Вход на сайт

Регистрация

CAPTCHA
Семья и общество

Солнце. Будущее. «Сириус»

6 мин
287
(1)
04.05.17

Тэги по теме:

Поделиться:

Сочи. Олимпийский парк. Море набегающей волной ударяет в гранитную набережную. Стадион «Фишт», где проходило знаменитое открытие Олимпийских игр 2014 года. Парк развлечений с аттракционами, прогулки по набережной и красивейший закат, когда оранжевый шарик южного солнца медленно скатывается в изумрудное Черное море. Одним словом – курорт.

Но для 600 мальчишек и девчонок, приезжающих каждый месяц сюда из всех уголков России, это место кропотливой работы. Здесь они совершенствуют свои знания и таланты во многих областях науки и искусства, от робототехники до литературы и классического танца. Это Образовательный центр «Сириус».

Его официальное открытие состоялось 1 сентября 2015 года Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента России В. В. Путина, который стал председателем попечительского совета. Свою деятельность Центр ведет при поддержке Министерства науки и образования Российской Федерации, Министерства спорта и Министерства культуры.

Развитие выдающихся способностей у детей

Цель работы Центра – раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественно-научных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.

Мы свою задачу видим еще в том, чтобы расширить их горизонты, то есть дать возможность посмотреть, чем живет мир вообще, какие интересные люди здесь есть

Ежемесячно сюда приезжают до 600 детей в возрасте 10–17 лет из различных регионов России. Обучение проводят ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российской науки, культуры и искусства.

Солнце. Будущее. «Сириус»

Образовательные программы (смены) рассчитаны на 24 дня и включают в себя как занятия по специальности, так и развивающий досуг, а в течение учебного года – общеобразовательные занятия. Центр работает круглый год. Проезд и пребывание детей в Центре бесплатные.

С начала работы Образовательного центра «Сириус» обучение прошли 13 300 одаренных школьников из 85 субъектов Российской Федерации. Программы повышения квалификации прошли 2 300 педагогов.

Образовательные программы реализуются по трем направлениям:

  • «Наука» (математика, физика, химия, биология).
  • «Спорт» (фигурное катание, хоккей, шахматы).
  • «Искусство» (академическая музыка (фортепиано, струнные, духовые, ударные инструменты), хореография (балет, классический танец), живопись, литературное творчество).

Это официальная информация. Так сказать, для отчета.

А неофициальная такова. Апрельскую смену в «Сириусе» открывал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Еще до основной премьеры дети увидели фильм «Время первых». Его представили исполнитель главной роли Евгений Миронов и прототип главного героя, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов. На мастер-классы сюда приезжают лучшие музыканты, ученые, спортсмены. Это помимо основных преподавателей, которые отбираются тщательнейшим образом, пройдя огромный конкурс.

«Сириус» развивает задачи, поставленные в свое время перед Царскосельским лицеем

Как попасть в Сириус

Кто-то спросит: а кто сюда попадает? Наверняка дети обеспеченных родителей, некие сливки общества. Непатриотично стало отпрысков в Лондон и Кембридж отправлять, вот и, показывая рвение, посылают золотых детишек в Сочи. Как-никак сам президент возглавляет попечительский совет.

Ничего подобного. Сюда приезжают дети со всей страны, москвичей и петербуржцев в общей массе меньше, чем кажется. Условия два – желание и способности.

Егор Алымов живет в маленьком поселке Орловской области, учится в восьмом классе. Приехал в «Сириус» на литературную смену. Мы спросили: «А трудно было попасть сюда из орловской глубинки?».

Егор Алымов, юный литератор:

«Орловская область роли не сыграла. Я считаю, что это правильно – все дети равны. На сайте заявка: подаешь портфолио в электронном виде, творческие работы, грамоты. Ее рассматривают, начисляют баллы, по ним проходишь. Честно, я не ожидал, что пройду.

Здесь нет каких-то предпочтений, как отдаются Москве или Санкт-Петербургу, нет. Сюда вполне реально попасть тем, кто хочет. Вот буквально пример: со мной в комнате живет мальчик из Пензы. Девочки из Вологды, из Волгограда в нашей группе, Урал есть. То же самое: подали заявки в общем порядке – все получилось. Многие не первый раз. Я, например, в «Сириусе» первый раз, участвую в литературной смене. Здесь проходят интересные мастер-классы, лекции, семинары. Мы учимся создавать новые тексты, творить образы. Буквально вчера сдавали работу про клубы: мы посещаем разные клубы по интересам – кто-то лидерский, кто-то языковый, спортивный. Это в свободное от основных занятий время. Мы описали наши впечатления от лица каких-то предметов. Если это комната – от лица комнаты или окна. Если это спортивная секция – от лица мяча или другого спортивного снаряда. От нас просят нестандартно изложить обычную ситуацию.

«Сириус» – это вообще уникальное место. Пожалуй, это единственное образовательное пространство, где все сделано для детей, но по-взрослому. Нас не опекают открыто. Да, дисциплина есть, есть контроль, но мы не ходим строем. Это нельзя сравнить ни с каким другим лагерем. Я был в Артеке – там иначе. Тут нет вожатых, тут есть кураторы. Это - не наставники, это - старшие друзья. Тут все уже по-новому: вот эти карточки электронные от номера, нет общих палат, а отдельные номера, шведский стол, все самостоятельно. Так и в учебе: работы, требования, жесткие сроки сдачи заданий. Ты сам отвечаешь за результат. Нас учат ответственности, не навязывают, а самим предлагают выбор. Это стимулирует. Помимо литературы, я еще увлекаюсь музыкой. Надеюсь, что приеду и на музыкальную смену».

За организацию пребывания детей отвечает огромное количество людей. Но суеты и спешки, а уж тем более чрезмерной опеки, как в известном фильме с крылатой фразой «Вот когда я был маленький», здесь нет. Здесь круг единомышленников – и старших, и младших. Как это удается: принимать такое количество детей, организовывать их быт, учебу, досуг и в чем главная задача «Сириуса», нам рассказала руководитель службы сопровождения воспитательных программ департамента организации смен Фонда «Талант и успех» Дарья Дмитриевна Андрианова:

«Родился этот проект из очень актуальной сейчас потребности развития и поддержки одаренных и талантливых детей. Страна, которая думает о своем будущем, должна думать о своих нынешних детях. И, конечно, возможность использования олимпийской инфраструктуры, новая жизнь для нее – это была важная основа для этого проекта.

«Аист на крыше»: Это какой-то закрытый инкубатор для очень одаренных детей или он рассчитан на простого ребенка?

Я, например, в «Сириусе» первый раз, участвую в литературной смене. Здесь проходят интересные мастер-классы, лекции, семинары. Мы учимся создавать новые тексты, творить образы. Буквально вчера сдавали работу про клубы: мы посещаем разные клубы по интересам – кто-то лидерский, кто-то языковый, спортивный. Это в свободное от основных занятий время. Мы описали наши впечатления от лица каких-то предметов. Если это комната – от лица комнаты или окна. Если это спортивная секция – от лица мяча или другого спортивного снаряда. От нас просят нестандартно изложить обычную ситуацию.

«Сириус» – это вообще уникальное место. Пожалуй, это единственное образовательное пространство, где все сделано для детей, но по-взрослому. Нас не опекают открыто. Да, дисциплина есть, есть контроль, но мы не ходим строем. Это нельзя сравнить ни с каким другим лагерем. Я был в Артеке – там иначе. Тут нет вожатых, тут есть кураторы. Это не наставники, это старшие друзья. Тут все уже по-новому: вот эти карточки электронные от номера, нет общих палат, а отдельные номера, шведский стол, все самостоятельно. Так и в учебе: работы, требования, жесткие сроки сдачи заданий. Ты сам отвечаешь за результат. Нас учат ответственности, не навязывают, а самим предлагают выбор. Это стимулирует. Помимо литературы, я еще увлекаюсь музыкой. Надеюсь, что приеду и на музыкальную смену».

За организацию пребывания детей отвечает огромное количество людей. Но суеты и спешки, а уж тем более чрезмерной опеки, как в известном фильме с крылатой фразой «Вот когда я был маленький», здесь нет. Здесь круг единомышленников – и старших, и младших. Как это удается: принимать такое количество детей, организовывать их быт, учебу, досуг и в чем главная задача «Сириуса», нам рассказала руководитель службы сопровождения воспитательных программ департамента организации смен Фонда «Талант и успех» Дарья Дмитриевна Андрианова:

«Родился этот проект из очень актуальной сейчас потребности развития и поддержки одаренных и талантливых детей. Страна, которая думает о своем будущем, должна думать о своих нынешних детях. И, конечно, возможность использования олимпийской инфраструктуры, новая жизнь для нее – это была важная основа для этого проекта.

«Аист на крыше»: Это какой-то закрытый инкубатор для очень одаренных детей или он рассчитан на простого ребенка?

Дарья Андрианова

Инкубатором я бы его не назвала, но попадает сюда ребенок, имеющий какие-то серьезные достижения. Это победители всероссийских олимпиад, спортсмены высоких достижений. Но на самом деле ребенок, который имеет какую-то одаренность, увлекается спортом, искусством, литературным творчеством и наукой, может оказаться в «Сириусе». Это не закрытое учреждение.

Солнце. Будущее. «Сириус»

«Аист на крыше»: Расскажите о своем направлении. Какова зона ответственности?

Д. А.:

Зона ответственности – это дети, самое основное, что здесь есть. Потому что в департамент организации смен входит отдел по работе с командами обучающихся, а это именно наши кураторы, которые обеспечивают жизнь, сопровождают образовательные процессы. То есть те взрослые, которые неотлучно находятся рядом с командами. Их основная задача – сопровождение образовательного процесса, сопровождение жизни вообще, то есть помочь ребятам быть успешными в основной профильной программе, в досуговых событиях, поддержать на протяжении всех 24 дней смены. И, конечно, у нас еще одна очень значимая задача, которую решаем мы, – это досуг. Понятно, что у ребят, приехавших сюда, свободного времени не так много.

Это ребята, увлеченные своим направлением, ради чего они сюда и приезжают, чтобы улучшить свои результаты. Поэтому основное для них – это профильная программа. Но мы свою задачу видим еще в том, чтобы расширить их горизонты, то есть дать возможность посмотреть, чем живет мир вообще, какие интересные люди здесь есть, какие занятия могут быть у человека, если он хочет быть успешным. Успешные люди – успешная страна. Так должно быть.

Вот в этом смысле, конечно, «Сириус» развивает задачи, поставленные в свое время перед Царскосельским лицеем. Известно, что самая успешная образовательная модель в мировой практике – это модель Царскосельского лицея.

Идея – вкладываться в ребят, воспитывать, выращивать, пестовать, помогать развить себя, чтобы потом этот человек вложил все свои силы и полученные знания в свою страну. С этой точки зрения «Сириус» – современный Царскосельский лицей».


Тэги по теме:

Комментарии (1)

06.10.2017

Даже и не знал, что такой образовательный центр уже существует у нас! Ведь это просто замечательно! У нас большая страна и детей талантливых много! Хорошая идея - собирать их вместе, учить, знакомиться с ними и друг с другом! Ведь - это наше будущее!

Ответить Добавить ответ

Возврат к списку

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Подписка на самое интересное

Подписка на самое интересное

Мы отбираем для вас все самое лучшее :)