Вход на сайт
Регистрация
или
CAPTCHA
Регистрация кабинета врача и/или психолога
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Воспитание

Социальное развитие ребенка

28 февраля 18 в 15:10
0
Социальное развитие ребенка

Источник фото: https://www.shutterstock.com/ https://www.shutterstock.com/

Детство – это время социализации ребенка, формирования ориентиров, ценностей и предпочтений, которые определяют успешность всей дальнейшей жизни человека.  

Процесс социализации протекает всю нашу жизнь, но особенно активно в детстве, когда формируются навыки общения, усваиваются и принимаются традиции, ценности и культура общества. Процесс социализации ребенка, а также формирования и развития его личности происходит только во взаимодействии с окружающей ребенка внешней средой. 

Задачи социального развития ребенка

Социализация ребенка предполагает, что он должен стать всесторонне развитым человеком со своими целями, желаниями, принципами и устоями, которые принимаются во внимание его окружением.

К основным задачам социализации, помогающим ребенку найти свое место обществе, можно отнести:

  • усвоение ребенком требований окружающего общества, а также его морали и нравственных ценностей;

  • развитие у ребенка навыков общения и взаимодействия как со сверстниками, так и взрослым окружением;

  • формирование самостоятельности ребенка;

  • развитие способности сопереживать;

  • формирование позитивного восприятия труда и творчества;

  • формирование и развитие у ребенка готовности и умения вести совместную деятельность.

Еще в грудном возрасте малыш впервые устанавливает контакты с внешним миром – мамой и папой, учится выражать свои эмоции, а также распознавать эмоции других. Со временем учится обнародовать свои желания, облекая их в слова, и учитывать чужие, управлять своими поступками, давать им оценку, исходя из понимания норм этики и морали. Развивая навыки коммуникации, малыш впервые начинает вести сначала игровую, а потом и трудовую совместную деятельность.

Социальное развитие ребенка идет в двух направлениях – это усвоение и закрепление правил взаимодействия с окружающими людьми и взаимодействие с окружающим предметным миром.  

Социальное развитие ребенка

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Этапы социального развития

В соответствии с эмоциональным, психическим и физическим развитием социальное развитие малыша также можно разделить на определенные этапы.

Младенчество

Младенец, как нам кажется на первый взгляд, не участвует в социальных отношениях, так как пока лишен основного инструмента социализации – речи. Однако это мнение глубоко ошибочно. Социализация грудного ребенка специфична, но неоспорима.

Специфичность социализации новорожденных связана с полной зависимостью от других людей. Удовлетворение любых потребностей ребенка, устранение мешающих или раздражающих факторов, перемещение в пространстве и т.д. – все это возможно только опосредовано, через взаимодействие с другими людьми.

Первыми взрослыми, с которыми ребенок начинает выстраивать контакты, – это его семья. Именно через близких ему людей, ребенок может изучать и воспринимать окружающий его мир и себя самого. 

От 6 месяцев до 2 лет

В возрасте 6 месяцев ребенок все также нуждается в теплых эмоциональных контактах с родителями, но этого уже недостаточно. Малыш начинает активно осваивать ситуативное поведение, для которого характерна потребность в сотрудничестве, получении новых впечатлений и совместных с взрослыми действиях. 

Практическое взаимодействие предполагает, что ребенок и взрослый выполняют все более сложные действия с предметами. Взрослый как наставник показывает, что можно делать с различными вещами и предметами, как их использовать, каковы их скрытые, незаметные ребенку качества и характеристики. 

3 года

В этот период ребенок начинает нуждаться в обществе сверстников. Он учится взаимодействовать в группе, изучать и принимать ее правила,  приспосабливаться к ее требованиям. Возникает много новых вопросов и незнакомых ситуаций. Именно поэтому незаменима помощь родителей. Они могут на реальной ситуации показать что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нет, какие слова и действия вызывают приятие или, наоборот, отторжение и порицание общества.

От 4 до 5 лет

Это возраст, когда речь ребенка становится его главным инструментом общения. Наступило время «почемучек», время активного познания окружающего мира, его явлений и людей. Очень важно помнить, что ребенок задает вопросы не из праздного любопытства, каждый ваш ответ будет обдуман, проанализирован и «встроен» в выстраиваемую малышом картину мира.  

От 6 до 7 лет

Взрослый  становится для ребенка примером для подражания, на основе поведения взрослого, его общения и взаимодействия с людьми ребенок формирует свою индивидуальность. Это один из важнейших периодов для формирования личности ребенка, поэтому разъяснения взрослых просто жизненно необходимы.

Вне зависимости от возраста ребенка, прямое влияние на его социализацию оказывает музыка и литература, природа, получаемые ребенком впечатления, его окружение и контакты с ним (семья, детский сад, игровая площадка, секции, кружки и т.д.), телевидение и, конечно, предметная деятельность ребенка.

Социальное развитие ребенка 

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Условия социального развития

Основными условиями правильного и своевременного социального развития ребенка можно считать развитие коммуникативных навыков.

Развитие коммуникативных навыков

Одним из важнейших условий социального развития ребенка является способность устанавливать и поддерживать контакты со сверстниками, а позднее и взрослым окружением. Это даст ребенку чувство собственной значимости, научит уважать интересы не только свои, но и окружающих его людей, находить с ними общий язык, стимулирует развитие его личности.  

Развитие коммуникативных навыков невозможно без умения ребенка организовывать совместную деятельность и включаться в неё, это учит малыша ориентироваться на деятельность партнера, осваивать навыки личностного взаимодействия и продуктивно действовать в тех или иных условиях и ситуациях.

Большую роль в социализации ребенка играет его умение воспринимать и откликаться на эмоции окружения, а также выражать свои собственные. Эмоциональное развитие ребенка необходимо начинать с умения распознавать и выражать свои собственные, в том числе и негативные, эмоции. Только совладав со своими эмоциями, ребенок сможет «читать» чужие и реагировать на них.

Развитие потребности в общении

Потребность ребенка в общении определяет его способность передавать свои эмоции и чувства, волнения и переживания, получать одобрение и поддержку, что, в свою очередь, гарантирует получение информации об окружающем мире и расширение кругозора. 

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Комментарии0
Отслеживать комментарии

При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
Отправить
Ответ Максиму
Неавторизованный пользователь Авторизованный пользователь
Подпишитесь на «Аист на крыше»

Нравится то, что читаете? Подпишитесь на рассылку Подпишитесь!

Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть