Эксперты проекта "Аист на крыше" рассказали, как это возможно сделать.
17 ноября в Москве состоялся круглый стол на тему «Особенности реализации семейной политики в России и странах СНГ». Мероприятие было подготовлено и проведено общественным проектом «Аист на крыше» Фонда гражданских проектов «Социумъ».
В круглом столе приняли участие член комитета по делам семьи, женщин и детей, депутат ГД РФ Инга Юмашева, заместитель начальника правового управления аппарата уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ Вероника Атаулина, заведующий сектором теоретических проблем воспроизводства и политики населения Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Владимир Архангельский, профессор, доктор юридических наук, доцент кафедры трудового права и охраны труда юридического факультета СПбГУ Нелли Дивеева, эксперт НИУ ВШЭ Нина Русанова, эксперты по вопросам семейной политики из Казахстана, Белоруссии, Молдавии.
Руководитель проекта Анжелика Худолеева во вступительном слове отметила важность темы в контексте сегодняшнего времени. «Сегодня мы будем обсуждать семейную политику, которая не может не опираться на такую науку, как демография», – сказала она. Для того чтобы страна могла справиться с последствиями демографической ямы 90-х годов, необходимо, чтобы и различные ветви власти, и ученые, и общественные организации вели конструктивный диалог, вырабатывали совместные решения.
В свою очередь, депутат ГД РФ Инга Юмашева сообщила, что за последние пять лет в стране принят целый пакет стратегических документов, направленных на улучшение демографической политики. «Это позволяет говорить о том, что сегодня у нас есть хороший фундамент для того, чтобы двигаться дальше и совершенствовать наши условия рождаемости и укрепление наших семейных ценностей», – подчеркнула Юмашева.
Профессор Нелли Дивеева считает, что сегодня одно из важнейших условий демографической политики – индивидуальное социальное сопровождение каждой семьи. Кроме этого, необходимо сделать акцент в распределении материнского (семейного) капитала в сторону самообеспечения семьи. Важно предоставить человеку такие меры поддержки, которые помогут ему в будущем самостоятельно достичь необходимого социального уровня, пояснила Дивеева.
«Мы четко должны понимать, что в обществе есть некий социальный уровень, который общество может в данный момент позволить, исходя из экономических, социальных составляющих. И задача любой организации, которая занимается правами граждан, – облечь меру помощи в такую правовую форму, чтобы мы этой мерой позволили человеку дотянуться до минимального социального уровня», – уверена Дивеева. Таким образом, помощь со стороны государства не должна порождать иждивенческого настроя, а должна стимулировать человека к развитию.
Проект «Аист на крыше» ставит перед собой амбициозную задачу – добиться принятия и реализации таких государственных мер, которые помогут достичь в стране коэффициента рождаемости 2.0. Для этого экспертами и специалистами проекта разрабатывается полноценный пакет законопроектов, необходимых для достижения этой цели, который будет учитывать все факторы, способные повлиять на рождаемость.
Первый законопроект уже готов. Документ предлагает перераспределение материнского капитала со вторых детей на третьих, что, по подсчетам экспертов проекта, даст более ощутимый результат, чем действующий в законе механизм предоставления материнского капитала. В рамках законопроекта предлагается выплачивать за рождение второго ребенка 50% от размера материнского капитала, а также 100% материнского капитала за рождение третьего ребенка. При этом законопроект будет поддерживать принцип равенства всех лиц, которые имеют право на материнский капитал за второго и третьего ребенка, за счет того, что суммарно выплачиваемый материнский капитал не будет превышать 150% от общей суммы. Законопроектом предусматривается, что те семьи, которые уже получили 100% материнского капитала, на момент вступления законопроекта в силу получат при рождении третьего или последующего ребенка дополнительно только 50% материнского капитала. Также в законопроекте предлагается значительно расширить возможности по распоряжению средствами материнского капитала.
В частности, предлагается разрешить направлять средства материнского капитала на следующие цели:
- на приобретение автомобиля и техники для сельскохозяйственных работ отечественного производства или сборки, а также в качестве первого или последующих взносов по кредитному договору на их приобретение;
- на размещение средств материнского капитала на депозитном счете в банках, перечень которых ежегодно утверждается Министерством финансов РФ, с получением процентов по вкладу. При этом основная сумма материнского (семейного) капитала может быть использована только по другим направлениям, предусмотренным законом. Обналичивать семья сможет только проценты по вкладу, что будет неплохим ежемесячным подспорьем для семьи, особенно в регионах, а также окажет косвенную поддержку российской банковской системе;
- на оплату высокотехнологичной медицинской помощи, медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения для матери и/или ребенка, а также на ряд других направлений.
В рамках законопроекта предлагается не предоставлять материнский капитал в тех регионах, где доля рождений третьих и последующих детей в общем числе рождений превышает среднероссийский показатель в 1,5 и более раза за предшествующий год, так как в данных регионах дополнительное стимулирование рождений вторых и третьих детей не требуется и данные меры дополнительной поддержки семей являются избыточными, приводят к нерациональному и неэффективному расходованию бюджетных средств. Перечень таких регионов предлагается утверждать ежегодно Постановлением Правительства Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат) о доле рождений третьих и последующих детей в общем числе рождений по каждому региону.
Для предотвращения злоупотребления «внутрироссийским туризмом» в целях получения средств материнского (семейного) капитала предлагается ввести критерий минимального срока проживания в регионе для получения права на данные дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.
По оценке экспертов проекта «Аист на крыше», общий выигрыш числа рождений от перераспределения материнского капитала оценивается в размере до 53 тысяч дополнительно рожденных детей ежегодно к 2030 году, а нарастающим итогом за 14 лет (за 2017–2030 годы) – около 540 тысяч дополнительно рожденных детей. В то же время совокупные расходы на выплаты по материнскому (семейному) капиталу позволят сэкономить до 10% на начальном этапе осуществления программы (а в среднем за 14 лет – около 5% ежегодно) средств федерального бюджета. Объем сэкономленных средств зависит от увеличения числа рождений третьих детей и размера индексации материнского (семейного) капитала по сравнению с текущей схемой предоставления материнского (семейного) капитала в том случае, если бы она была продлена на период после 2018 года. Экономия от введения новой схемы расчета материнского (семейного) капитала превысит, по оптимальному прогнозному варианту, 10% в первый год действия и 7% – во второй год.
Таким образом, принятие проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не потребует выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета, а в первые два-три года обеспечит значительную экономию денежных средств в сумме порядка 63 млрд рублей. В период с 2017 года по 2030 год суммарная экономия составит более 200 млрд рублей, исходя из расчета материнского (семейного) капитала в размере, установленном на 2016 год. При этом количество рожденных граждан РФ благодаря новой демографической политике увеличится более чем на 500 тысяч человек.
Директор Фонда «Социумъ» Василий Худолеев отметил, что один из важнейших показателей проекта – это, безусловно, экономия бюджетных средств. Плюс проектом предлагается дополнительно отменить региональные программы стимулирования деторождения. «Сегодня региональные меры разнообразны, разнонаправлены и не приносят ощутимого эффекта для прироста рождаемости. Более того, значительная часть этих мер софинансируется из федерального бюджета. Дополнительная экономия федерального бюджета от отказа от региональных программ составит порядка 48 млрд рублей на ближайшие три года», – сказал глава Фонда.
Предлагаемые меры способны максимально смягчить негативные последствия демографического падения в России, считает главный специалист отдела демографических расчетов в Росстате, эксперт проекта «Аист на крыше» Алексей Ракша. «Моя оценка влияния политики на количество родившихся вторых и последующих детей, начиная с 2007 года и заканчивая 2013 годом, – это примерно 2 миллиона детей. Это около 40% от числа родившихся вторых и последующих детей за эти годы», – подчеркнул он. Ракша обратил внимание, что практически все меры, которые есть сегодня у государства, направлены на появление второго ребенка. И эти меры уже достигли своего максимального выражения. «Однако программу маткапитала ни в коем случае нельзя заканчивать. По всем исследованиям мы видим, что главное в семейной политике – это предсказуемость, надежность. Нужно просто модифицировать политику, но ни в коем случае ее не прекращать», – считает эксперт.
Картину демографии способна поменять и перестройка привычной сегодня пенсионной системы. «Возраст выхода на пенсию должен соответствовать числу рожденных детей. Тогда все, кто готов рожать троих и более детей, будут понимать, что это в том числе их будущее», – заметил эксперт.
Пенсионная система России была создана тогда, когда соотношение работников и пожилых людей было больше 6 : 1. Сейчас это соотношение равно 2,3 : 1. Дальше падение показателя продолжится, и к 2030 году соотношение работающего населения к пенсионерам достигнет 1,8 : 1, сказал Ракша.
Постепенный переход к семейной пенсионной системе разработал и представил собравшимся Валерий Акпаров, президент Фонда содействия решению стратегических проблем национального развития. По его мнению, такая система, кроме прочего, решит и ряд проблем, связанных с собираемостью налогов, с социальным сиротством, с возрождением семейных ценностей.
По его словам, при существующей пенсионной системе люди не видят смысла вкладывать свое время в рождение и воспитание детей. Стране необходим переход к семейной пенсионной системе, которая кардинально увеличит рождаемость (см. рис).
Владимир Архангельский из Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ отметил, как важна этапность демографической политики. Не должно быть ситуации, когда на повышение рождаемости направлено слишком много мер, а затем следует провал государственной поддержки. Он также высказался за развитие адресной поддержки для семей с детьми.
Возможности медицины очень сильно меняют репродуктивные установки и намерения женщин, рассказала присутствующим эксперт НИУ ВШЭ в области ЭКО Нина Русанова. Например, все больше женщин откладывают беременность на более поздний срок. Но при этом в России лишь 1% детей рожден при помощи метода ЭКО. Мировым лидером в применении ЭКО является Дания – там 5,8% рожденных при помощи ЭКО детей, в Бельгии этот показатель равен 4,4%, в Великобритании – 2,2%, в Германии и Франции – 2,1%.
Иван Павлюткин из Свято-Тихоновского университета считает, что многие семьи решаются на многодетность, видя положительные примеры таких семей. «Многодетностью можно заразить», – говорит эксперт. Не последнюю роль в этом играют религиозные связи, которые сплачивают людей по их взглядам и убеждениям. «Есть сетевые эффекты, связанные с рождением детей. Это прослеживается по совместной деятельности среди многодетных семей – они часто объединены общим досугом, воспитанием, образованием», – сказал Павлюткин.
Доцент кафедры экономики и управления Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты республики Беларусь Наталья Корнелюк отметила, что в республике с 1998 года принята концепция семейного развития, задачами которй являются обеспечение социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнение репродуктивно-экономических функций семьи и укрепление нравственных основ семьи, повышение престижа в обществе.
«Здесь у нас такая двоякая задача: с одной стороны, чтобы мама и родители не боялись рожать и потерять свои позиции на рынке труда, с другой стороны, у нас негативная тенденция снижения трудоспособного населения, занятого в экономике, задача, чтобы они побыстрее возвращались к своим функциям», - сказала Корнелюк.
По ее словам, решение жилищных проблем составляет очень большой блок: это и льготы, и формирование общественного сознания семьи, и, в последние годы, гендерное равенство дополнительных обязанностей, максимальное включение пап в этот процесс, в том числе, защита пап.
«У нас поднимался интересный аспект. Везде есть женские консультации, почему нет мужских? Если мы говорим о здоровье обоих родителей. Такой аспект у нас поднимается и развивается в этом направлении», - добавила Корнелюк.
Как рассказала заведующая кафедрой гражданского процесса, трудового и земельного права Казахского гуманитарно-юридического университета Айнур Надирова, в Казахстане очень развита традиция семьи и семейственности.
«На сегодняшний день в республике Казахстан утверждена концепция гендерно-семейной политики до 2030 года, вообще мы сейчас живем по большой программе Стратегия 2030 республики Казахстан. И один из пунктов этой концепции - культивирование институтов брака и семьи, а также духовно-нравственные ценности семьи», - добавила Надирова.
По ее словам, в истории семейно-демографической политики Казахстана к числу наиболее значительных реформ относится введение пособий на детей. На сегодняшний день существует единовременное пособие на рождение ребенка и за каждого последующего ребенка размер пособий растет. Также были введены и пособия на многодетных семей. Так, по ее словам, происходит награждение многодетных семей, когда мама рожает семерых детей, есть Серебряная подвеска (6 детей). За последние 10 лет в Казахстане родилось 23 тыс. 894 двойни, 277 тройни, и 5 четверни.
По словам главы Центра демографических исследований Молдовы Ольги Гагауз, сейчас в республике находится в действии стратегия защиты ребенка и семьи на 2014-2020 годы, которая включает такие проблемы, как насилие над детьми и совмещение родительских и семейных обязанностей. Существует также целый ряд отраслевых программ и документов, которые затрагивают проблемы семьи. Это национальная программа по здоровью, 2014-2020 годы, национальная стратегия в области репродуктивного здоровья, она проводилась в период с 2001 по 2015 год, в этом году специалисты разработали новую программу репродуктивного здоровья, она готовится к утверждению. А также отраслевые программы «Образование 2020» и «Молодежь 2020».
«Основной проблемой является размер пособия, который не покрывает размер прожиточного минимума для детей. Так, соотношение размеров ежемесячного пособия и прожиточного минимума для застрахованных лиц составляет около 80%, для незастрахованных лиц только 30%. Надо сказать, что в последние годы в общем числе женщин, родивших ребенка в течение календарного года около 2/3 составляют незастрахованные лица. Т.е. это женщины, которые не работали до рождения ребенка, соответственно, они получают очень маленькое пособие по воспитанию ребенка до 1,5 лет. Естественно, что данная ситуация повышает риск бедности для семей с детьми после рождения ребенка», - добавила Гагауз.
Полные доклады участников круглого стола будут опубликованы в http://proaist.ru/ проекта «Аист на крыше».
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!