Вход на сайт

Регистрация

или

register
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Полезные советы

Навязанные услуги. Как от них избавиться?

Александра Шомина
Подписаться 2
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
1
Навязанные услуги. Как от них избавиться?

Источник фото: Business photo created by senivpetro - www.freepik.com

Мы с друзьями часто собираемся большой компанией в одном кафе. На последней из посиделок обнаружили, что привычное меню обновлено, и на его каждой странице появился мессендж «Внимание, введен сервисный сбор 5%. Просим учесть при заказе». В кафе безмерно вежливые официанты, которые не лебезят, а всегда пытаются угодить и создать определенную атмосферу, поэтому мы и без лишнего упоминания оставили бы чаевые. Новость об обязательном включении сервисного сбора в счет тут же вызвала дискуссию. К слову, опыт борьбы с навязанными услугами и товарами у нас был. Как-то мы пришли на просмотр фильма, набрали с собой вкусностей для поглощения, а на входе в зал нам сообщили, что проход с продуктами питания и едой, купленными за пределами кинозала, запрещен. Законны ли действия администраций кафе и кинозала?

Что понимается под навязыванием услуг?

Манипуляции администрации кафе, кинозала не что иное, как навязывание дополнительных услуг, обе ситуации откровенно отдают принуждением потребителя. Закон РФ «О защите прав потребителей» включает в понятие «навязывание услуг»:

  • обусловленность приобретения одних товаров, услуг обязательным приобретением иных товаров, услуг. То есть потребителю отказывают в предоставлении основной услуги, пока он не купит дополнительную;
  • включение дополнительных платных услуг без письменного согласия потребителя;
  • отказ в устранении недостатков товара, услуг в рамках гарантийного обслуживания, если потребитель не приобрел дополнительные товары, услуги.

Как только вы поняли, что ваше право на свободный выбор товаров, услуг нарушается, приступайте к активным действиям:

  1. Применительно к нашей ситуации приглашаем администратора заведения, напоминаем ему про ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» (запрет навязанных услуг). Как показывает практика, после демонстрации знания закона словесный поединок заканчивается победой потребителя.
  2. Если администратор разводит руками, говорит, что таковы правила кафе, кинозала, и договариваться не собирается, то принимаем одно из двух решений: платим за обе услуги или отказываемся от них полностью. Находим уголок потребителя, переписываем данные компании и составляем претензию. В претензии просим компенсировать убытки, вызванные безальтернативным включением дополнительной услуги. Например, вам должны вернуть уплаченные чаевые или компенсировать стоимость билета на фильм, на который вы не попали из-за того, что не купили продукты на территории кинозала. Пишем претензию в двух экземплярах и на вашем просим поставить отметку о принятии – Ф. И. О. отверженного работника, в нашем случае администратора, дату и подпись.
  3. Жалуемся в Роспотребнадзор. Подробно описываем, какие услуги предоставляются по умолчанию, прикладываем к обращению фотографии, правила заведения, где установлены ограничения для потребителя, предлагаем привлечь компанию к административной ответственности по ч. 2. ст. 14.8. КоАП РФ («Нарушение иных прав потребителей»). Роспотребнадзор обязан провести внеплановую проверку деятельности компании и, в случае подтверждения доводов жалобы, назначить штраф – от 10 до 20 тысяч рублей. Размер штрафа невелик, но важнее, что Роспотребнадзор вынесет предписание об устранении нарушений прав потребителей, которое компания обязана будет исполнить.

  4. Навязанные услуги. Как от них избавиться?

    Источник фото: Business photo created by yanalya - www.freepik.com

  5. Если предыдущие действия не дали нужного эффекта, составляем исковое заявление в суд. Суд, помимо компенсации убытков, может удовлетворить в вашу пользу сумму морального вреда, а также штраф в размере 50% от размера убытков за то, что компания в добровольном порядке не исполнила ваши просьбы по претензии.

Отказ от страховки

И если на какие-то ситуации навязывания услуг мы смотрим с улыбкой (например, приобретение карты продуктового магазина как обязательное условие для подтверждения учетной записи на портале «Госуслуги»), то существуют иные ситуации, которые сильно бьют по нашему кошельку. Самая популярная навязанная услуга – добровольное страхование жизни и здоровья, которое втюхивают при оформлении ипотеки, покупке автомобиля в кредит и других потребительских кредитах. С момента нашего последнего обсуждения "Ипотека и страховка: вы вправе отказаться от навязанной услуги" изменился только срок отказа от такой страховки: с 5 рабочих дней до 14 календарных дней с даты заключения договора. При соблюдении указанного срока страхователю возвращается в полном объеме уплаченная страховая премия.

Надо сказать, что проблем с расторжением договора страхования не возникает, подкованные потребители знают о своих правах и буквально на следующий день после заключения договора бегут в страховую компанию писать заявление об отказе. Сложности появляются дальше. Автосалон, банк и т. п., узнав от страховой компании об отказе от страховки, сообщают потребителю, что недовольны его самодеятельностью и повышают процентную ставку по кредиту или увеличивают стоимость автомобиля. Судебная практика считает такие действия законными и не ущемляющими права потребителя. Разберемся на примере покупки автомобиля. Автосалон не включает в договор купли-продажи обязанности по заключению покупателем договора страхования жизни как обязательного, а предусматривает скидку по стоимости автомобиля в случае страхования жизни. Поэтому суд считает, что у потребителя имеется право выбора: либо купить автомобиль за полную стоимость (без страховки), либо купить с уменьшением стоимости, но с соблюдением условия о страховании жизни и здоровья. Потребитель сам решает, воспользоваться скидкой или нет, а значит, элемент принудительности отсутствует.

Как же выиграть в этой ситуации? Нужно отказаться от страховки, которую предлагает автосалон, и самостоятельно выбрать страховую компанию, которая предлагает более выгодные условия. Тогда уменьшенная стоимость товара сохранится, вы сэкономите на размере страховой премии, и в конечном итоге ваша жизнь и здоровье будут застрахованы. Стоимость страхования в обычных страховых компаниях в несколько раз меньше, чем в страховых компаниях, которые находятся в офисах банков, автосалонов. Последние намеренно завышают размер страховой премии.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45

Подпишитесь на «Аист на крыше»

Нравится то, что читаете? Подпишитесь на рассылку Подпишитесь!

Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте

Самые свежие новости из жизни города и не только

Комментарии1

Отслеживать комментарии

При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
Отправить
Ответ Максиму
Неавторизованный пользователь Авторизованный пользователь

Интерсные статьи читайте на Аист

Внимание!

Закрыть