Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Семья и общество

Дача. Как родителям заинтересовать подростка?

Автор
Татьяна Хмельник
Татьяна Хмельник
Публицист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
30 сентября 18 в 10:00
Дача. Как родителям заинтересовать подростка?

Лето прошло, и у многих родителей от него остались двойственные впечатления. С одной стороны, несомненно, хорошо, что ребёнок отдохнул на свежем воздухе – на даче или в деревне. С другой – подрастающее чадо на даче становится сплошным источником нервотрёпок. Дитя грядки полоть не хочет, дрова колет с отвращением, чахнуть на лавке под забором целый день отказывается, норовит убежать в компанию себе подобных на соседнюю улицу и там оказаться совсем без контроля на весь день, либо скулит, что ему здесь скучно, мол, лучше оставили бы в городе или сдали бы в летний лагерь, поэтому не отлипает от телевизора или компьютера. Многие родители всерьёз обеспокоены этой тенденцией и уже заранее начали просчитывать варианты проведения летнего отдыха, чтобы ребёнок был чем-то по-настоящему занят. Поэтому опыт семьи Карасёвых, которые умеют занять детей на даче, будет многим полезен.

В деревню – на всё лето

Карасёвы – обыкновенная семья. Мама Юлия, папа Иван и двое сыновей-подростков Матвей и Тихон (есть ещё третий сын, но он уже совсем вырос, поэтому имеет право на отдельную жизнь, и его на дачу никто не тащит). Живут Карасёвы в центре Петербурга, то есть в каменном мешке, ну разве что Нева рядом. А поскольку оба родом из приличных зелёных городов – Юлия из Новгорода, Иван из Пскова, – то размечтались они о деревенском домике, где можно было бы проводить лето с детьми. Купили избушку, достроили-переделали, получился нормальный загородный дом, где всем хватает места. Деревня Попадьино – на южной Псковщине, там уже до Белоруссии рукой подать. Места эти – живописные, озёрные, холмистые – обитаемы людьми в основном летом, потому что коренное население давно либо вымерло (кто от старости, кто от водки), либо уехало искать хоть какую-то работу. Остались только крепкие старики, способные управляться с приусадебным хозяйством и живущие этим хозяйством и пенсией. А в пустые дома летом приезжают дачники – вот как Карасёвы.

Других детей, с которыми можно было бы водиться, мало даже в соседней, более крупной деревне. И если водиться, то как? Лазать по заборам? Играть в войнушку или в карты? И так каждый день?

Пока сыновья были относительно малы, особых проблем не возникало. У родителей есть возможность проводить с детьми лето (в их деревню из Питера каждые выходные не наездишься), поэтому они рассматривали время, когда дети свободны от школы, именно как деревенское и подогнали свою жизнь под эту реальность. Когда обустраивали дом и участок на горке над озером, детям тоже досталось – они на равных, хотя и по мере сил, участвовали в этих работах, и это им нравилось.

Но вот дом готов, все основные работы закончились. И дети подросли. Стали скучать. Помощь отцу и матери по дому и саду, конечно, оказывали, но родители сами не хотели превращать детей в рабов каждодневной рутины, тем более что никто в этом доме и саду особо и не надрывался – картошку Карасёвы не сажали, кухню каждый день не красили. Постоянно сидеть на озере даже в лодке, делая вид, что рыбачат, сыновьям надоело. Лесов тут нет, только перелески, перемежающиеся с полями. Других детей, с которыми можно было бы водиться, мало даже в соседней, более крупной деревне. И если водиться, то как? Лазать по заборам? Играть в войнушку или в карты? И так каждый день?

Дача. Как родителям заинтересовать подростка?

Водонапорка как ландшафтная доминанта

Решение, изменившее попадьинский облик, пришло случайно. Как-то Иван, идя из дома к озеру, в тысячный раз глянул на вольно разбросанные по холму деревенские дома и вдруг зацепился взглядом за ржавую водонапорку. Этот атавизм колхозных времён, как ни странно, был ещё жив и даже работал по назначению. Но страшна она была, конечно, до невозможности – классическая в своём унынии "рюмка Рожновского" (Рожновский – конструктор этого типа водонапорок) – и всем своим видом разбивала сельскую пастораль. Иван купил краску и малярные принадлежности, а потом, заручившись поддержкой сыновей, начал красить башню, докуда мог дотянуться. Он честно признаёт, что без детей красить не стал бы. Дальше пошло практически по Марку Твену: ничто так не возбуждает желание поработать, как вид "Тома Сойера", с удовольствием красящего некую поверхность. Стояла очередь из желающих мазнуть или хотя бы дать совет. Постепенно подтянулись любопытные и из соседней деревни, прослышав про дивный перформанс.

После покраски на водонапорке вдруг стала вить гнездо семья аистов (на ржавой аисты не водились в принципе), местные их назвали Нюрой и Федей, они быстро обустроились и стали откармливать птенцов многочисленными лягушками из ближнего озера.

Тем временем нижний уровень, куда можно было дотянуться без специальных приспособлений, кончился. Краски было ещё полно, ржавой поверхности – тоже. Тогда в ход пошли креативные решения. Взяли длинные палки, к ним привязали малярные валики и стали красить выше. Когда и эта высота была взята, притащили лестницу. Таким образом, вся нижняя часть водонапорки оказалась покрашена. А вот что делать с верхней частью? Иван стал думать. Не оставалось ничего другого, как нанять машину с лестницей из ближайшего автохозяйства. Водитель с величайшим изумлением наблюдал, как некие дачники с упоением, с огромной группой поддержки, красят совершенно бесполезную, с его точки зрения, вещь, да ещё и чужую, то есть общественную. Он взял причитающиеся ему деньги, не переставая бурчать под нос, что лучше бы картошку в огороде посадили или свинью завели.

Но у Карасёвых ни картошка, ни свинья не имели бы такого бешеного успеха, как крашеная водонапорка. Нижний и верхний ярус имеют вполне стандартный "половой" (в смысле, для полов) цвет, зато серединка радует глаз яркой желтизной, да ещё и полоски синей краской провели. Время и усилия, затраченные на водонапорку, окупились сторицей. Во-первых, всё это время дети были заняты. Во-вторых, они увидели результат своего труда. В-третьих, этот результат увидели все остальные и видят каждый день до сих пор. В-четвёртых, и это очень важно, все в Попадьине и соседней деревне Перебоево поняли, что Карасёвы – это креативные интересные люди, Матвей и Тихон этим гордятся, а остальные дети немножко завидуют. Ну и в-пятых, после покраски на водонапорке вдруг стала вить гнездо семья аистов (на ржавой аисты не водились в принципе), местные их назвали Нюрой и Федей, они быстро обустроились и стали откармливать птенцов многочисленными лягушками из ближнего озера. Никакие деревенские шумы их не беспокоили, даже футбольные.

Футболисты и мотоциклисты

А футбол-то откуда? Тоже от Карасёвых. Возле их дома с незапамятных времён красовался пустырь с репейником. Решено было этот пустырь превратить в футбольное поле для своих и окрестных детей. Пригнали грейдер – просто увидели агрегат неподалёку, а его водитель согласился подзаработать. Долго мытарились с пнями и корнями, оставшимися в земле после грейдерования, но успешно победили их и посеяли траву. Из своих досок, брёвен, гвоздей сделали ворота и трибуну, покрасили. Тем временем подросла трава и получилось настоящее футбольное поле. Работали дружно четверо – все Карасёвы, помогали немножко соседи. Потом у магазина в соседней деревне повесили объявление: мол, приглашаем играть в футбол на настоящем поле, ведь вчетвером не наиграешься. Взрослые прочли объявление, сказали детям, и вскоре целая группа ребят явилась к ним, причём не только перебоевские, но и из других деревень, с другой, дальней стороны, куда и дороги-то от Попадьина нет, только колея, дорога туда подходит с другой стороны. И почти каждый день на поле был шум, гам, потом разгорячённые дети мчались в озеро – оно тут же, под горой, потом опять играть, и по домам расходились только уже в полном изнеможении.

Вон в Европе дети фермеров водят трактора, как только подрастают, чтобы уверенно управляться с рычагами и педалями. Зато к юношескому возрасту они уже прекрасно разбираются в технике.

Окрестные жители совсем не против футбола.

– А что им быть против? – серьёзно говорит Иван. – Дети не озорничают, они дальше поля и озера не уходят, а мячиком в окно попасть нереально – дома стоят здесь на порядочном удалении. И все знают, где искать ребят, если они ушли со двора – они на нашем поле, фактически под присмотром. Спорт на свежем воздухе – это очень хорошо, зато потом никто от домашнего обеда не отказывается и не торчит в соцсетях сутками.

Есть и другое развлечение – средства передвижения. Все ездят на велосипедах, самокаты здесь не очень популярны из-за не слишком гладкой дороги. Но дети постарше стали добывать где-то мопеды и даже мотоциклы – старые, потрёпанные. Был даже самодельный карт, он особенно пугал родителей – ибо скорость на нём дети развивали немыслимую. Приводят эти транспортные средства в порядок сами и потом гордо ездят по деревенским тропкам, правда, условие взрослых незыблемо: к шоссе, где ездят машины, даже не приближаться. Сначала нервничали владельцы скота и кур – а ну как ребята подавят живность? Не подавили, при этом научились порядочно ездить. Это нормально, когда дети в деревне приучаются к технике сызмальства. Вон в Европе дети фермеров водят трактора, как только подрастают, чтобы уверенно управляться с рычагами и педалями. Зато к юношескому возрасту они уже прекрасно разбираются в технике.

Дача. Как родителям заинтересовать подростка?

Самые старшие уже начали ездить на родительских автомобилях – тоже, конечно, в пределах сельских дорог. Некоторые попадьинские и перебоевские дети пытаются ездить на лодках, но вот озеро подкачало, особенно к концу лета: мелкое, заросшее, застрянешь в водорослях и только зря уток пугать будешь, которых тут великое множество. Из-за уток время от времени являются чужие охотники, палят по птицам, оставляют мусор на берегу. Попадьинские собирают этот мусор и увозят на помойку, злобно плюя вслед пришлым. Такое бывает нечасто, но всех местных сильно раздражает.

Эксплуатация иностранцев

Также среди развлечений – приезд гостей. У Карасёвых много друзей в разных странах, и они заманивают доверчивых иностранцев в деревню. Большой популярностью у гостей пользуется баня по-чёрному – им нравится даже отсутствие в ней электричества, так что в темноте не сразу разберёшь, по какому месту хлещешь веником соседа на полке. Иностранцам нравится вручную косить траву, купаться с кривых мостков на зарастающем озере, ходить босиком по тропинкам, есть сливы прямо с дерева, колоть дрова... Жизнь строится по принципу "Кто не работает – тот не ест", то есть кормят только тех, кто что-то полезное делает, правда, кормят как на убой, при этом изрядная часть кухонных трудов приходится на детей. И дети запросто могут испечь блины или пожарить шашлык для компании голодных уработавшихся взрослых.

Чтобы ничто не отвлекало от погружения в деревенскую среду, Карасёвы не держат телевизора. Вернее, телевизор есть, нет антенны, зато запасено несколько сотен записей хороших фильмов.

При этом обязательное условие – учить русский язык. Карасёвы принципиально не разговаривают с гостями по-английски, они требуют от них погружения в русскую языковую среду. Это ужасно весело, а уж для соседей какое развлечение! Подойдёт соседский дед с коровой и телёнком и заведёт с американцем или итальянцем проникновенный разговор о жизни. А тот должен понять смысл сказанного – хотя бы приблизительно.

В планах на следующее лето – "переработать" очередную группу иностранцев, желающих учить русский. Надо проводить некоторые поддерживающие работы на футбольном поле, подновить, возможно, водонапорку. Неплохо организовать детский велопробег по окрестностям, по просёлкам, перелескам и деревням, с ритуальной покупкой мороженого в райцентре, как это уже было в прошлые годы. К этому долго готовятся и потом долго обсуждают, как всё получилось или не получилось. Хорошо бы сделать мини-корт для тенниса. Чтобы ничто не отвлекало от погружения в деревенскую среду, Карасёвы не держат телевизора. Вернее, телевизор есть, нет антенны, зато запасено несколько сотен записей хороших фильмов.

Можно придумать даже "озёрный флот"

Но не одни Карасёвы такие выдумщики. Я знаю несколько петербургских семей, которые устраивают, по сути, мини-лагеря для окрестных детей на лето в деревнях. Семья Ворониных, живущая летом в озёрном крае на севере Новгородчины, строит с детьми "озёрный флот": своими руками из подручного материала они делают лодки, которые в состоянии бороздить местные воды. В следующем году они замахнулись на копию ильменской соймы – вполне крупного рыболовецкого кораблика, причём хотят сделать его по всем правилам, как положено. Костяк команды – трое своих детей, причём из них две девочки, а помогают все окрестные подростки. Кстати, у Карасёвых один из сыновей тоже бредил идеей строительства "настоящего корабля". Его никто не отговаривал, он прорабатывал даже идею создания верфи, просто сам остыл.

Другая семья, Михалёвы, в вологодской деревне открыла "летнюю биошколу". Поскольку и муж, и жена – биологи, они водят окрестных детей (это, как правило, дети дачников) на экскурсии по полям и лесам, показывают им разные растения и грибы, рассказывают о животных и обитателях рек и озёр, учат распознавать птичьи голоса и манеры разных пауков плести паутину... Устраивают курсы выживания, когда дети должны, оставшись одни в лесу (на самом деле, конечно, за ними приглядывают), правильно сориентироваться, добыть огонь, вскипятить воду, найти съедобные растения. Старший ребёнок Михалёвых уже давно "работает" инструктором в этой "школе" и собирается поступать в педагогический вуз.

А в Карелии семья Ганиных из Москвы восстанавливает старинную избу, доставшуюся им по наследству. Безумно красивый дом сильно обветшал, но Ганины, строители и архитекторы, на свои деньги пытаются привести его в порядок. На тяжёлые работы нанимают бригаду, а лёгкие выполняют сами с детьми. Помогать прибегают даже из соседнего села, потому что хозяева не просто поручают выполнение какой-нибудь нехитрой операции, но и очень интересно рассказывают, как строили дома в деревнях, какими приёмами пользовались плотники и каменщики, как сложить печь, как вставить стекло в переплёт и отчего оно было волнистым, как сделать камышовую крышу, а как – деревянную гонтовую, для чего нужна подклеть и так далее. Не каждый день, но постоянно соседские дети прибегают к Ганиным послушать их рассказы, посмотреть альбомы по архитектуре и помочь в строительстве. И так – вот уже несколько лет.

Фото из личного архива автора.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть