Приучайте с детства
Вот, казалось бы, ребенку лет четырнадцать. Ну не заставлять же его работать после школы, так ведь? Однако знакомство с семейным бюджетом явно пошло бы ребенку на пользу, потому что без базового понимания распределения денег будет сложнее жить самостоятельно. К тому же будет легче психологически: я сейчас тоже вкладываюсь в семейный бюджет, но ой как сложно мне это дается – полнейшее ощущение несправедливости происходящего. Как это так: это мои деньги, я их заработала, с чего это я должна ими делиться?
Я, конечно, осознаю, что ситуация более чем справедлива, но подсознание, привыкшее к тому, что мои деньги – это мои деньги, которые я могу спустить на все что захочу, а родительские деньги – это те деньги, на которые живет вся семья и я в том числе, не отпускает. И подобная психология очень сильно мешает при попытке подростка начать взрослую жизнь. Лично мне было легче работать после школы на двух работах , чем привыкнуть к тому, что мои доходы – это не просто деньги на развлечения. Нужно приучить ребенка к тому, что деньги в общий бюджет вносить надо, но при этом не заставлять его пахать, как ломовая лошадь – в конце концов, у школьников действительно
На днях я бродила по англоязычной части "Твиттера" и наткнулась на интереснейший твит. Сейчас уже не вспомню точного содержания, но суть была в том, что мама каждую неделю дает своей маленькой дочери что-то около пяти долларов, а потом четыре забирала обратно, объясняя дочери, что вот эти четыре доллара – это на квартплату и еду. В конце дама уточнила, что эти четыре доллара она складывает на сберегательный счет, деньги с которого отдаст своей дочери после ее совершеннолетия. Я прочитала и поняла, насколько же это гениальная идея.
Итак, ребенок с детства приучается к тому, что не все деньги, которые у него есть, можно тратить на развлечения. Предположим, речь идет не о пяти долларах, а о пятистах рублях. Лучше знакомить ребенка с деньгами как можно раньше. Лет с четырех – самое то. Маленькому ребенку ста рублей в неделю хватит за глаза и за уши. Я имею в виду именно деньги на развлечения, с распределением финансов вообще все гораздо сложнее. Речь сейчас не об этом.
С возрастом деньги на карманные расходы растут, и ребенок, конечно же, будет взбрыкивать, но понимание того, что часть его денег уходит на еду и квартплату, останется в подсознании, и после этого, получая деньги, он будет понимать, что часть нужно отложить, часть – отдать, а часть – потратить на себя. Конечно, сложно назвать это полноценным участием в семейном бюджете, однако ребенок хотя бы приучится к мысли о том, что деньги – это не просто возможность развлечься.
Анализ быта
Чтобы в чем-то участвовать, нужно это что-то знать изнутри. Семейный бюджет неотделим от домашних обязанностей вообще. Как мне кажется, просто забирать у ребенка часть впервые заработанных денег – идея не самая здравая, и посему нужно, чтобы чадо как минимум понимало, на что эти деньги тратятся вообще. Естественно, пичкать шестилетнего ребенка сведениями о ценах на укроп не стоит, но частые совместные походы в магазины и, в первую очередь, просьба о помощи помогут привыкнуть к «взрослому» делу – походу в магазин.
Подросток должен знать примерную стоимость базовых продуктов, моющих средств, и желательно иногда, когда вы знаете, что у него осталось какое-то количество карманных денег, чтобы вы могли попросить его купить что-то не слишком дорогое, но нужное для дома. Чтобы это было в порядке вещей и не воспринималось в штыки. Позже, когда ребенок начнет подрабатывать, хорошим ходом будет, например, предложить приготовить что-то из продуктов, купленных на его собственные деньги, и при этом не забывать хвалить ребенка – ведь всегда очень страшно начинать «взрослую» жизнь. Самое важное – не вызвать отвращения к участию в общем бюджете, а наоборот, показать, что быть самостоятельным приятно, и что верное планирование расходов идет лишь на пользу. Несомненно, важно учитывать, что доход у ребенка очень и очень небольшой, и вклад поначалу может быть лишь символическим, но и этот вклад очень важен. Потом, когда ребенок привыкнет к тому, что, пока он живет не один, часть его денег тоже принадлежит не ему одному, когда он начнет получать больше, можно будет поговорить и о том, чтобы он вкладывался в общий бюджет соразмерно своему потреблению ресурсов – какой-то процент от общих затрат на электроэнергию, воду, продукты и так далее.
Если с самого детства приучать ребенка к тому, что он живет не один, если с самого начала научить его правильному отношению к деньгам, ребенок повзрослеет быстрее и гармоничнее, и самостоятельность уже не будет пугающей, она будет естественной.