребенка – безусловный авторитет. Очень важно относиться к этому внимательно и уважительно. Ваши слова и обещания не должны расходиться с делами, только в этом случае ребенок будет доверять и вам, и вашим словам, а также примет вашу систему оценок и ценностей.

    Доверительные отношения с родителями, а не система «кнута и пряника» помогут ребенку стать уверенным, терпеливым и усидчивым.

    Учите ребенка быть самостоятельным

    Средства воспитания: кнут или пряник?

    Источник фото: https://www.shutterstock.com/

    Основной враг мотивации у детей – это их неуверенность в собственных силы и способностях.

    Как вселить в ребенка уверенность в себе и научить его не зависеть от внешних поощрений? Единственно правильное решение – научить его быть самостоятельным как в принятии решений к действиям, так и на бытовом уровне. Конечно, он пройдет через череду проб и ошибок, разрешите ему их совершать (конечно, в пределах разумного, это не должно ставить под сомнение безопасность ребенка). Именно этот опыт поможет ребенку научиться не бояться неудач.

    К сожалению, мы с вами также часто ориентированы на получение быстрого результата и достижение «показательной» цели. Нам приятно осознавать, что другие оценивают наше чадо, какой он умный успешный и все схватывает на лету. Но так ли это важно на самом деле? Ведь для достижения результата, ребенок просто воспользовался опытом, приобретенным его родителями. Беда в том, что в данном случае он ничего не приобрел для себя и своего будущего. С ним просто окажется опыт его родителей, а не свой собственный.

    Запаситесь терпением, разрешите ребенку совершать свои ошибки, приобретать свой опыт, учиться быть самостоятельным. Просто будьте рядом.

    Научитесь хвалить за усилия и усердия больше, чем за достигнутый результат (развивайте внутреннюю мотивацию ребенка).

    Покажите ребенку, как важно для вас, что он прилагает усилия и проявляет терпение. Дайте почувствовать, что труд и настойчивость, которые он демонстрирует в достижении цели, для вас даже более значимы, чем достигнутый результат. Потому как этот результат является простым следствием приложенных ребенком усилий, усидчивости и настойчивости. В этом случае ребенок поймет, что основная составляющая любого успеха – это старательность и терпение.


    Помощь Беременным женщинам и мамам

    Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

    8 800 222 05 45
    Все статьи
    Мы освещаем все аспекты жизни

    Свежее в разделе

    Все статьи

    Топ авторов раздела

    Все авторы

    Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

    Василий Худолеев О проекте
    Самые свежие новости из жизни города и не только
    Интересные статьи
    Ещё статьи
    Внимание!

    Закрыть