По статистике, летом в России свадьбы играют в два раза чаще, чем в другие времена года. Но потом наступает осень – сезон разводов. Мы являемся рекордсменами и по числу браков, и по числу их расторжений. В чём секрет этого феномена?
Одно неосторожное слово
В Кувейте установлен мировой рекорд: молодая пара развелась всего через три минуты после того, как сочеталась браком!
Начиналось всё прекрасно – гости, цветы, поздравления… Но при выходе с церемонии молодая споткнулась о порог и чуть не упала.
– Вот дура! – сорвалось с языка у мужа.
Бедняжку это обидело до глубины души, она даже заплакала. Родственники бросились к ней с криком:
– Что случилось?
И она сказала. Он назвал жену дурой! Нанёс ей тяжкое оскорбление! По законам шариата, Аллах запрещает оскорблять супругу. И её родные справедливо решили, что с таким избранником жизнь невозможна.
Процессия тут же повернула обратно, и новоиспечённых мужа и жену незамедлительно развели.
В России ещё не встречалось браков, которые бы так стремительно переходили в развод. Но год-два-три – это в порядке вещей. Причём, как отмечают социологи и психологи, зачастую совместная жизнь, в первые дни полная любви и согласия, начинает превращаться в ад с того же, что и у той кувейтской пары, – с неосторожных, но обидных слов.
Впрочем, кого-либо из нас – замужних/женатых или разведённых – это вряд ли удивит: сами проходили или видели у других. Удивит, наверное, иное. По данным ВЦИОМ, 77% россиян считают, что жить надо обязательно в официальном браке, а не в так называемом гражданском. И это не пустые слова. Уровень зарегистрированных браков в нашей стране один из самых высоких не только в Европе, но и в мире – 6,3 на тысячу человек (правда, всего год назад этот показатель составлял 7,1). Однако по числу расторжений брака Россия уже много лет тоже мировой чемпион – 4,2 развода на тысячу человек.
Так почему же у нас так часто семейная жизнь получается скороспелой?
Кто и что говорит
Общественные активисты уверены: огромное количество разводов происходит из-за того, что молодёжь не готова к семейной жизни. Её надо учить. А для этого следует включить в школьную программу уроки семьеведения. За такие уроки ратуют Российская академия образования, Национальная родительская ассоциация и Фонд Андрея Первозванного. В школах Пензенской области и Татарстана этот предмет уже внедрён. Об уровне преподавания судить не берусь. Но, вероятно, о многом скажет всего одна фраза из учебника, составленного преподавателем Казанского института культуры Лидией Карцевой: «Брак есть парное отношение, исторически изменяющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и определяет статус детей».
Общественное мнение утверждает: состоять в браке – но временном! – у нас многим выгодно. Студенческой семье дают отдельную комнату в общежитии. «Женатики» служат срочную поближе к дому. Состоящий в браке кадровый военнослужащий получает квартиру в первую очередь и, по возможности, более просторную, а его жене, если в далёком посёлке она не сможет найти работу, засчитают срок службы мужа в трудовой стаж. Супруг или супруга военнослужащего и полицейского имеют те же медицинские и санаторно-курортные льготы и бесплатный проезд к месту отдыха и обратно. И вообще, жениться у нас любят, потому что свадьба, у невесты фата и белоснежное платье, пир на весь мир, куча подарков и потом вдобавок свадебное путешествие. А когда праздник заканчивается и наступают будни, цветное изображение меняется на черно-белое.
Пожилые люди рассуждают: молодёжь пошла распущенная, никакой дисциплины. У них на первом месте – свобода. Свобода, конечно, дело хорошее, но это ж не воля-вольная, когда что хочу, то и ворочу. Под настроение – женился, и под настроение – развёлся. Разве так можно?
Разведённые мужчины обижаются: женщины совсем забыли, что они женщины. Для них на первом месте – развлечения, красивая жизнь или карьера. А что есть ещё семейные, домашние обязанности – про то они знать не хотят.
Разведённые женщины обижаются ещё сильнее: мужики считают, что они женились на андроидном комбайне. Для них жена должна быть хорошей любовницей, бессловесной прислугой и должна вкусно кормить, а сами они могут делать, что им вздумается – гулять, пьянствовать с дружками и бездельничать по выходным.
Жизнь меняется, а мы?
Кто же прав? Все правы, хотя и частично.
Да, подростков мало готовят к будущей семейной жизни, хотя для этого вряд ли надо вводить в школьную программу дополнительный предмет. Состоять в браке и вправду выгодно для разных категорий граждан, но далеко не для всех. И свободу молодёжь иногда понимает превратно. И разведённые, жалуясь на то, что их бывшие не осознавали своей роли в браке, – правы. Правда, все мы знаем немало мужчин – прекрасных мужей и отцов, и женщин – не менее прекрасных жён и матерей.
Кроме того, все эти причины – субъективные. А есть ещё и объективные – глобальные, оказывающие воздействие на всю нашу жизнь.
Современная семья далеко ушла от патриархата, социальные условия требуют от неё гендерного равенства и взаимной терпимости. Вот только старые традиции, особенно в наших головах, изменяются медленнее, чем запросы времени. В итоге одно не соответствует другому – жить хочется в браке, как было заведено в прежние века, но ещё сильнее хочется жить в соответствии со своими – зачастую, кстати, ошибочными – представлениями о личных правах и независимости.
Вот всего одна деталь, передающая смену стандартов семейного поведения на протяжении примерно полувека. В юные годы нынешних пожилых забота папаши о новорождённом в лучшем случае ограничивалась вечерней прогулкой с коляской. Сегодня папочка нередко заботится о малыше наравне с женой, а бывает, и больше.
Конечно, такие стандарты пока характерны далеко не для всех молодых семей, но именно так живут всё чаще. А значит, количество разводов в скором будущем должно уменьшиться. Снизится и количество браков – за счёт необдуманных, потому что теперь всё чаще свадьбы играют не в 18-20 лет, а в 28-30, когда молодые уже привыкли отвечать за свои поступки.
Скажете, я выдаю желаемое за действительное? Что ж, со мной можно и спорить, но вот со статистикой – нельзя. По данным Росстата, в нашей стране за первое полугодие этого года, в сравнении с тем же периодом прошлого, количество свадеб сократилось на 46 тысяч (12,6%), а разводов – на 64,4 тысячи (21,8%).
Конечно, по одному полугодию трудно судить: подтвердится ли это явление и во втором полугодии, а также в следующие год-два? Но есть все основания рассчитывать на то, что в обозримом будущем это станет тенденцией.
Post scriptum
По большому счёту, развод – ещё полбеды. Настоящая беда – если в семье есть дети. Для них (неважно, сколько лет ребёнку – год или пятнадцать) расставание родителей – это всегда тяжелейшая травма, не заживающая до самой смерти.
Впрочем, это уже другая тема…
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!