Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Семья и общество

Куда пропали амазонки? Вышли замуж?

Автор
Марианна Баконина
Марианна Баконина
Кандидат политических наук, тележурналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
10 октября 18 в 11:53
Куда пропали амазонки? Вышли замуж?

Амазонкой сейчас называют воинственную или даже мужеподобную женщину. Об истинных амазонках мы узнали из древнегреческих мифов. А откуда о них узнали древние греки? Или они просто придумали дев-воительниц, как придумали грифонов и кентавров?

Амазонок, дев-воительниц, которые не щадят взрослых мужчин и убивают новорожденных мальчиков, упоминают и Страбон, и Геродот, и Диодор. Правда, из их текстов не понять многое, не ясно даже, где собственно жили эти амазонки и были ли они настолько кровожадны и беспощадны, как об этом говорится в мифах. Разные древние историки и бытописатели упоминают как места обитания амазонок и африканскую Ливию, и Крым, и устье Дона рядом с Азовским морем, на Кавказе, и Малую Азию.

Геродот писал, что сарматы были потомками амазонок и скифов, так что их женщины соблюдали древние амазонские обычаи: «часто охотясь верхом с их мужьями, участвуя в войне, они носят ту же самую одежду, что и мужчины». Еще Геродот сообщает, что у сарматов «никакая девушка не станет женой, пока она не убьет человека в сражении».

Писали, что эти воинственные женщины выжигали себе правую грудь, чтобы было удобнее стрелять из лука. Убивали всех забредших на их территорию мужчин. Атаковали аргонавтов.

Страбон пишет, что ни одному мужчине не дозволялось селиться в землях амазонок и, тем более, заниматься с ними сексом. Лишь на два месяца в году молодые амазонки, согласно обычаю, могли уйти за горы, которые разделяли их территории от земель соседних племен, и встречаться с тамошними мужчинами, пока не забеременеют. Потом они возвращались домой, рожать. Новорожденные девочки оставались с народом амазонок, а мальчиков возвращали соседям или убивали.

А еще писали, что эти воинственные женщины выжигали себе правую грудь, чтобы было удобнее стрелять из лука. Убивали всех забредших на их территорию мужчин. Атаковали аргонавтов. Были побеждены Гераклом. Участвовали в Троянской войне. Совершали набеги на Аттику. Отделить правду от вымысла очень трудно, но вера в женщин-воительниц пережила античную Грецию и Рим – Юлий Цезарь поминал успешные завоевания амазонок. Современные ученые тоже пытаются понять, кем были амазонки – плодом буйной фантазии греков или реальными всадницами с луками и боевыми топорами в руках?

Куда пропали амазонки? Вышли замуж?

Источник фото: shutterstock.com

Безгрудые?

Проще всего разобраться со странным обычаем калечить себя ради воинских подвигов. Ничего подобного девы-воительницы не делали. Хотя, согласно народной греческой этимологии, само название «амазонка» происходит от греческого «а» – «без» и «мазос» – «грудь», то есть «безгрудая». Но, скорее, слово «амазонка» происходит от индо-иранского «ха-мазан» – «воин». А насчет выжженной груди древние греки сами себе противоречат.

Сюжет «битва греческих воинов с амазонками» был популярен с древности. Сохранилось невероятное количество изваяний, саркофагов, фризов и керамических ваз, на которых повторяется этот сюжет, который так и назвали – «амазономахия» – битва с амазонками. Есть скульптуры, изображающие отдельных героинь-воительниц. Их изображают верхом на конях или пешими, в греческой или персидской одежде, в шлемах, как у богини охоты Артемиды или, наоборот, похожих на шлем Афины. Но нет ни единого изображения амазонки с вырезанной или выжженной грудью. У всех все на месте, где положено. Да и аргумент, что они избавлялись от правой груди, чтобы удобнее было стрелять из лука, выглядит довольно слабым – у восточного лука, а именно таким пользовались амазонки, тетиву натягивали наверх к уху и чуть назад, а не прямо, до груди.

Они совершали набеги на коневодческие народы Кавказа, нападали на города в Малой Азии, в дельте Дуная, атаковали фракийские поселения. Против них «цивилизованные греки, хетты или ассирийцы» снаряжали военные экспедиции, но одолеть их не могли.

С остальными мифами, как то убийство или кастрация заблудившихся или плененных мужчин, или нанесение им других увечий, разобраться сложнее. Так же как и с самим мифом о девах-воительницах в целом. Скажем, ученик Аристотеля Палефат в своем сочинении «О невероятном», написанном еще в IV веке до нашей эры, пытался рационально объяснить греческие мифы и пришел к выводу, что его наивные соотечественники приняли за женщин конных воинов-мужчин, которые сражались в долгополых одеждах, убирали длинные волосы в хвост и гладко брили лица. А дев-воительниц в природе не существовало и не существует.

Впрочем, скептицизм Палефата не помешал рождению еще одного мифа про другого ученика Аристотеля – Александра Македонского. Будто бы к нему явилась царица амазонок в сопровождении трехсот дев-воительниц и предложила великому воину оплодотворить как можно больше из ее женщин, чтобы у них родилось как можно больше могучих, умных и воинственных амазонок, продолжательниц великого племени. Мальчиков они обещали вернуть Александру. Впрочем, соратники Александра Великого с самого начала говорили сказителям, что это миф и не более того, и никакая царица амазонок не рожала от него ребенка, ни девочку, ни мальчика. Но это не значит, что амазонок не существовало в природе.

Пережиток матриархата?

Если свести воедино всю информацию об амазонках, которую приводят античные источники, можно только удивляться, какие громадные территории держали в страхе девы-воительницы. Они совершали набеги на коневодческие народы Кавказа, нападали на города в Малой Азии, в дельте Дуная, атаковали фракийские поселения. Против них «цивилизованные греки, хетты или ассирийцы» снаряжали военные экспедиции, но одолеть их не могли.

Амазонки, как африканские, так и евразийские, жили в матриархате, или, как теперь говорят, при материнском родовом строе. Это были племена или союзы племен, где женщины были жрицами, судьями, вождями племен и воинами тоже. Античные источники свидетельствуют, что амазонки отрубали младенцам-мальчикам руки и ноги. Это маловероятно. Мужчин можно было приспособить к какой-нибудь работе. Скорее всего, мальчикам отрезали лишь несколько пальцев на правой руке, чтобы они не могли пользоваться луком. А излишки мужчин могли и оскопить, и убить, точнее, принести в жертву Великой богине. По тем временам – дело вполне благородное.

На мистериях в честь Диониса женщины вполне могли разодрать на куски мужчину, который оказался не в том месте и не в то время на пути их процессии.

Примерно в те же времена сами греки пытались принести в жертву богам Ифигению ради попутного ветра. Ничего такого нецивилизованного и ужасного амазонки не совершали, просто на месте мужчин у них везде были женщины. Что не могло не поражать греков, для которых патриархат уже стал нормой жизни. Однако пережитки прежнего уклада еще много веков можно было увидеть и у них. На мистериях в честь Диониса женщины вполне могли разодрать на куски мужчину, который оказался не в том месте и не в то время на пути их процессии. Так что встреча греков с амазонками – это встреча двух цивилизаций в одном времени и в едином пространстве. Ничего удивительного. Подобное случается и в наши дни. К примеру, в лесах Амазонии.

Одна свадьба и одни похороны

Какими были эти встречи на перекрестках истории?

Пожалуй, самая трогательная история про амазонок и греков – это брак Тесея, правителя Афин, и царицы амазонок Ипполиты.

Куда пропали амазонки? Вышли замуж?

Источник фото: shutterstock.com

Встретились Тесей и Ипполита во время одного из походов Геракла. Великий герой, разумеется, победил дев-воительниц и некоторых даже взял в плен. Была пленена и их царица. Там ее увидел один из участников похода – Тесей. Дальше, как положено в романтической мелодраме, – любовь, и он увозит ее с собой в Афины. Любовь на перекрестке цивилизаций.

Тут лучше процитировать венгерского романиста Лайоша Мештерхази, он сумел удивительно точно реконструировать эту встречу двух миров – мира амазонок и мира Аттики, мира патриархата и матриархата:

«Был особый романтический привкус в том, что Тесей женился на царице амазонок – правительнице легендарного, совершенно необычайного народа; о ее сказочных богатствах и элегантности слава шла по всей Греции. Не случайно ведь дочь Эврисфея потребовала от Геракла именно пояс Ипполиты! К тому же Ипполита была, несомненно, красивая женщина. Тесей придавал этому значение. И не ради себя, он-то не раз уже успел убедиться: «красивая женщина», «хорошая женщина», «именно-мне-больше-всех-необходимая женщина» – понятия, не всегда тождественные. Но, решившись привезти жену из-за границы, он должен был выбрать женщину красивую, красивую изумительно с точки зрения господствовавшего тогда вкуса. Иначе его триумфальный въезд в Афины сопровождался бы не ликующими кликами, а недоуменным ворчанием всех афинских отцов и матерей. «Ну и ну! – слышалось бы повсюду. – Уж моя-то дочка получше выглядела бы с ним рядом! Слепец этот Тесей или недоумок?» Но и обида уже пол-обиды, если красота иностранки-жены вызывает шепот признания. Между благороднейшими семействами Аттики идет совсем иной разговор: «Н-да, тут я его понимаю: долго ли из-за такой потерять голову!». А рядом – шепот: «Не скажу, чтоб моя дочь уступала ей по красоте, но эта Ипполита, наверное, тонкая штучка, изощренная во всем… тут моей ее не догнать, не так я свою дочь воспитала!». И, наконец, после некоторой паузы, примирительно: «Но хороша, очень хороша. Фигура отличная. Дивные волосы, чудесные глаза, да и вообще… Словом, что там говорить: красивая женщина». Не правда ли, совершенно другой тон?!»

Ипполита отказалась выйти замуж за Тесея по греческим обычаям и сына назвала Ипполитом, подчеркивая его принадлежность к роду матери. Но расставаться с Тесеем не захотела, даже когда соплеменницы напали на Аттику, чтобы вызволить свою царицу. Сражалась на стороне афинян и погибла. Такая вот грустная история матриархально-патриархальной любви.

Очень может быть, что и все прочие амазонки рано или поздно повыходили замуж, как их царица Ипполита. Так и пропали.

И, кстати, насчет Амазонки. Реки Амазонки. Когда в 1542 году конкистадор Франсиско де Орельяна в поисках Эльдорадо достиг полноводной реки, на его отряд напали женщины-воины. Племя, на которое он наткнулся, жило материнским родовым строем. Испанец вспомнил амазонок и дал название этой реке – Амазонка.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть