Зачем нужно дома собирать письма, фотографии, воспоминания бабушек и дедушек? Чтобы дети знали, какими были их предки — чем жили, о чём думали, мечтали. Это и есть история, это и есть патриотизм.
Великая сила любви
Ирина Бируля — известная петербургская художница, в том числе театральная. Она оформила свыше 140 спектаклей в нашей стране и за рубежом, долгое время работала главным художником-сценографом в Театре имени Ленсовета, когда главрежем там был Игорь Владимиров. Она провела более 60 персональных выставок по всему миру, от России до США. Её картины хранятся в самых престижных музеях и коллекциях, включая Русский музей в Петербурге и Коллекцию принца Оранского в Нидерландах…
Но только родным и друзьям известно, что вдобавок Ирина Михайловна — еще и хранитель древностей. Именно так, без всяких кавычек. Она хранит то, что осталось в семье от предков, то, что собираются выкинуть на помойку знакомые, и то, что уже выкинули туда незнакомые.
В этой удивительной коллекции — 112 старых утюгов, от огромного, чуть не с паровозной трубой, которым отпаривали чиновничьи шинели, до крохотного, со спичечный коробок, которым разглаживали кружева. Здесь же — обнаруженный в мясном отделе Сенного рынка французский безмен 1890 года, весы из гастронома середины прошлого века, чёрная тарелка-репродуктор 1935 года, один из первых в мире примусов, выпущенный в конце XIX века немецкой фирмой Oremus, походные кастрюли гусарского полка, бабушкина швейная машинка Singer, отцовские ботинки, полученные им во время блокады по ленд-лизу… Всего не перечислишь. Но главное — это не музейные экспонаты, всё вычищено, отреставрировано, всё живое, в рабочем состоянии — хоть сейчас бери и пользуйся.
А жемчужина всех этих богатств — большой платок, хранящийся на стене под стеклом. У этого платка особая история. В 1916 году юная петроградская белошвейка влюбилась в молодого парня, мастера музыкальных инструментов. А он любил только гитары да балалайки и не обращал внимания на 17-летнюю польку. И тогда эта девушка задумала написать своему возлюбленному послание. Точнее, не написать — вышить.
Вот только русской грамоты она не знала. Но придумала: называла своим клиенткам два-три слова и просила их написать на бумаге, а уж потом по писанному вышивала на платке, украшая буквы орнаментами из бисера, золотой нити, стекляруса. Год трудилась, и к 8 апреля 1917-го, дню рождения возлюбленного, послание было готово:
«Первой разъ я увидала какъ прекрасны Ваши глазки ваши губки хороши но смотреть навас опасно можно остаться без души.
Любовью сердце запылало стала видеть я васъ восне поверже мой дорогой
Каво люблю вы знать хотите только есть одинъ придмет
Возмите зеркало въ руки вы увидите портретъ
Извиняюсь я предвами что я такъ осмелилась написать но любовь заставила меня
Прошу на этотъ плотокъ дать ответъ»
Нечего и говорить, что Мастер был сражён. И они поженились, и жили счастливо, и родили двух детей, мальчика и девочку. И стали бабушкой и дедушкой, когда у их дочки родилась своя дочка — будущая художница Ирина Бируля.
Эти вещи — живые
Ирина Михайловна говорит, что её коллекция началась ещё в институтские годы, потому что один из преподавателей учил их, будущих театральных художников: «Если увидите на помойке старую вещь, тут же хватайте и несите в театр. Там ей всегда найдётся достойное место».
Вот она и несла. Сначала — в театр, позже — в театр и домой, ещё позже — преимущественно домой. Потому что коллекция стала обретать совсем иной смысл. Дома рос сын, которому все эти древности, чем дальше, тем больше были небезразличны. И, конечно, в том, что Антон, с детства увлекавшийся музыкой, в итоге выбрал старинные инструменты и, в частности, теорбу — басовую разновидность лютни, свою роль сыграли не только гены прадеда, мастера музыкальных инструментов, но и домашняя «лавка древностей».
А теперь у Антона и его жены Ани растёт своя дочка — Алиса. И кто знает, не окажет ли влияние бабушкина коллекция и на внучку?
…Каждый ребёнок хочет ощущать максимальную защищённость. Мать и отец (если он есть) — это хорошо, но этого недостаточно. Если у вас в детстве был старший брат или старшая сестра, вы поймёте меня без труда.
Ребёнок всегда остро чувствует свою одинокость. Мир этот ему неведомый и чужой. Почти на всех окружающих приходится смотреть снизу вверх; причём они все сильные и всемогущие — могут перенести тебя из одной комнаты в другую, приказать есть, спать, одеваться… Более того, этот мир зачастую, опасен: столкновение с чем-нибудь незнакомым грозит плохими последствиями — горячее или холодное отзывается болью, стеклянная чашка разбивается вдребезги…
С годами желание максимальной защищённости отступает, но не исчезает. Хочется знать, что у тебя были прадедушки и прабабушки, а у них братья и сёстры и, вообще, вас было много и, будь все эти люди теперь живы, они, конечно же, тоже любили бы тебя, как любят домашние, с которыми ты общаешься каждый день.
Вот для чего нужен семейный архив — старые фотографии, старые письма, старые документы. А ещё — старые книги («эту книгу читал ещё твой прадед») и старые вещи («эти золотые часики твой прапрадед подарил твоей прапрабабушке к свадьбе»)…
Но вот незадача: частенько, когда вы начинаете рассказывать своей дочке или сынишке о предках, ребёнок тут же спешит переключить ваше внимание на что-нибудь другое. Ему это… неинтересно. Почему так?
Ищем предков!
Сегодня только ленивый ни слова не сказал о том, какая плохая у нас нынче молодёжь: ничего не знают и знать не хотят об истории своего Отечества. По телевизору об этом сокрушаются профессора и академики. На скамеечке у парадного этим возмущаются бабушки. На школьных уроках из-за этого ругают своих учеников педагоги.
Но, может, всё дело не в молодых, а в нас самих?
Во-первых, признайтесь: ну кого способна заинтересовать мешанина из цифр, дат, царей, генсеков, фронтов, заводов, маршалов, либералов, монархистов и т.д., тем более если всё это жило, побеждало, разрушало и строило в государствах, которые прекратили своё существование в одном случае сто лет назад, а в другом — почти тридцать? Спросите любого писателя, лектора, психолога, и они вам хором скажут: самое трудное — рассказывать людям, особенно подросткам, о том, что не имеет к ним никакого отношения. Более того — зачастую чуждо им по духу и пониманию, как, например, пионерия, ВЛКСМ, запрещение частной собственности, иностранной валюты и свободного выезда за границу.
Во-вторых, в разном возрасте интересна разная история. В одном — «бабушкин рисунок, она его нарисовала, когда ей было столько же лет, сколько тебе». В другом — «школьный задачник по арифметике, над ним корпел дедушка твоего дедушки; смотри-ка, и здесь задачка про то же, бассейн и две трубы».
И, в-третьих, история для детей и подростков должна быть предметной, чтобы её можно было рассмотреть и потрогать. Для них история — родной страны, города, семьи — это история вещей. Тех самых, которые вы так любите выбрасывать на помойку со словами: «Кому нужно всё это старьё?! От него только пыль! И без того в квартире не повернуться!»
Не спешите, присмотритесь…
Не эти ли часики стояли у бабушки на туалетном столике? Небольшой циферблат, а под ним крышечка: стоит нажать на кнопочку сбоку, и крышечка открылась — с обратной её стороны зеркальце, а внутри маленькая пудреница. Часы, конечно, давно уже не ходят, но их ведь можно отреставрировать…
Или вот открытка. На ней почтальон — в мундире со стоячим воротничком, в фуражке, на которой по околышу, вместо кокарды, металлическая лента с крупно оттиснутым номером «205». В верхнем левом углу надпись «Привет из», а на сумке, что у поясного ремня почтальона, продолжение: «С.-Петербурга». Сумочка эта открывается, и внутри гармошка крохотных картинок с достопримечательностями дореволюционного Петербурга. Да, открытка посредине надорвана, но разве это повод, чтобы выкидывать её в помойное ведро?
А что это за старинная фотография? Молодой парень, стоит вполоборота в одних трусах, кисти рук сцеплены за спиной. Грудь, плечи, руки — гора мышц, волосы — на пробор посредине, брови — вразлёт, внимательный взгляд спокойных тёмных глаз. Сбоку приписка: «Вл. Богданов (чемпион мира)». Кто это?
Само собой, проще всего и этого «Вл. Богданова» — туда же, в мусоропровод. Но лучше крикните сынишку, покажите ему этот снимок и скажите:
— Смотри, какой он сильный, красивый, уверенный в себе! Давай в воскресенье поедем к бабушке, расспросим её про этого атлета. А вдруг он наш родственник? Представляешь, наш родственник — чемпиона мира!
Не думаю, чтобы, увидев такую фотографию, ваш сын и на сей раз не захотел проведать старенькую бабушку, живущую на другом конце города…
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Восхищаюсь такими талантливыми и "скрупулезными" (в хорошем смысле слова) людьми!